ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Внедряем демократию на уроках физкультуры

Внедряем демократию на уроках физкультуры


24-08-2019, 13:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Недавно в украинском сегменте «Фейсбука» случилось очередное бурление. Собственно говоря, подобное там происходит чаще некуда и, в принципе, удивлять не должно — в больной стране иначе не бывает. Но на сей раз привлекает внимание тема обсуждения: речь шла о роли школьного курса физики в продвижении ценностей свободы, демократии и равенства.

Написал об этом блогер Владимир Завгородний. К его информации стоит относиться крайне осторожно, поскольку пару лет назад он сообщал, как в Северной Корее съели всех котиков. Причем давно — лет пятьдесят назад. Кроме того, Завгородний старательно обслуживал порошенковский режим, что само по себе показательно. Однако в данном случае блогер действительно попал в точку, рассказав в своем посте о методических пособиях для украинских учителей.

Здесь нужно сделать отступление с пояснением. Есть методички, рождаемые в недрах Министерства образования и науки. Вот, к примеру, рекомендации ведомства просвещения для преподавателей истории, утвержденные 1 июля нынешнего года. Педагоги должны донести до учеников 10 класса мысль о том, что в период с 1914-го по 1945-й сутью украинской истории стала борьба (мирная и вооруженная) за национальную государственность и противостояние тоталитаризму. Также учителя не должны терять из поля зрения такие основы, как гражданская направленность, человекоцентризм, украиноцентризм, нациестроительство, европейскость.

Смотрится забавно, хотя по сравнению с методичкой, попавшей в поле зрения Завгороднего, — казенщина и скука смертная. То, с чем познакомился блогер-порохобот, подготовлено в рамках проекта «Развитие гражданских компетентностей в Украине» (DOCCU). Запустило его швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, непосредственной разработкой занимался Цюрихский педагогический университет. Поддержку DOCCU оказывает Совет Европы.

Задача проекта — научить чиновников «незалежной» не брать взятки и привить украинским детям демократические ценности. Началось все осенью 2013 года, а наиболее пышно расцвело в «майданную» пятилетку. Воплощением в жизнь DOCCU занимались Нацагенство по делам госслужбы, Академия госуправления при президенте Украины и Минобрнауки. В частности, замминистра Павел Хобзей отзывался о проекте в самых комплиментарных выражениях: «Педагоги получили еще одну качественную открытую платформу, где имеются инструменты для развития гражданского образования».

В свою очередь DOCCU вполне вписывается в концепцию «Новой украинской школы». Это одна из любимых игрушек ведомства просвещения. Непосвященным, правда, не очень понятно, зачем нужна «новая школа» и какой от нее прок, но одной из задач реформы объявлено формирование ключевых компетентностей. Таких, например: общение на государственном языке, общение на иностранных языках и, разумеется, компетентность, связанная с идеями демократии, справедливости, равенства и прав человека.

Данное направление развивают посредством проекта DOCCU. Выглядит это следующим образом: учителей собирают на семинары и тренинги, там они с серьезными лицами что-то рисуют на большом листе ватмана, после чего получают сертификаты. Затем в местной прессе появляются публикации с заголовками вроде «Калушская гимназия в списке пилотных учебных заведений для внедрения демократических преобразований» или «На Полтавщине прошел DOCCU-хакатон».

Вообще, в глубинке швейцарскую затею воспринимают своеобразно. Взять, допустим, интернет-ресурс под названием «ВістіЛуг». Он на балансе военно-гражданской обладминистрации и содержание у него соответствующее: можно прочитать новость о праздновании в Станице Луганской пятой годовщины «освобождения от незаконных вооруженных формирований» или познакомиться с публикациями раздела «”ЛНР” — руSSкий мир». Так вот, «ВістіЛуг» сообщал посетителям своей страницы, что DOCCU «внедряет демократию в школах Луганщины».

Семинары с хакатонами это далеко не все. Для учителей подготовлены пособия с длинным названием «Методические рекомендации по внедрению сквозной содержательной линии “Гражданская ответственность” в учреждениях общего среднего образования». Именно на них и наткнулся помянутый выше Завгородний. Он поразился методичке по физике, а они, между прочим, существуют сразу по нескольким предметам.

