ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Клиповое сознание и обучаемость
Клиповое сознание и обучаемость3-09-2019, 16:56. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Так уж получается что каждый делает то, что умеет. Блогеры - пишут статьи, преподаватели - преподают. У преподавателей - интересная адреналиновая работа и всегда есть чем заняться. Много пишут о системе образования профессиональные блогеры. Правда, зачастую остро реагируют на вылезающих в комментариях шкрабов которые сами писать не умеют а только замечания делают грамотным людям) Так что удачно когда настоящие действующие преподаватели школ или ВУЗов находят время запостить инсайдерскую информацию о системе образования с уникальной и мало кому доступной точки зрения. Предлагаю камрадам статью преподавателя ВУЗа. Коллега пишет на ресурсе dreamwidth.org под ником prepod. Не путайте нас, мы разные люди) Препод с преподом всегда договорятся так что у нас наладилось доброе общение несмотря на принципиальные разногласия в оценке некоторых вопросов. Прошу знакомиться Года три назад я вдруг поняла, что студенты меня не слышат. Нет, они и раньше отвлекались, при этом за темой следили и вопросы задавали. Но за последние несколько лет все изменилось в корне. Можно было заставить их сидеть тихо и смотреть в доску. Они смотрели с открытыми глазами и даже слушали, но не слышали. И дело даже не в том, что они не могли понять - я стараюсь объяснять максимально просто и доступно. Они не могли и не пытались сконцентрировать внимание. А без внимания невозможен процесс познания и запоминания. В советское время длительность урока 45 минут определялась тем, что именно такое время ученик мог удерживать внимание на изучаемом предмете. Мои современные студенты в большинстве своем способны удержать внимание в среднем 5 минут. Может быть больше или меньше в зависимости от времени суток. Максимальная продуктивность с утра, первые два часа занятий, потом она резко снижается и уже к третьей паре падает до нуля. Тогда, впервые за 25 лет преподавательской работы, я поняла, что ничего сделать не могу. Обычные методы и способы обучения перестали работать. Лекции стали бесполезной тратой времени. На групповых занятиях студенты переписывали примеры решения задач с доски и потом решали аналогичные задачи по образцу. Шаг влево, шаг вправо – полный ступор. Чтобы на контрольной все не получили двойки, нужно было предварительно прорешать с ними пробный вариант и дать аналогичные задачи. Числа в формулы они подставить могли, но формулу нужно было дать. Решение стало чисто механическим, бездумным. Студенты потеряли способность воспринимать и понимать длинный текст учебника, вести конспект и усваивать знания. То, с чем пришлось столкнуться мне и другим преподавателям вузов и школьным учителям, называется «клиповым сознанием». Этот термин появился в 1990-х годах, он означает восприятие окружающей действительности через яркие несвязанные образы. Клиповое сознание формируется современными СМИ, дающими короткие фрагменты и тексты, в которых лишь очерчиваются контуры проблем. На человека воздействует беспрерывный и беспорядочный поток обрывков информации, не оставляющий времени для анализа взаимосвязей, осмысления и выделения главного. Постоянно происходит «обновление», всё ранее увиденное утрачивает свое значение. Человек быстро переключается с одной темы на другую, отчего создается впечатление, что он одновременно занимается несколькими делами. Обладатель клипового сознания мыслит не понятиями и причинно-следственными связями, а бессвязными картинками. В отличие от понятийного мышления для клипового характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует её с использованием связей, существующих в контексте. Клиповое восприятие быстрое, но поверхностное. Оно не дает проникновения в суть проблемы. В итоге человек ничего не запоминает, т. к. запоминание основано либо на повторении, либо на установлении логических связей. Люди с клиповым сознанием не могут изучать точные науки, в которых каждое новое понятие основано на предыдущих и требуется системный подход. Они даже не понимают, чего от них хотят. Утрачивается способность к аналитическому мышлению, конкретное мышление преобладает над абстрактным. Возрастание сложности изучаемого материала приводит к его абсолютному непониманию и потере интереса. Способы мышления не присущи человеку с рождения. Они вырабатываются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Язык образов и жестов значительно более древний, чем язык символов, поэтому человеку легче воспринимать информацию в виде образов (клиповый способ), чем в виде букв, цифр и формул (логический, понятийный способ). Понятийное мышление по сравнению с образным возникает на более позднем этапе развития как человечества в целом, так и конкретного человека, оно не развивается само по себе, а формируется в школе. Развитию понятийного и логического мышления мешает нежелание учеников читать классическую литературу. При чтении человек сначала видит знаки – слова, потом понимает их смысл, создает образы (визуализация), потом устанавливает логические связи и анализирует. Телевидение, напротив, управляет восприятием зрителя, информация поступает в быстром темпе, через аудиовизуальное восприятие, без символизации и последующего анализа. Кроме того, мышление картинками не позволяет пополнять словарный запас. Последние годы студенты не читают учебники. На вопрос: «как вы готовились к экзамену?» отвечают: «по интернету». То есть заносят вопрос в поисковик и выписывают ответ. Этот ответ они не понимают и не запоминают и даже