ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Что потеряно и что удалось спасти при пожаре в Нотр-дам де Пари

Что потеряно и что удалось спасти при пожаре в Нотр-дам де Пари


16-04-2019, 12:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что потеряно и что удалось спасти при пожаре в Нотр-дам де Пари

Пожарным удалось спасти значительную часть собора

Вечером в понедельник произошло немыслимое: весь мир позабыл о политических сражениях, спортивных матчах и семейных делах. Миллионы людей наблюдали, как горит древний Собор Парижской Богоматери - не только одно из старейших зданий столицы Франции, но и один из символов европейской культуры. Чем так ценен этот памятник - и что в итоге в нем удалось спасти?

Стоит задуматься, почему столько людей, независимо от их политических и религиозных убеждений, отреагировали на случившееся с болью и печалью, ведь не было никаких сообщений о человеческих жертвах.

Миллионы людей по всему миру и тысячи парижан на улицах наблюдали, как загорелся готический шпиль собора, а затем рухнул вместе с частью крыши. Мировые выпуски новостей перешли в режим нон-стоп, соцсети взорвались комментариями, а лидеры государств и мировые знаменитости спешили поделиться своими чувствами от утраты: «Наша дама из Парижа покинула нас», «экзистенциальный ужас», «знаковый символ веры для людей во всем мире в огне», «трагический день для Франции», «Париж лишился своего Собора»...

Конечно, люди эмоционально откликнулись, потому что увидели в прямом эфире разрушение и гибель вечного символа красоты, всей своей долгой историей рассказывающего нам о непрерывности человеческих достижений и открытий. Строительство собора началось в XII в. и продолжалось без малого 200 лет. Нотр-Дам пережил годы осквернения во времена Французской революции и долгий период реставрации.

Восемьсот лет Нотр-дам наблюдал за Парижем, а его колокола звонили в годы как счастливых, так и горестных событий, например, во время ужасных терактов в Париже в ноябре 2015 г. Сотни лет собор величественно стоял, оставаясь безмолвным свидетелем истории города и страны, истории культурного сердца Европы. Он пережил века религиозного насилия, войн, эпидемий и политических волнений. Однако пламени потребовалось всего несколько часов, чтобы разрушить его. Сама история горела на наших глазах в реальном времени.

Это не просто горящее здание, пусть древнее и красивое, но необратимая часть нашего человеческого прошлого, которой мы, возможно, никогда не сможем поделиться с нашими детьми и внуками. Даже несмотря на то, что самое ценное, как заявляют пожарные, удалось спасти - и среди этих реликвий предмет, который, как считается, являет собой терновый венец Христа. Чисто случайно уцелели также 16 медных статуй, с середины XIX века стоявших на крыше - их буквально несколько дней назад увезли на реставацию. Однако оригинальные интерьеры XII века и уникальные витражи, похоже, потеряны навсегда.

Известный парижский писатель Паскаль-Эммануэль Гобри прокомментировал случившееся: «Это просто катастрофа. Бесчисленные бесценные произведения искусства и артефакты. Оригинальная деревянная конструкция крыши, принцип постройки которой до сих пор не до конца понятен современными учеными, сама по себе является бесценным памятником. Мое сердце разбито».

Нотр-Дам де Пари воплощает в себе историю искусства и европейской культуры. Потеряв Нотр-Дам, мы утратим не только сакральное пространство и художественное сокровище, но и один из символов человеческих свершений.

Нотр-Дам представляет самые прекрасные вещи, которые мы, человеческие существа, можем создать, если потратим невообразимое количество труда, ресурсов и времени. Это определенная вершина в истории человечества. И, к счастью, по последним сообщениям, значительную часть собора удалось спасти.

Виктор Гюго считал Собор Парижской Богоматери произведением искусства, созданным самим человечеством, написав в своем одноименном романе: «Великие здания, как и высокие горы – творения веков... Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ – каменщик».

Когда Гюго заканчивал свой роман, Нотр-Дам находился в ужасном состоянии, он считался старомодным и постепенно разрушался. В 1831 г. роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован, его успех помог привлечь внимание общественности, и спустя десять лет начались реставрационные работы. Собор был спасен буквально на грани смерти.

