ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Арктическая гонка: Скоро на Севере будет жарко от присутствия

Арктическая гонка: Скоро на Севере будет жарко от присутствия


24-07-2019, 15:50. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Арктическая гонка: Скоро на Севере будет жарко от присутствия

Россия, Китай и США срочно строят ледоколы, готовясь к схватке за нефть и газ

На фото: атомный ледокол "Арктика" проекта 22220
На фото: атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот», предназначенное для обеспечения эксплуатации атомных ледоколов, объявило тендер на строительство двух крупнейших в мире серийных атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика». Они станут четвертым и пятым по счету.

На строительство выделяется 100,059 млрд. рублей. И эта сумма не будет корректироваться в сторону увеличения. Правда, два года назад, когда готовился к спуску на воду первый серийный и второй в проекте 22220 ледокол «Сибирь», то официально сообщалось, что его стоимость около 40 млрд.

Кроме того, сообщается, что финансирование постройки двух ледоколов будет осуществляться не только из госбюджета, но и из «других источников». Вполне понятно, что «другие источники» — это «Роснефть», «Газпром» и прочие нефтегазовые компании, которые стремятся утвердиться в арктическом регионе, богатом громадными запасами углеводородов. Это в долгосрочной перспективе. Ну, а сейчас в связи с постоянно возрастающим грузопотоком по Северному морскому пути нужны дополнительные ледоколы для круглогодичной проводки судов.

Четвертая «Арктика» должна быть передана «Атомфлоту» не позднее 20 декабря 2024 года, пятая — 20 декабря 2026 года.

Результаты тендера будут объявлены 6 августа. Однако и сейчас понятно, что строительством ледоколов будет заниматься Балтийский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. Именно здесь достраивается головной ледокол «Арктика» и два серийных — «Сибирь» и «Урал». Все они будут введены в эксплуатацию в промежутке между 2020-м и 2022-м годами.

Может возникнуть вопрос: а зачем нам такое количество этих специфических судов, строительство которых обходится очень недешево? Ведь Россия, казалось бы, оторвалась по части ледокольного флота от всего остального мира на громадное расстояние.

У нас эксплуатируется 40 таких судов различной мощности и назначения. Ни по количеству, ни по качеству никакой флот мира не имеет столь мощные флотилии, способные обеспечивать проводку судов в зимнее время в высоких широтах. Швеция имеет 7 ледоколов, Финляндия — 6, Канада — 4 действующих и один строящийся.

Отрыв России от всего остального мира громадный: количество отечественных ледоколов равно числу ледоколов, которые эксплуатируются всеми остальными странами мира. Помимо Швеции, Финляндии и Канады судами этого класса располагают Дания (4), Эстония (2), Китай (2), США (2). По одному ледоколу у Аргентины, Австралии, Германии, Японии, Южной Африки, Южной Кореи, Латвии и Норвегии. По суммарному водоизмещению разница еще существеннее. При этом лишь у России есть атомные ледоколы.

Самый мощный на нынешний момент ледокол — «Ямал», построенный по советскому проекту 10520 и эксплуатирующийся с 1989 года. Мощность силовой установки — 50 МВт. Длина — 150 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23,5 тыс. т. Осадка — 11 м. На скорости 1−2 узла преодолевает ледяные поля с толщиной льда до 3 метров. То есть способен выполнять работу по проводке судов в любое время года. «Ямал» совершил уже 46 походов к Северному полюсу.

С приходом в следующем году «Арктики» она возглавит мировой рейтинг. Два атомных реактора обеспечивают мощность на валу в 60 МВт. Длина — 173 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,5 тыс. т. «Арктика» будет способна проводить гигантские танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн.

Однако в связи с возрастанием интереса к Арктике, располагающей гигантскими запасами углеводородов, со стороны таких сверхдержав как США и КНР, почивать нам на лаврах не приходится. Эти два мощных игрока намереваются энергично бороться с конкурентами за арктическую нефть. Более того, эти намерения уже высказываются, можно сказать, на официальном уровне.

