ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Просвещенный манифест Никиты Михалкова поставил крест на либеральной демократии

Просвещенный манифест Никиты Михалкова поставил крест на либеральной демократии


29-10-2010, 09:17. Разместил: VP

Кинорежиссер, президент Российского фонда культуры Никита Михалков опубликовал политический манифест под названием «Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма». Манифест также был напечатан в количестве нескольких экземпляров и передан руководителям государства. По словам самого Михалкова, он трудился над составлением 63-х страничного текста в течение года, сообщают Грани.Ру.

 

Псков

В своем политическом сочинении Михалков выражает уверенность, что будущее России – за «просвещенным консерватизмом». «Эйфория либеральной демократии закончилась. Пришла пора делать дело!» – отмечает кинорежиссер. «Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики», – заявляет автор манифеста.

 

По его мнению, современный общественный строй, «представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции», не устраивает большинство россиян.

 

Михалков перечисляет: необходимо установить и поддерживать законность и правопорядок в стране, обеспечить культурную и национальную безопасность, поднять благосостояние всех граждан, восстановить чувство гордости и ответственности за свою страну, гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан, а также отстаивать права и свободы соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.

 

Для этого, как полагает кинорежиссер, надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. «Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире», – призывает Михалков.

 

Для достижения всех этих задач, по мнению Михалкова, требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства – труда, земли, капитала и человека, рассмотрев их с точки зрения духовного единства права и правды. Последние два слова часто встречаются в тексте и выделяются прописными буквами. Такое мировоззрение, которое позволяет достичь поставленных целей, Михалков называет «просвещенно-консервативным». «Просвещенный консерватизм – это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его», – сказано в манифесте.

 

Михалков апеллирует к авторитету Александра Пушкина, Николая Гоголя, а также русских мыслителей Константина Леонтьева, Бориса Чичерина, Петра Струве, Семена Франка, Ивана Ильина и Николая Алексеева, называя их просвещенными консерваторами. «Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций», – говорится в манифесте.

 

Первой ценностной установкой, на которой базируется просвещенный консерватизм, называется «следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде». Также в их числе называется укрепление вертикали власти, регулируемая рыночная экономика, «лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе», «почитание ранга».

 

В части манифеста «Культура» констатируется, что сегодня общество столкнулось с экспансией ложной культуры. «С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С «культурным ширпотребом», которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене». «Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную», – пишет Михалков.

 

«Личности, нации и государству в России необходимы стабильные условия существования, а стабильность – сестра традиции», – говорится в манифесте.

Михалков пишет об историчности консервативного мышления. «Псевдонаучные ссылки на всеобщие законы истории, «логику прогресса» и «чудеса рынка» представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории, которым наши современники, лишенные веры, надежды и любви, вынуждены приносить кровавые жертвы», – говорится в манифесте. По мнению мэтра, российскому историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта.

 

В части «Нация» Михалков утверждает, что для русской нации свойственно «особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных – евразийских – координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами».

 

«Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия, по меньшей мере опасно, а по большому счету – губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства. Мы не должны и не можем допустить этого! С теми, кто этого не понимает и не признает, нам не по пути!» – восклицает автор манифеста.

 

«Надо, наконец, понять и раз и навсегда усвоить, что Россия – континентальная империя, а не национальное государство. У России другой масштаб, другая мера, другой темп и ритм бытия. Нам нельзя торопиться. Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение – вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами. Мы убеждены – тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства», – говорится в манифесте.

 

Автор ясно и недвусмысленно рисует портрет лидера России, который может справиться с поставленными задачами: «Идеологи российского консерватизма, как свободные творческие личности, могут и должны выступить сегодня в роли общественных и политических лидеров нашей страны, а просвещенно-консервативное движение должно стать кузницей кадров для руководителей Нации и Государства, которые в XXI веке смогут взять на себя ответственность за жизнь и судьбу нашего Отечества – России».

 

«Чтобы добиться нового качества политической и правовой работы в стране, следует не только укреплять внутрипартийную дисциплину, но и стремиться к сокращению общего числа политических партий. Карликовые, игрушечные, карманные партии, не представляющие никого и ничего, как и партии, утратившие поддержку своих избирателей, должны уйти с арены политической борьбы. В будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая».

 

«Геополитика в России должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой. Довольно смотреть на себя и мир, стоя на коленях. Пришла пора вернуть достоинство, обрести уверенность, встать на ноги – и спокойно, с ровным дыханием отстаивать собственные национальные интересы. Мы вновь должны стать едиными и сильными, а Россия – Великой. В этом был, есть и будет главный смысл российской политики», – говорится в манифесте.


Вернуться назад