Незадолго до распада Советского Союза, начиная примерно с 1989 года, всю страну охватили националистические настроения, и во многих регионах это привело к вспышкам межэтнического насилия. Одна из наиболее горячих точек этой напряженности возникла в Грузии, где вновь избранное правительство во главе с ультранационалистом Звиадом Гамсахурдиа наводило страх на негрузинское население республики. Россия направила в Грузию миротворческие силы, но они, в основном, старались не вмешиваться в конфликт ни на одной из сторон.
После обретения Грузией независимости в апреле 1991 года Гамсахурдия сделал центральным элементом своей политики тотальную ассимиляцию этнических меньшинств под угрозой изгнания их из Грузии. Напряженность сохранялась в течение всего лета, а в декабре того же года парламент Южной Осетии формально провозгласил ее независимость от Грузии. Периодические боевые столкновения между грузинскими и южноосетинскими ополчениями продолжались вплоть до подписания в марте 1992 года при посредничестве России соглашения о прекращении огня.
На протяжении последующих лет Республика Южная Осетия существовала как де-факто независимое государство. Ее границы охранялись тремя батальонами миротворческих сил – российским, южноосетинским и грузинским.
Однако, избрание в январе 2004 года президента Михаила Саакашвили, известного своей приверженностью идее интеграции, вызвало тревогу у многих осетин. После четырех лет напряженности при новом президенте, в апреле 2008 года вновь вспыхнуло насилие. Отдельные вооруженные столкновения продолжались на протяжении всего лета, вплоть до августа, когда Саакашвили выступил с телевизионным обращением, в котором заверил осетин в том, что считает их братьями и что им ничего не угрожает со стороны Грузии.
А через несколько часов он направил полторы тысячи солдат, чтобы занять Цхинвал, и это, разумеется, привело к возобновлению войны. Российские войска вмешались два дня спустя, чтобы прекратить боевые действия, и 12 августа 2008 года было подписано соглашение о перемирии. А еще через девять дней Россия официально признала независимость Республики Южная Осетия.
После завершения короткой войны 2008 года граница между Южной Осетией и Грузией была окончательно закрыта и единственным местом, через которое можно было въехать в страну или выехать из нее стал Рокский автодорожный тоннель, соединяющий Южную Осетию с российской республикой Северная Осетия-Алания. На территории Южной Осетии нет ни одного аэропорта.
Поскольку из-за войны и массовой эмиграции население страны сократилось до 53 тысяч человек, Южная Осетия полностью зависит от России, как в экономическом, так и в дипломатическом отношении. Помимо самой России, лишь четыре страны, входящие в ООН, признали ее независимость: Никарагуа, Венесуэла, Сирия и Науру.
В Южной Осетии практически отсутствует промышленность, и ей с трудом удается извлекать хоть какую-то прибыль из своей сельскохозяйственной экономики из-за бюрократических сложностей, связанных с экспортом продукции в Россию. И все же, благодаря российской экономической помощи, страна достигла на удивление высокого уровня развития. Построено новое, весьма внушительное здание университета, восстановлены корпуса правительственных учреждений, больница, и даже роскошный отель, строительство которого близится к завершению.
Осетины говорят на древнем восточно-иранском диалекте, произошедшем от языка скифов. Их уникальная культура сохранилась, прежде всего, в героическом эпосе, известном как нартские сказания, которые можно сравнить с произведениями Гомера или индийским эпосом «Махабхарата» по стилю, объему и содержанию. В отличие от Северной Осетии, где доминирует русский язык, в Южной Осетии многовековые языковые и культурные традиции живы и поныне.
Так почему же международное сообщество в большинстве своем отказалось признать независимость южноосетинского государства? Судя по всему, главная причина – безоговорочная поддержка Грузии и страх перед российским экспансионизмом. Однако, поскольку жители Южной Осетии никогда не согласятся вновь войти в состав Грузии, любая политика, в основе которой лежит такой исход, обречена на провал.
Фактически, международное признание Южной Осетии, которое позволило бы расширить ее экономические, политические и культурные контакты с внешним миром, стало бы самым эффективным способом предотвратить вхождение страны в конечном итоге в состав России, а также лучшей гарантией сохранения ее уникального языка и культуры.