Не взлетим, так помучаемся: повторится ли прошлогодний туристический коллапс в этом году?

Не взлетим, так помучаемся: повторится ли прошлогодний туристический коллапс в этом году?

Начался летний сезон отпусков, и перед потенциальными путешественниками встал вопрос: будет ли в этом году такой же туристический коллапс, как в прошлом? Вчера все напряглись после сообщения об аннулировании лицензии SkyUp. До этого писали, что у трех туроператоров забрали лицензии. Все это мелочи по сравнению с тем, что 2 тыс. турфирм не выполнили новые лицензионные требования, введенные Кабмином еще в мае.

 

Прошлогодняя ситуация с массовой задержкой рейсов, когда туристы были вынуждены ночевать в разных аэропортах мира, а также в родном “Борисполе” и «Жулянах», голодные, без воды, с маленькими детьми, была без преувеличения названа туристическим коллапсом. Заголовки новостей напоминали сводки с поля боя. Это лишь небольшой дайджест из всего многообразия криков о помощи:

“Bravo Airways в эпицентре скандала: сотни украинских туристов "заблокированы" в аэропортах нескольких стран”.

“Из аэропорта Анталии уже более 12 часов не могут вылететь сотни украинских туристов”.

"Не получил возмещения ни от оператора, ни от авиакомпании": журналист рассказал об испорченном отдыхе”.

“Из Туниса в Украину снова не смогли вылететь сотни туристов”.

“Туроператор объяснил, почему украинские туристы застряли в Барселоне”.

“Задержка более 9 часов: печально известная Bravo Airways откладывает вылет из Киева уже 4 раза”.

“В аэропорту Львова сообщили о задержке на несколько часов чартера авиакомпании Anda Air из Турции”.

“Туристы из Львова больше суток не могут вылететь в Барселону из-за задержки рейса”.

“После нескольких дней в албанском аэропорту туристы наконец вернулись в Украину”.

“Украинские туристы застряли еще и на Мальорке – рейс из Испании в Украину отменен”.

“Из-за частых задержек чартерных рейсов «Join UP!» сократил полетную программу в Турцию”.

Всеобщая истерия перекинулась даже на зарубежных авиаперевозчиков: “В аэропорту Львова сообщили об отмене двух рейсов австрийской авиакомпании Austrian Airlines”. Но апофеозом тотального бардака стала история с аварийной посадкой в Борисполе самолета, который туристы прождали больше суток. Когда отчаявшиеся попасть на отдых в Египет люди наконец загрузились на борт, их радости не было предела. Но через 30 минут после вылета... объявили аварийную посадку. Причем самолет был полностью исправен. Пассажиры пострадали из-за бизнес-конфликта Bravo Airways и туроператора “JoinUp!”, который якобы задолжал перевозчику.

3 июля 2018 года министр инфраструктуры Владимир Омелян после совещания с представителями авиакомпаний и туроператоров заявил на брифинге, что кризис авиаперевозок на данный момент преодолен. И тут же, будто в насмешку, появилась новость, что из Туниса в Украину снова не смогли вылететь еще около полусотни туристов. А из Львова больше суток не везут в Барселону.

Так что кризис в начале июля прошлого года был преодолен только в воспаленном сознании ответственных лиц, а по факту продолжался до сентября включительно, пока сезон не закончился.

По ходу выяснилось, что билетов на самолеты продали намного больше, чем фактически могли перевезти. И деньги не возвращают за испорченный отдых. А некоторым лохам предлагают заплатить еще и дважды. За то же самое.

Один из пострадавших поведал, что дважды оплатил путевку в Шри-Ланку. Первый раз ему сообщили, что бухгалтер перевела деньги не на тот счет, и поэтому он никуда не полетит, а будет ждать возврата. Гражданин повторно оплатил путевку. И... попал в авиационный коллапс и засел на пару дней в аэропорту. Стоит ли сомневаться, что после возвращения из “половинчатого отпуска” он не получил деньги ни за первую путевку, ни за вторую, хотя три из семи дней в отеле у него пропали?

Правительство обещало принять меры: защитить путешественников от недобросовестных компаний и не допустить повторения коллапса в 2019 году. Возможно, ввиду двойных выборов. В мае, аккурат перед началом сезона, Кабмин одобрил изменения в лицензионные условия туроператорской деятельности.

