ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В Грузии может появиться свой Карабах
В Грузии может появиться свой Карабах17-10-2010, 15:27. Разместил: VP |
В последнее время заметно обострилась проблема армян в Грузии. Не случайно, что эта тема была поднята на встрече 4 октября глав МИД Армении и Грузии Эдварда Налбандяна и Григола Вашадзе. Из скупых на подробности дипломатических документов стало ясно, что Ереван прежде всего волнуют вопросы сохранения культурного наследия и образования на армянском языке. Итог - "договорились договариваться". Иными словами, ничего кардинально не решили.
В первую очередь речь идет о проблемах населенного армянами района Джавахети на юго-востоке Грузии. Представители армян жалуются на притеснения со стороны грузинских властей, в частности, на многократные попытки захвата армянских церквей, а также стремление ликвидировать национальные школы. В своем интервью "Правде.Ру" эксперт по вопросам межнациональных отношений Арам Тер-Газарян изложил своё видение проблемы.
- В чем состоит суть проблемы Джавахетии?
- Начну с того, что 4 октября глава МИД Грузии заявил: "Я не знаю, что такое Джавахетия. Региона Джавахетия не существует на карте". Он явно лукавил, так как высказывания некоторых грузинских политиков прямо указывают на то, что такой регион не только знаком грузинской власти, но, по их мнению, существует даже его "проблема". Если судить по действиям официального Тбилиси в отношении армянского населения "проблема" Джаваха - это проблема кризиса грузинской политической системы.
Есть попытки грузинских властей установить полный контроль над местным бизнесом, находящимся в ближнем с Арменией и Турцией приграничье, а недовольство местного населения выдать за сепаратизм. Бизнес, конечно, громко сказано, но руководителями региона назначаются ставленники Саакашвили, которые пытаются силой отобрать у армян пекарни, магазины, кафе и так далее. Иными словами, их лишают возможности зарабатывать на жизнь.
Делается именно по-национальному признаку. Также как по национальному признаку из школ страны увольняют преподавателей-армян. Этими фактами притеснения и обусловлена реакция армянского населения и желание создать национальную автономию в составе Грузии. Цель одна - право самостоятельно выбирать себе руководство, которое защищало бы их элементарные права. Никаких требований независимости, как это было с Абхазией и Южной Осетией - только желание получить своего, а не марионеточного представителя в Тбилиси, по примеру той же Аджарии.
К примеру, у Аджарии нет ни национальных проблем, ни проблем с центральной властью. Потому что местные власти адекватно оценивают ситуацию и не позволяют Тбилиси вмешиваться в межнациональные отношения на территории своей автономии. Они не ущемляют прав других народов. Даже вещание местного телевидения ведется на четырех языках: грузинском, армянском, греческом и русском. Аджарцы пользуются автономными правами и выбирают себе руководителей, которые прислушиваются к их мнению. Того же статуса хотят и армяне, которых Саакашвили пытается вынудить покинуть родные земли, используя репрессивные методы советской номенклатуры.
- Почему Саакашвили ведет столь странную политику в Джавахети, которая, казалось бы, не пыталась выйти из состава Грузии?
- Действительно, руководство Грузии поднимает "вопрос Джаваха" - территории, переданной в 1921 г. большевиками под юрисдикцию Грузинской ССР - и все недовольство беднеющих масс переносится на армян, которые наравне с остальными гражданами Грузии находятся в таком же плачевном положении.
При этом экономика продолжает находиться в коме, в стране огромное количество обнищавших, фактически голодающих людей, которым надо объяснить, почему Грузия, занимающая завидное географическое положение, не имеющая никаких внешних противников, скатывается в экономическую пропасть.
