Самым недавним беспокойством американского внешнеполитического ведомства является то, что радикальное левое правительство Венесуэлы обращается к Ближнему Востоку за поддержкой в борьбе с растущим давлением со стороны Вашингтона.
В частности, президент Николас Мадуро, как сообщается, пытается установить широкие политические и финансовые связи с президентом Сирии Башаром Асадом и его ливанским союзником «Хизбаллой». Асад неоднократно осуждал политику США в отношении Мадуро и, похоже, уже имеет тайные экономические связи с Каракасом.
Хотя Иран, Асад и Хезболла по-прежнему в основном озабочены событиями в своем собственном регионе, опасения, что они намереваются подорвать власть Вашингтона на его «заднем дворе» не беспочвенны. Но лидеры США должны спросить себя, почему для достижения этой цели объединяются такие разные группировки.
Едва ли это единственный пример того, что начало проявляться в последние годы, и основной причиной этого тренда, по-видимому, является чрезмерно воинственная политика самого Вашингтона. Этот подход объединяет режимы, которые помимо необходимости противостоять давлению США имеют мало общего. Вызывающим наибольшее беспокойство примером того, как агрессивное поведение США сблизило маловероятные интересы является углубление отношений между Россией и Китаем. Патрули «свобода навигации» Вашингтона в Южно-Китайском море вызывают раздражение Пекина, у которого ряд территориальных претензий внутри и рядом с этим водным бассейном. Протесты в Китае растут как по количеству, так и по интенсивности. Двусторонние отношения также ухудшились из-за все более агрессивной позиции Пекина в отношении Тайваня и растущей поддержки Вашингтоном фактической независимости острова. Продолжающаяся торговая война между Соединенными Штатами и Китаем только усилила вражду. Китайские лидеры рассматривают американскую политику как свидетельство решимости Вашингтона сохранить свой статус первенства в Восточной Азии и ищут способы подорвать ее.
Обиды России против США еще более выражены. Расширение НАТО до границ Российской Федерации, неоднократное попирание Вашингтоном российских интересов на Балканах и на Ближнем Востоке, введение экономических санкций в ответ на инцидент с Крымом, выход администрации Трампа из договора о ракетах средней дальности, продажа оружия Украине и другие провокации привели к новой холодной войне. Россия предприняла шаги по расширению дипломатического, экономического и даже военного сотрудничества с Китаем. Пекин и Москва, похоже, координируют политику по ряду вопросов, тем самым сужая для Вашингтона возможные варианты выбора.
Тесное сотрудничество между Россией и Китаем тем более примечательно на фоне их остро конкурирующих интересов в Центральной Азии и других странах. Однако взаимный страх и гнев по отношению к Соединенным Штатам, похоже, затмили такие потенциальные ссоры — по крайней мере, на данный момент.
Возможно, что существует даже «грандиозный сговор» нескольких противников США. И Россия, и Китай наращивают свои экономические связи с Венесуэлой, и военное участие России с правительством Мадуро также возрастает. В прошлом месяце Москва отправила два ядерных бомбардировщика в Каракас вместе с приблизительно 100 военнослужащими. Миссия военных состояла в том, чтобы отремонтировать и обновить систему противовоздушной обороны Венесуэлы на фоне угрожающей риторики Вашингтона. Этот шаг вызвал резкую реакцию президента Трампа.
Также выросла политика поддержки Москвы в отношении правительства Асада, Тегерана и Хезболлы. И действительно, военное вмешательство России в Сирию, начавшееся в 2015 году, явилось решающим фактором, повлиявшим на ход войны в пользу сил Асада, которые сейчас восстановили контроль над большей частью Сирии. И Вашингтон теперь наблюдает, как за спиной его главных противников — Венесуэлы и возглавляемой Ираном коалиции на Ближнем Востоке вырастает профиль России.
Это классический пример контрбалансирующего поведения со стороны стран, обеспокоенных более сильной державой, следующей политики агрессии. Исторически, более слабые конкуренты сталкивались с выбором при столкновении с такой державой: примыкание к более сильной стороне или попытка контрбалансировки такой стремящейся к гегемонии силы. У некоторых очень слабых стран может не быть иного выбора, кроме как смириться и принимать зависимый статус, но большинство держав среднего размера (и даже некоторые мелкие) выберут путь неповиновения. В рамках этой стратегии уравновешивания они стремятся найти любых союзников, которые могут оказаться полезными, независимо от различий. Когда воспринимаемая угроза достаточно велика, то разъединяющие факторы игнорируются. Соединенные Штаты и Великобритания сделали это, когда сформировали альянс с тоталитарным Советским Союзом во Второй мировой войне, чтобы победить нацистскую Германию. Или когда американские революционеры объединились с двумя реакционными автократиями, Францией и Испанией, чтобы завоевать независимость от Британии.
Нынешняя политика США принесла массу неприятных сюрпризов и требует переоценки. Вашингтон сам себе создал проблемы, когда такая политика выливается в усиление сотрудничества между Ираном и Северной Кореей, не говоря уже о добавлении к этой смеси светского правительства Асада и квазикоммунистического режима Мадуро. Еще хуже то, что политические промахи заставляют Россию поддерживать таких разномастных персонажей и устанавливать все более тесные экономические и военные связи с таким естественным своим конкурентом, как Китай. Для любой страны, даже сверхдержавы, крайне неразумно увеличивать количество своих противников без нужды и объединять их в общий фронт. И все же, Соединенные Штаты активно занимаются именно этим.