Владимир Зеленский — без пяти минут президент Украины. Во втором туре выборов, который прошел в минувшее воскресенье, 21 апреля, он уверенно обошел своего соперника, действующего главу государства Петра Порошенко.
Последний признал свое поражение практически сразу же после объявления результатов экзитполов, которые зафиксировали почти трехкратное преимущество лидера партии «Слуга народа» над оппонентом.
В своем выступлении по итогам выборов Зеленский обозначил ключевые направления своей деятельности на предстоящие пять лет: массированная информационная компания по Донбассу, переговоры с РФ в «нормандском формате», возвращение военнопленных, защита «державной мовы», а также популистский перенос Администрации президента на окраину, чтобы не провоцировать пробки.
Признавать или не признавать
В своих выступлениях эксперты разошлись во мнении, признавать ли России нового украинского лидера.
Политолог Виталий Третьяков считает, что РФ не остается ничего другого, кроме как признать волеизъявление народа соседней страны, тем более что Петр Порошенко проиграл и Украину возглавит новый человек.
«Я реалист. Есть выборы, есть победитель, тем более это не Порошенко. Считаю, что Россия признает эти выборы по факту, ибо нельзя не признавать реальность», — сказал он.
Эксперт добавил, что обсуждал этот вопрос ранее с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым, который рассказал, что никакой четкой процедуры признания или непризнания выборов руководства той или иной страны нет. Поздравительная телефонограмма — есть признание, и наоборот.
Принципиально иной точки зрения придерживается первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
По его мнению, никаких поздравлений новые власти на Украине от Москвы не дождутся, а сам этот вопрос не стоит в повестке дня, так как киевский режим не допустил до работы на выборах российских наблюдателей и лишил возможности проголосовать огромные массы избирателей.
«К Зеленскому претензий нет, претензии к режиму, который уходит. Но факт остается фактом: отмыть от фальсификаций и нарушений невозможно», — подчеркнул Затулин.
Уход Порошенко снимет на какое-то время риск возможного обострения на донецком направлении, однако окончательно ясны планы новой власти касательно политики в отношении Донбасса станут после октябрьских парламентских выборов, заявил политолог Владимир Корнилов.
«Есть надежда на то, что серьезных обострений не будет, чего опасались при Порошенко. Но после того как будет сформирована законодательная власть на Украине, есть надежда на то, что хоть какой-то диалог с Донбассом Киев начнет. Во всяком случае какое-то время на звонки Зеленского будут отвечать в Москве», — полагает эксперт.
Без смены курса
Для того чтобы принципиально развернуть антироссийский вектор властей Украины, нужна не просто смена одного лидера на другого, но изменение всего режима в корне, считает политолог Ростислав Ищенко.
Он подчеркнул, что не испытывает иллюзий по поводу возможной оттепели в отношениях РФ и Украины после прихода к власти команды Зеленского, так как последний является наследником того режима, который установился в стране еще задолго до победы Майдана в 2014 году.
«Разница между президентами Кравчуком, Кучмой, Ющенко, Януковичем и Порошенко заключалась только в том, что оставленный в наследство ресурс исчерпывался, а конкуренция нарастала», — констатировал политолог.
Ищенко напомнил, что курс на вступление в ЕС и НАТО был заявлен еще Леонидом Кучмой, вторым президентом Украины, в 1996 году и с тех пор не менялся.
Тем не менее, полагает он, Россия будет налаживать контакты с новым руководством Украины, так как в международном праве есть такое понятие, как поддержание отношений с властью, реально контролирующей ту или иную территорию.
На основании этого правила Россия поддерживает отношения с ДНР, ЛНР, Приднестровьем. Эти власти с точки зрения международного права не менее легитимны, чем киевская. Неважно, сколько государств тебя признало», — подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что если нет претензий других кандидатов, жалоб в ЦИК, в суды, заявлений международных наблюдателей, то оснований считать эти выборы нелегитимными нет.