В итоге до вчерашнего дня он оставался центральной частью любого туристического маршрута в Париже, будучи одним из самых узнаваемых архитектурных памятников в мире. Нет сомнений, впрочем, что туристическая привлекательность сгоревшего собора будет ничуть не меньше (а может, и больше), чем оригинального здания. Возможно, мы еще станем свидетелями его возрождения. А это значит, что сгоревшая история сможет приносить Парижу тот же доход, что и живая.

 

Эксперт рассказал о трудностях при восстановлении Нотр-Дама

 

«Каменная конструкция готической архитектуры Нотр-Дама доведена до виртуозного предела использования свойств материала, все сечения очень тонкие. Массивности камня, которая могла бы противостоять огню, там нет», – сказал газете ВЗГЛЯД архитектор Максим Атаянц. Он пояснил, чем уникален Нотр-Дам-де-Пари и почему здание так сильно пострадало от пожара.

Известный питерский архитектор Максим Атаянц согласен с оценками о том, что Нотр-Дам-де-Пари был для Франции одним из самых важных памятников архитектуры. Он напомнил, что в прошлом собор пережил множество испытаний.

Накануне вечером миллионы людей наблюдали, как горит средневековый собор Парижской Богоматери – не только одно из старейших зданий столицы Франции, но и один из символов европейской культуры. 

В результате пожара обрушились верхняя часть шпиля, часы собора и большая часть кровли, сообщает ТАСС. По предварительным данным, к пожару, по всей видимости, привели проводившиеся на верхних уровнях собора ремонтные работы. Прокуратура Парижа инициировала расследование о неумышленном причинении ущерба.

«Это огромное трагическое событие. Нотр-Дам стоит много веков и пережил очень многое. Были и пожары, которые уже уничтожали значительную часть кровли. Собор сильно пострадал в революционные годы, тогда был снесен шпиль, многие элементы конструкции были утрачены, от намеренного разрушения храм спасло только чудо», – напомнил архитектор.

По словам Атаянца, значительная часть собора, в том числе шпиль и горгульи – это заслуга реставраторов, которые в XIX веке трудились под руководством французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка.

Архитектор с сожалением отметил, что в нынешнюю эпоху даже среди профессионального сообщества часто выступают против реставраций, считая подобные работы «новоделом».

«В таком «плаче» подспудно чувствуется радость, что наконец-то это «старье» погибло. В случае с собором Нотр-Дам нужно, как только это будет оправдано технически, начинать работы по восстановлению. Собор надо восстановить буквально так, как это было сделано у нас после Великой Отечественной войны, например, в царских резиденциях вокруг Петербурга», – считает Атаянц.

Архитектор полагает, что на реставрацию Нотр-Дам-де-Пари уйдет несколько лет, потому что каменные постройки очень сильно страдают во время пожара.

«Камень чрезвычайно сильно подвержен образованию трещин в результате внутренней деформации от перепада температур. В огне он начинает разрушаться и терять несущую способность. Каменная конструкция готической архитектуры Нотр-Дама доведена до виртуозного предела использования свойств материала, все сечения очень тонкие.

 

Массивности камня, которая могла бы противостоять огню, там нет... Именно поэтому пожар, который вроде бы охватил только деревянные стропила, все равно привел к обрушению одного из сводов.

 

Потеря камнем его несущих способностей из-за образования трещин усложнит работу по реставрации», – подытожил Максим Атаянц.

Пока пожар еще не был потушен, министерство внутренних дел Франции допустило, что огонь может полностью уничтожить здание.

Судя по предварительным итогам, разрушены шпиль здания (возведен в XIX веке Виолле-ле-Дюком взамен ранее утраченного), две трети кровли крыши, башенные часы работы 1830 года. По словам представителя собора Андре Фино, огонь повредил перекрытия XIX и XIII веков. Дотла выгорела северная башня собора.

Серьезные повреждения из-за температуры и обрушений получили витражи XIII века. Эксперты высказывают беспокойство по поводу состояния трех органов собора (в первую очередь большого органа), колокола и нескольких статуй, сообщает Le Figaro.