В методичках указываются темы уроков в классах с пятого по девятый, за ними следует перечень ценностей и навыков, которые педагогам необходимо прививать детям. В отличие от зубодробительных наставлений Минобрнауки, рекомендации — обхохочешься. Возьмем пособие по физкультуре (да-да, есть и такое!). Семиклассники, играя в волейбол, должны осознать, что существуют гендерные стереотипы. Через пару лет, когда они подрастут, им нужно объяснить «опасность определенных стереотипов, способных сеять в обществе зерна вражды». Представляю себе, как похмельный и косноязычный физрук пытается донести до детей подобную премудрость!

Заглянем теперь в методичку по географии. В 6-м классе на уроке, посвященном численности и размещению населения Земли, должно прививаться понимание единства и одновременно разнообразия европейцев. Тут забавляет именно слово «европейцы» — кроме них на планете еще люди есть? В 8-м классе при изучении возрастного и полового состава жителей Украины и остального мира ученикам предстоит встретиться с понятием «гендерная дискриминация» и поставить себя на место ее жертв.

С физикой тоже весело. Уже на этапе знакомства с ней как с естественной наукой к школьникам придет осознание, что права и свободы предназначены для всех, независимо от происхождения или состояния общества. А изучение силы давления откроет путь к правилам и законам предотвращения конфликтов. Урок, где станут изучать явление инерции, приведет опять-таки к пониманию гендерной дискриминации. Экологические проблемы тепловых двигателей помогут выработать собственное видение демократии.

Оставим в покое географию и физику и обратимся к курсу зарубежной литературы. В 5-м классе мальчикам и девочкам их педагоги расскажут о сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Попутно детворе привьют знания о правах и свободах, о правительстве и политике. Это ладно. Куда интереснее рекомендации по уроку, выделенному для знакомства с басней Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягненок» (6-й класс). На ее примере предстоит усвоить термины «равенство», «разнообразие», «плюрализм», оценить важность солидарности и сотрудничества для преодоления несправедливости. Таким образом, согласно методичке, вырабатывается умение отстаивать равноправие и знать, что ограниченность ресурсов может влиять на реализацию прав и свобод.

То есть, согласно логике методички, волк сожрал ягненка по причине нехватки воды. Будь ее больше, хищник, наверное, утолил бы жажду и побежал дальше. И вообще вся ситуация, похоже, случилась из-за отсутствия плюрализма. Хотя на самом деле между персонажами имела место дискуссия, закончившаяся, впрочем, весьма печально: «Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Не менее заковыристы рекомендации по преподаванию истории. Так, в 9-м классе подросткам прочтут урок об Украине начала XX века, усилении имперского давления на национальное движение, о ксенофобии, шовинизме и Менахеме Менделе Бейлисе, обвиненном в ритуальном убийстве христианского мальчика. Используя судебный процесс Бейлиса, у школьников сформируют осознание того, что «решение конфликтов в определенной мере зависит от навыков, которые можно приобрести». Кто-то может подумать, будто бы текст написан пациентом психоневрологического диспансера, но нет — над методичкой по истории трудились специалисты Ивано-Франковского областного института последипломного педагогического образования во главе с целым проректором.

Так продвигается демократия в украинском среднем образовании. За время независимости над ним провели много экспериментов. Результаты их заметны при сдаче тестов, официально именуемых Внешним независимым оцениванием (ВНО). В 2019-м математику не сдали 18,17% выпускников, физику — 14,97%, историю — 16%, географию — 10%, химию — 14%. И даже тесты по украинскому языку и литературе провалили 15,8% участников ВНО. Год назад было еще хуже: с физикой, допустим, не справились 16,82%. Однако тенденция налицо.

Более того, ВНО не могут осилить даже учителя. В апреле в Винницкой области тест по математике проходили педагоги. Из 217 человек 37 смогли выполнить только половину заданий, четверо тест просто не сдали.

Малограмотные ученики и их преподаватели — порождение реформ прошлых лет. Сейчас же внедряется «Новая украинская школа», параллельно с которой на уроках физики учат демократическим ценностям. И видимо, недалек тот день, когда выпускники 2019-го будут выглядеть на фоне новых поколений хорошо образованными людьми. К этому все идет.

 

Источник


Вернуться назад