не пытаются понять. Для них слова сами по себе и есть ответ, смысла они там не ищут и не подозревают, что его нужно искать. Эти клиповые ответы между собой никак не связываются и не дают целостной картины. Если даже студенты выучат их наизусть, получится «клиповое знание», составленное из разрозненных несвязанных кусочков, которые они даже не понимают. Если раньше мы давали глубокие и обширные теоретические знания, позволявшие студентам самостоятельно классифицировать проблему, подобрать методы исследования, а при необходимости разработать свои, то теперь придется давать «образцы», то есть набор стандартных задач с решениями. Причем студенты даже не смогут самостоятельно понять, как и в каких ситуациях их можно применить. Клиповое восприятие даёт иллюзию мыслительного процесса. Во время просмотра новостной ленты нам кажется, что мы думаем. Но думать и воспринимать информацию – это два разных психических процесса. Поэтому или одно, или другое. Мозг не думает и не осознаёт связи между событиями, клипы превращаются в информационный шум. А человек, постоянно читающий новости, пребывает в иллюзии, что он понимает происходящие в мире события. Есть два способа скрыть информацию. Первый способ – ее просто не публиковать. Второй – опубликовать открыто, но закрыть информационным шумом. Так глушат передатчики: мощность полезного сигнала меньше мощности шумовой помехи. Сейчас много пишут об информационной перегрузке учеников. Это не так. У современных учеников информационный голод. То, что они видят в СМИ и интернете – это не информация, это шумовая помеха. Информация для большинства скрыта, и они не могут ее выделить на фоне шума, для этого нужна очень серьезная подготовка. Вот уже несколько лет на экзаменах я даю студентам возможность списывать с интернета. Проверено – они ничего списать не смогут. Выглядит это так: я даю билеты и ухожу. Через час возвращаюсь и слушаю ответы. Первый же вопрос «а что это у вас написано» сразу же обнажает истинный уровень знания, точнее незнания, студента. Ставить двойки и отправлять на пересдачу – пустая трата времени и сил. Они готовиться не будут. Вернее, будут так же точно, по интернету. Экзамен сам по себе становится бесполезным. Это уже не стимул для подготовки и изучения предмета. Студенты приходят на экзамен с теми знаниями и навыками, которые смогли усвоить в течение семестра, и самостоятельно улучшить их не могут. Всё это вынуждает преподавателей переходить на школьную систему обучения с постоянным текущим контролем знаний и выставлением итоговой оценки за семестр по текущей успеваемости. Теоретически бороться с клиповым сознанием можно путем индивидуальных занятий. Опытный репетитор довольно легко подстраивается под ученика и управляет его вниманием и мыслительной деятельностью. Но в условиях массового обучения это невозможно. А это означает, что либо придется менять способы обучения и саму парадигму образования, либо жёстко возвращаться к методикам обучения времён Советского Союза, на что Минобр добровольно не пойдёт. Как обычно, возникает вопрос: «что делать?». Минобр проблем не видит и обязывает вузы внедрять обучающие онлайн-курсы вместо обычных занятий с преподавателем. Интересно, он понимает, что значит дать нашим «клиповым» студентам доступ в интернет? Они даже с преподавателем на занятиях ухитряются в YouTube смотреть. Учеба - это тяжёлая работа для мозга, она требует продолжительной сосредоточенности и отсутствия отвлекающих факторов. Изучить онлайн-курс самостоятельно, без обычной организации учебного процесса, смогут единицы. И еще минобровый мейнстрим: заменить обычные занятия проектной деятельностью. Это вообще решение всех проблем. Проектом руководит преподаватель, выполняют особо продвинутые, оценку получает группа целиком. Сейчас идет глубокое расслоение общества. Эра доступного полноценного школьного и высшего образования для всех окончилась. С появлением компьютеров и современных технологий нет нужды искать таланты во всех слоях общества. А раз отпала массовая необходимость в талантах, то нет необходимости давать всем равное образование высокого уровня. Создается нормальное общество потребителей. Слова Фурсенко о том, что задача современного образования - воспитать идеального потребителя, вполне чётко отражают направление деятельности Минобра. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию логического, понятийного, а не клипового мышления. Чтобы чего-то добиться, необходимо понятийное мышление, которое является основой интеллектуального развития и позволяет смотреть на мир вдумчиво и целостно. В современном бизнесе без умения анализировать, выявлять суть и принимать на основе этого решения невозможно стать успешным. Одно из главных требований - способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели, что подразумевает наличие логического мышления. Люди с клиповым сознанием элитой никогда не станут. Они не способны анализировать обстоятельства и принимать правильные решения. У них нет критического мышления и ими легко манипулировать. Подобный тип сознания хорош для истинных пролетариев - людей, которым не нужно глубоко изучать проблему, а нужно лишь трудиться. У человека левое полушарие мозга отвечает за логику, речь и память, а правое – за воображение и представление образов. Более успешны те люди, у которых работают оба полушария, т. е. те, которые обладают как логическим, понятийным, так и образным мышлением. И родителям решать, позволять ли своим детям часами сидеть за компьютером или заставить их читать классическую литературу и решать задачи из старых советских учебников. Вернуться назад |