На прошлой неделе заместитель командующего Береговой охраны США вице-адмирал Дэниэл Абель публично заявил: «Нам нужны как минимум шесть ледоколов, в том числе три тяжелых. Пока у нас есть только один ледокол — Polar Star, и ему уже 40 лет».

Вице-адмирал слегка омолодил «Полярную звезду», ей уже 44 года. Несмотря на сравнительно небольшое водоизмещение, равное 12 тыс. тонн, ледокол прекрасно энерговооружён. Суммарная мощность его двигателей достигает 75 тыс. л.с., что позволяет ему преодолевать льды толщиной 3,5 метра.

О том, для чего увеличивать численность ледокольного флота в 7 раз, Абель не сказал. Однако несколько ранее цель данной потребности была четко обозначена советником американского президента по национальной безопасности Джоном Болтоном. Выступая перед выпускниками Академии береговой охраны США, он заявил: «Мы должны бросить вызов военному влиянию России в Арктике».

Пока сведений о разработке новых американских ледоколов и контрактах на их постройку не поступало. Но можно не сомневаться, все это не за горами. Потому что американцы строят корабли быстро.

Правда, еще быстрее строят китайцы. Довольно давно у КНР был только один ледокол — «Снежный дракон». На прошлой неделе был введен в эксплуатацию «Снежный дракон 2». Его водоизмещение — 14000 тонн. Длина — 123 м, ширина — 22 м. Дизельная силовая установка вырабатывает мощность 15 МВт. Способен преодолевать льды полутораметровой толщины на скорости в 3 узла.

Китай, не собираясь останавливаться на достигнутом, намерен совершить серьезный рывок вперед. Год назад пресс-служба Академии оборонной науки Народно-освободительной армии Китая (НОАК) сообщила, что для работы в полярных широтах предполагается создать серию ледоколов с ядерной силовой установкой. Вполне понятно, что если инициатором является НОАК, то их ледоколы, как и американские, предназначены для грядущей борьбы за арктические углеводороды. Причем в сообщении говорится о том, что данные суда будут многоцелевыми, То есть возможно размещение на них необходимого вооружения.

Кстати, выведенный из состава «Атомфлота» и дожидающийся утилизации атомный ледокол проекта 10521 «Советский Союз» можно было быстро превратить в боевой корабль. Часть вооружения в законсервированном виде находилось на борту — часть на береговых складах. Перед рубкой была установлена РЛС управления огнем артиллерийской установки.

В связи с тем, что США и КНР способны в обозримом будущем приблизиться к России в классе тяжелых ледоколов, Крыловский государственный научный центр и ЦКБ «Айсберг» разработали сверхтяжелый ледокол «Лидер». Он может быть построен уже в 2023 году. Разумеется, не на Балтийском ССЗ, который занят до 2026 года ледоколами проекта 22220 «Арктика». Ему назначено новое место строительства — Судостроительный комплекс «Звезда», который достраивается в городе Большой Камень Приморского края. Этот комплекс специально создается для строительства сверхбольших судов водоизмещением до 250 тыс. тонн, длиной до 350 метров и шириной до 60 метров.

Атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 оснащен двумя ядерными реакторами, дающими тепловую мощность в 2×315 МВт. Мощность на валах — 120 МВт. В качестве движителей — сразу четыре винта.

Длина ледокола — 209 м, ширина — 48 м, высота борта — 20 м, осадка — 13 м. Водоизмещение — 71 тыс. тонн. Экипаж — 80 человек. Автономность по запасу провианта — восемь месяцев. Срок службы — 40 лет.

Скорость хода по чистой воде — до 24 узлов. «Лидер» будет способен осуществлять проводку самых крупных из эксплуатирующихся на российском флоте судов по Северному морскому пути круглогодично. Способен преодолевать льды, толщина которых превышает 4 метра. Через ледовые поля толщиной 2 метра будет идти на скорости 15 узлов.

О вооружении «Лидера» не сообщается. Однако можно предположить, что места для него на ледоколе рекордного водоизмещения вполне достаточно.


Вернуться назад