Руководители Грузии снова пытаются оправдать свою неспособность управлять страной воздействием "побочных факторов". Обвинения в адрес России в связи с нежеланием осетин и абхазцев быть гражданами Грузии уже не действенны, потому что грузины убедились в том, что Россия не хочет лишать Грузию независимости. Если бы это было нужно, то во время августовской войны российские войска как минимум разрушили бы всю инфраструктуру Грузии, и как максимум установили бы полный контроль над ее территорией. Но вместо этого российская армия просто совершила марш-бросок вглубь страны, ничего не разрушая, не трогая мирных жителей - это был акт устрашения Саакашвили. Сегодня подобные заявления руководства страны вызывают в лучшем случае иронию со стороны простых грузин. Раньше врагами были осетины, абхазцы и русские, теперь армяне.
- В последние годы армяне нередко жаловались и на притеснения по религиозному признаку и в частности, на попытку захвата грузинами церквей и монастырей. Так ли это? - Это действительно так. И причем не только в Джавахе. Грузинская ПЦ пытается захватить армянские храмы и монастыри в Тбилиси (например, древний собор Святого Норахена) и даже в приграничных с Грузией армянских районах вроде Лорийского. Ситуация с церквями - показатель эволюционного созревания грузинской элиты. Попытка лишить осетин Южной Осетии, а абхазцев Абхазии характеризует предыдущую ступень ее развития - первобытно-общинное восприятие межнациональных проблем, когда победа одного рода над другим считалась окончательной только в случае полного истребления противника.
После августовской войны правители Грузии видимо осознали, что они живут не в эпоху Палеолита и интуитивно решили использовать более прогрессивные методы правителей первых рабовладельческих государств. А именно - "пленение богов". Этим грешили шумеры и прочие погибшие нации, провозглашавшие богов соседних народов рабами своих собственных богов. Захваты армянских церквей и монастырей - это современная интерпретация порабощения религии. Только здесь Саакашвили лишает армян даже права молиться в своих церквях, лишает права на Бога, по сути, заявляя: "Было ваше, стало наше". Такого со времен архаики не совершал никто. Очень странной в этой ситуации выглядит позиция грузинского патриархата, отвечающего именно за вопросы веры.
Грузинские церковники зачастую объявляют армянские храмы своими. Но это легко опровергается, поскольку все храмы занесены в реестры. И по спискам из церковных архивов можно за полчаса определить не только дату освящения храма, имя архитектора, но и ознакомиться со сметой строительства. А если у кого-то возникнут сомнения в подлинности древних свитков, это можно проверить простейшей радиоуглеродной экспертизой. Это простительно не знать Саакашвили, но непросительно не знать иерархам Грузинской Православной церкви.
Можно оскорбить народ, можно оскорбить религию, но оскорблять веру людей чревато, об этом знали даже османские султаны, оставлявшие прежние названия у церквей, перестроенных в мечети. Они, пристраивая к греческим и армянским соборам минареты, не претендовали на право авторства этих культовых зданий. Ни один султан никогда не заявлял, что Святую Софию построили турки, прекрасно понимая, что любой храм - символ веры людей.
Перестройка церкви в мечеть означала только духовную победу одной религии над другой и по замыслу служила приглашением к смене религии. Чего именно добивается Саакашвили - он хочет, чтобы христианство победило христианство? Действия Саакашвили можно сравнить только с теми издевательствами над религией и верой людей, которые творили НКВДэшники в 20-30 годы ХХ века. - Кое-кто из экспертов проводит параллели между ситуацией в Джавахетии и Карабахом... Насколько это правомерно?
- Я не исключаю, что искусственно создаваемый конфликт нужен Саакашвили, чтобы реабилитироваться после поражения в августовской войне. Судя по последним заявлениям руководителей Азербайджана, они всерьез рассматривают возможность войны за НКР. Нельзя исключить того, что в случае возобновления карабахского конфликта, Саакашвили попытается провести операцию "чистое поле" в отношении армянского населения Джаваха, воспользовавшись тем, что Армения сосредоточит свои основные военные силы вдоль границы с Азербайджаном.
Тем самым он может попытаться показать своим гражданам, что нужен Грузии. Но только вряд ли грузинам нужен лидер, который ради сиюминутных политических целей готов навсегда испортить отношения с армянами, с которыми грузины живут бок о бок уже почти две с половиной тысячи лет. Сергей БалмасовВернуться назад |