ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Как «птенец Сороса» добьет украинское образование

Как «птенец Сороса» добьет украинское образование


3-09-2019, 13:38. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
© прес-служба Міністерства освіти та науки України / Konstantin Polishchuk 

Новый учебный год украинские работники сферы образования встретили с долгожданным новым начальством, на которое возлагали надежды на решение целого комплекса накопившихся проблем. Новым министром образования стала Анна Новосад, самый молодой украинский министр – ей всего 29 лет.

Накануне Дня знаний ее раскритиковали как оппозиционный адвокат Татьяна Монтян, так и оголтелая националистка Ирина Фарион за неграмотность, обнаружив в ее публикациях много ошибок. Тем не менее, Анна Новосад будет активно проводить все ту же политику жесткой украинизации и сокращения расходов на образование. Она обещает продолжать образовательные реформы своей предшественницы Лилии Гриневич, за что и удостоилась от нее личной похвалы.

Самый молодой министр получила степень бакалавра в Киево-Могилянской академии в 2011 году, после чего стала стипендиатом Фонда открытого общества (Фонда Сороса), поступив в Университет Маастрихта, где получила степень магистра «европейских студий», а затем стажировалась в рамках украинско-канадской парламентской программы. На родину вернулась в составе «десанта» стипендиатов Сороса на Евромайдан, где с декабря 2013 активно требовала евроинтеграции, завернувшись в украинский флаг. Участвовала в захвате здания Киевской горадминистрации. И уже в 2014 году в возрасте 24 лет стала советницей министра образования Сергея Квита, известного своими националистическими взглядами. После отставки Квита она осталась работать с новым министром, Лилией Гриневич, заняв в МОН должность директора стратегического планирования и европейской интеграции. На этой должности она курировала на Украине программу «Горизонт 2020», финансируемую ЕС для развития научных исследований. Однако, как говорила сама Новосад в интервью, ЕС финансирует в рамках этой программы и такие «исследования в гуманитарной сфере, как, например, что делать с Россией в 21-м столетии».

Работая в МОН, она активно защищала и продвигала дискриминационный языковой закон, с издевкой передавая привет «представителям русского мира и венгерским партнерам, которые кричали о его неконституционности». Ей в принципе вообще не чужда откровенная русофобия и возмущает даже присутствие россиян в качестве советников на дебатах в ЕС. «Этот генсек Совета Европы закончился. Срочно нужен другой. Увидела это собственными глазами, когда в прошлом году во время апогея скандала вокруг Закона об образовании Ягланд на встречу с министром Гриневич в качестве советника по языковым вопросам пригласил какого-то мерзкого россиянина», — пишет новый министр образования Украины.

Анна Новосад обещает ускорить внедрение концепции «Новой украинской школы» (НУШ), в рамках которой ученикам предлагается овладеть за 12 лет обучения не отдельными предметами, а «компетенциями». В число главных компетенций входит владение государственным языком. Все прочие «компетенции» смешиваются в кучу, чтобы дать лишь общие представления и ряд практических навыков. Иными словами, украинская школа с классического образования переориентируется на производство работника с достаточно узким кругозором, лишь бы говорил на «держимове».

В специализированных школах больший упор в рамках реформы должен делаться на профильных предметах, то есть если родители в младших классах определились, что ребенок должен стать экономистом, то литература ему ни к чему. Физику, химию, биологию, географию, астрономию, экологию попытаются ужать в общий курс под названием «Человек и природа», а алгебру с геометрией в общий курс математики. Естественно, это предполагает массовое сокращение учительских ставок. Какой-нибудь один оставшийся школьный географ должен попытаться объяснить детям целый ряд предметов. В официальном заявлении члены Национальной академии наук ранее говорили, что итогом такого объединения дисциплин в один предмет станет снижение качества их преподавания, что приведет к деградации науки в целом. «Это приведет к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, уменьшению потребности в учителях по данным предметам, а в дальнейшем — к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать усиление упадка отечественной науки и системы высшего образования. Внедрение этих новшеств также повлечет за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин, а это приведет к «полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы», — считают в Академии наук.

Экономист Александр Гончарук на днях заявил, что результатом школьной реформы последних лет, которую намерена продолжить и ускорить Анна Новосад, стало незнание старшеклассниками таблицы умножения.

«Итак, что имеем с Минобразования? Чиновники сократили время преподавания общетеоретических дисциплин. Школьное образование в старших классах ими же сведено к подготовке к тестам, что на деле показало процесс разрушения системности знаний, не допускающее обучение умению рассуждать. Ну, и даже не все старшеклассники теперь знают таблицу умножения», — пишет Гончарук.

Однако это и есть следствие сокращения расходов на систему образования, чего требуют западные кредиторы. Со времен победы Евромайдана расходы на образование неуклонно сокращаются — растут лишь расходы на военные нужды и выплаты по внешним кредитам. Максимальный объем вклада в образование достигал 8,2% ВВП в 2009 году, а уже в 2014 году снизился до 6,9%, в 2015-м — до 6,4%, в 2017-м — до 5,4% от ВВП. Тем не менее, в прошлом году директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен сетовала, что расходы на образование на Украине все еще высоки. На этом фоне обещания Владимира Зеленского в статусе кандидата дать учителям зарплату $4 тыс. в месяц выглядят откровенным издевательством. Чтобы снизить расходы, Всемирный банк выдает кредиты на ускорение реформы образования. «МОН сейчас работает с Всемирным банком над возможным большим кредитом для реформы образования», — рассказывает Новосад.

Одновременно новый министр образования признается, что она человек достаточно неопытный, поэтому ей понадобится команда профессионалов, которые помогут реформировать систему образования. Такими советниками и должны стать западные партнеры, которые расскажут, какие школы закрыть, каких учителей сократить, как эффективнее искоренить русский язык. В целом же мы видим преемственность политики всех министров образования после Майдана. Фактически это одна и та же команда, члены которой передают друг другу дела, меняясь местами под чутким надзором кредиторов.

Суть продвигаемой ими «европейской» реформы образования выразил в свое время один из идеологов Третьего рейха, Мартин Борман. «Образование опасно. Для них достаточно уметь считать до ста. В лучшем случае приемлемо образование, которое готовит для нас полезных марионеток», — говорил Борман. Теперь его концепцию будет претворять в жизнь одна из таких полезных марионеток.

Дмитрий Ковалевич

 


Вернуться назад