Скорее всего, играет роль и иная стилистика, но большую роль играет всё же позиционирование — Зеленский, не имеющий политического прошлого и проведший вполне безыдейную избирательную кампанию, нуждается в построении своего политического имиджа и в политическом самопозиционировании. Отсюда и странности сценария праздника.

1. Был ли парад?

Владимир Зеленский объявил об отмене военного парада, которые проходили все предыдущие пять лет, и назначил «Шествие достоинства». Сэкономленные 300 млн гривен (около $11,5 млн) планировалось направить на премии военным. 

Отказ от проведения парада вызвал резкую критику Зеленского и проведение альтернативного мероприятия — «Марша защитников», организованного националистами.

Тут разница не только стилистическая. Зеленский как бы полемизирует с Порошенко, делавшим оговорки, в соответствии с которыми главную роль в отражении «агрессии» сыграла всё же армия. Зеленский восстанавливает идею единства армии и народа, напоминает (не называя прямо) о роли добровольцев и волонтёров. Впрочем, странностей организации это не объясняет.

Во-первых, если это не парад, а именно шествие с участием гражданских лиц, то зачем была нужна репетиция? Между тем она проходила вечером 22 августа на Майдане.

Во-вторых, в прошлогоднем параде принимало участие 4,5 тыс. человек, в то время как в нынешнем шествии — 12 тыс. по официальным данным. Понятно, что людишки обошлись дешевле, — им солярка без надобности. Но сопоставление цифр всё же вызывает некоторые вопросы — отказ от парада привёл к увеличению массовости…

2. Отсутствие зрителей

Нет, формально зрители как бы были, и даже есть официальные данные, в соответствии с которыми благодаря шествию на Майдан вышли около 50 тыс. человек.

В действительности, однако, видно, что толпа на Майдане достаточно разреженная, и известно, что собиралась она традиционным путём мобилизации бюджетников.

Тут скорее сыграло роль опасение непредсказуемого развития событий — учитывая одновременное проведение альтернативных акций, власть, вполне вероятно, опасалась провокаций, а потому постаралась минимизировать присутствие случайного непредсказуемого элемента.

В общем, организаторы акции пошли путём предельного приближения акции к стандартам концерта. Правда, концерта, на котором, как в известном анекдоте, один номер — исполнение гимна СССР оркестром НКВД.

3. День скорби

Вообще скорбь — не просто обязательный элемент любого украинского праздника, но основное его содержание. Даже когда речь идёт о каких-то эпохальных победах (вроде пресловутой Конотопской битвы), надлежит помнить, что любая победа была бесплодной, и закончилось всё как всегда — геноцидом.

Справедливости ради надо понимать, что этот элемент присутствовал всегда. Ющенко обязательно упоминал о Голодоморе, а Порошенко заканчивал праздничное выступление минутой молчания.

Зеленский творчески переосмыслил наработки предшественников — он начал с поклонения кенотафам героев «небесной сотни», прихотливо разбросанным по тротуарам Институтской улицы. Собственно, остальное «празднование» вполне соответствовало такому началу — тут и грустная президентская речь, и неоднократное исполнение гимна, и награждение мёртвых героев (живых тоже награждали, и это не очень-то вписывалось в концепцию).

Тут как раз никаких особенностей новой стилистики или политического позиционирования не было. Было продолжение постепенного вымывания из Дня независимости элементов празднества и наполнения его скорбью. Т.е. в этом элементе Зеленский приближался к своим предшественникам и где-то их даже превзошёл. Это, впрочем, легко объяснимо — над новым президентом тяготеет комедийная карьера. Ему приходится доказывать, что он имеет таки чувство трагического…

4. Содержание речи

Речь президента Зеленского интенсивно критиковалась «патриотами» за отсутствие упоминания России и агрессии. Противники же войны критиковали её за наличие упоминания России и агрессии.

Тут на самом деле ситуация достаточно определённая. И Россия, и агрессия в речи были (вообще у президента, как оказалось, каждое утро начинается с агрессии), но Зеленский прямо их назвать воздержался. Так же и к вопросу «оккупированных территорий» он подошёл иносказательно.

В общем, Зеленский просто повторил свою практику времён избирательной кампании — по возможности избегать агрессивной риторики и представляться миротворцем исключительно за счёт стиля. Стиль же должен быть мягким и вкрадчивым — он не ломает слушателей, как Порошенко, а мягко внушает им нужные мысли… Мысли, кстати, те же самые: Россия — агрессор, Крым — Украина и т.п.

5. Гимн и рэп

При Порошенко вполне хватало одного исполнения гимна. При Зеленском его исполнили четыре раза в разных вариантах. Получилось что-то вроде танца на… граблях.

Причина столь внимательного подхода к гимну совершенно очевидна: Зеленский не очень естественно ощущает себя в роли профессионального патриота и понимает, что избирателям ещё труднее представить его в таком качестве.

Кстати, есть точка зрения, что гимн должны были исполнить и пятый раз — в виде рэпа. Но Алина Паш предпочла собственную, вполне патриотическую, композицию.

Идея ввернуть рэп выглядит вполне здравой — концерт получается неформатным, молодёжно-ориентированным. В общем, Зеленский — политик нового поколения, и музыка (в данном случае стоило бы использовать кавычки — связь музыки и рэпа очевидна далеко не для всех) при нём звучит новая.

Резюме

В общем, основные особенности политической стилистики и позиционирования Зеленского примерно следующие:

— Зеленский — политик нового поколения;

— он патриот не в меньшей (а где-то и в большей) степени, чем его предшественники;

— он за преодоление агрессии мирными (точнее — невоенными) средствами;

— слуга народа побаивается народа и, видимо, не только его (вспомним Труффальдино, получавшего тумаки от двух хозяев).   

В общем, наступают славные, вернее, совершенно, бесславные времена перехода комедии в трагедию.