Помимо Венца Христова, удалось спасти другую реликвию – тунику святого Людовика, а также несколько картин из интерьера – они сейчас находятся в парижской мэрии, и могут быть перевезены в Лувр.

Практически не пострадали стены XIII-XV веков. Также  сохранились статуи королей и апостолов с первого яруса собора, которые были убраны на время реставрации, а также знаменитые горгульи, которые находились ниже уровня пожара. Практически полностью сохранен алтарь и алтарный крест. 

Основная структура собора спасена, однако ситуация остается крайне сложной, констатировал министр культуры Франции Франк Риестер. 

Зарубежные СМИ назвали пожар ударом по Парижу и по всему, что он олицетворяет. Газета ВЗГЛЯД разбиралась, чем так ценен этот памятник истории и архитектуры.

 

 

Священник Нотр-Дама рассказал о первых минутах пожара

Викарий парижской архиепархии Филип Марсе рассказал о первых минутах пожара в соборе Парижской Богоматери.

«Я был в своем офисе, мы работали. Вечерняя служба закончилась где-то в 19.30. Пожар уже начался, но его не было видно, о нем никто не знал. Не было никакой паники, когда люди уходили с мессы. Через несколько минут мы уже почувствовали дым и, глядя на собор, увидели огонь у основания шпиля, посреди крыши – там, где все из дерева. Я сразу же вышел на улицу и сказал «О, Господи», – сказал Филип Марсе РИА «Новости».

Он отметил, что в это время к собору уже прибыли полицейские и пожарные.«Потом приехала мэр Парижа Анн Идальго, а еще чуть позже – президент (Франции Эммануэль) Макрон. Он предпочел пережить это событие на месте, а не получать информацию, которую ему должны были давать. Я считаю, что его такой порыв был весьма эмоциональным. То, что он сказал, прибыв на место, тронуло сердце», – добавил священник.

Филип Марсе также напомнил, что сейчас у католиков идет Святая неделя, предшествующая Пасхе.

«Через несколько дней мы будем переживать воскрешение Христа –центральное событие нашей веры. Когда вчера я увидел крест в глубине собора, который был подсвечен пожаром, это было воплощением того, что с нами происходит: крест в окружении огня, статуя Девы Марии и огонь...», – вспомнил священник.

Он сказал, что искать тайный смысл произошедшего не стоит, так как, скорее всего, это был несчастный случай, а не умышленный поджог.

 

 

Власти Франции оценили состояние Нотр-Дам-де-Пари после пожара

Основная структура собора Парижской Богоматери спасена, однако ситуация остается крайне сложной, заявил министр культуры Франции Франк Риестер.

Риестер заявил, что «основная конструкция спасена, но ситуация крайне нестабильная», передает ТАСС со ссылкой на радиостанцию France Inter.

«Этой ночью сгорело две трети площади крыши собора, обрушился шпиль и часть поперечного нефа», – добавил он.

Тем временем мэр Парижа Анн Идальго выступила в Twitter с предложением созвать международную конференцию, чтобы собрать средства на восстановление собора Парижской Богоматери.

Напомним, пожар в соборе Парижской Богоматери до сих пор не потушен до конца, хотя ранее сообщалось о его ликвидации.

 

Опубликовано видео из собора Парижской Богоматери после пожара

В Сети появились первые кадры из собора Парижской Богоматери во французской столице, где к утру вторника удалось справиться с крупным пожаром.

Ролик в своем Twitter опубликовал телеканал LCI.

Еще на одном видео заметна дыра в потолке в том месте, где до пожара было основание рухнувшего шпиля.

На фото, сделанном дроном, видно, что стены собора уцелели.

Кроме того, почти не пострадал алтарь собора, а также некоторые статуи внутри.

В понедельник вечером миллионы людей наблюдали, как горит древний собор Парижской Богоматери – не только одно из старейших зданий столицы Франции, но и один из символов европейской культуры. Зарубежные СМИ назвали пожар в соборе Парижской Богоматери ударом по французской столице и по всему, что она представляет.

Газета ВЗГЛЯД разбиралась, чем так ценен этот памятник и что в нем удалось спасти.

 


Вернуться назад