От туроператоров потребовали выполнять давно введенное требование (которое раньше банально игнорировалось) – сохранять на протяжении всего действия лицензии сумму финансового обеспечения ответственности перед туристами: 20 тыс. евро для выездного туризма и 10 тыс. евро для внутреннего. За невыполнение пообещали отнимать лицензии.

Такие суммы не спасают при официальном банкротстве крупных туроператоров, когда страдают тысячи клиентов, но позволяют компенсировать испорченный отдых нескольким десяткам туристов, которые, например, застряли в аэропорту или не получили заказанную услугу.

Однако главная проблема в том, что новые требования Кабмин ввел не заранее – в январе, марте или хотя бы в апреле, а перед самым стартом отпускного сезона – в конце мая. По данным МЭРТ, на начало 2019 года из 2737 лицензированных операторов только 617 подтвердили свои финансовые гарантии. У 2100 фирм денег в наличии нет. Но путевки они уже продали – еще до введения новых норм. И, вполне возможно, их клиентам ничего не угрожало. Но... теперь, по идее, у этих двух тысяч должны отобрать лицензии. А что будет с путевками?

Второе обязательное требование (на мой взгляд, совершенно справедливое) – туроператор, предоставляющий услугу, связанную с перевозкой туристов, должен за 8 и за 2 часа до запланированного отправления рейса проверить информацию о времени его отправления. В случае задержки рейса на более чем 4 часа туроператор должен разместить информацию об этом на собственном веб-сайте, а также проинформировать по электронной почте орган лицензирования – Министерство экономического развития и торговли», – говорится в сообщении Кабмина.

Туристические компании скулят, что их напрягает такая норма. Ведь они должны вносить информацию не только днем, но и ночью (если рейсы ночные), да еще и на сайт всех своих уполномоченных агентов, которых может быть нескольких тысяч. Но эти жалобы притянуты за уши. Потому что эпоха безответственности туроператоров перед теми, кто заплатил им деньги, должна когда-нибудь закончиться. Почему задержка рейса – это проблема туриста, а не туроператора? Почему турист должен не спать и мониторить сайты аэропортов, а не туроператор? А если турист еще и едет поездом/автобусом из другого населенного пункта в аэропорт, прибывает вовремя, а рейс отложен на сутки, как это было в прошлом году, при этом его туроператор сладко спал ночью и не предупредил о задержке, разве это справедливо?!

И вообще, турбизнесу пора просыпаться и менять подход к обслуживанию клиентов. Хотя бы из страха перед утратой лицензии. Но штука в том, что на самом деле все это ужесточение мер, с точки зрения специалистов, всего лишь имитация деятельности и перекладывание ответственности с правительственного Департамента туризма на недобросовестный бизнес.

Знающие люди обратили внимание, что права туристов как нарушались, так и нарушаются. Но крупные туркомпании остаются “неприкасаемыми” для власти и, несмотря на формальное соблюдение всех требований по финансовым гарантиям, никаких компенсаций никому добровольно не платят. А лицензии для вида забрали у трех мелких туроператоров: ООО «Сеть агентств «Горячие туры», ООО «Лаки Тур» и ЧП «Дионис-Прага-Украина». Причем «Горячие туры» не работают уже с 2015 года, когда они кинули сотни туристов. По ним даже заведены уголовные дела. О «Дионис-Прага-Украина» никто не слышал. Тем временем проблемы с задержками рейсов, подменой отелей и т.д. не исчезли. Люди массово жалуются в соцсетях, как их “развели” с отдыхом.

Ну, и напоследок о резонансном сообщении, что суд приостановил лицензию компании SkyUp Airlines на перевозку пассажиров авиатранспортом. На самом деле сенсация эта дутая. Лицензию приостановил Барышевский суд Киевской области по иску частного лица. Авиакомпания тут же обжаловала постановление суда в Киевском апелляционном суде.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян, заявил, что компании ничто не угрожает, кроме, как он намекнул, желания конкурентов из МАУ расчистить рынок. А офис SkyUp заявил, что все рейсы выполняются в обычном режиме. То есть с многочасовой задержкой по техническим и производственным причинам. Просто иначе SkyUp не летает. Это его фишка. Ну, что тут поделаешь: какая страна, такой и туризм.