ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Послесловие к Томасиаде, или Раскольник в лабиринте

Послесловие к Томасиаде, или Раскольник в лабиринте


15-04-2019, 17:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Послесловие к Томасиаде, или Раскольник в лабиринте

В Сети широко разошёлся пост со страницы Facebook Иоасафа Белгородского, открывающий наметившиеся линии раскола в ПЦУ-СЦУ – структуры, созданной международными авантюристами.

Автор послания граду и миру – Валентин Владимирович Шибаев, 1954 г. р., так называемый «митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф», один из радетелей ПЦУ-СЦУ. Титул указывает на то, что «митрополия» его находится в России: Обоянь – город в Курской области, Белгород, соответственно – областной центр на границе с Харьковской областью.

 

Прежде чем угодить в «свидетели Томаса» – в структуру, созданную закулисой при помощи известных персонажей, Валентин Шибаев состоял в филаретовском расколе – был «архиепископом УПЦ КП». Перед тем «за антицерковные деяния» был извергнут из сана в РПЦ, где получил когда-то хорошее образование, и лишён всех прав, связанных с пребыванием в клире. Потом он состоял в сомнительных структурах РПЦЗ – в Русской Истинно-Православной Церкви, в Российской Православной Свободной Церкви. В РИПЦ имел нелестный, адресованный к РПЦЗ отзыв: «Ждём отмены назначенной хиротонии во Епископа архим. Иоасафа (Шибаева) как человека, недостойного этого сана. Требуем принять во внимание свидетельства о нём…»

Короче говоря, Шибаев – человек непростого духовного опыта. Когда (Филарет) Денисенко, не довольствуясь созданием раскольничьей структуры на Украине, принялся создавать в России параллельную РПЦ неканоническую структуру, имевшую название «Российская православная церковь Киевского патриархата», он принял к себе и раскольника Шибаева. Заметим, филаретовский проект «РПЦ КП» позже внутри киевского патриархата был признан самым неудачным, который, как пишут, «подорвал позиции даже на Украине». В 1995 году Денисенко сделал Шибаева «епископом», «совершив хиротонию» во Владимирском соборе Киева, захваченном раскольниками.

Итак, подобрал, приютил, обогрел. Шибаев, который именует себя «митрополитом», получил, как и прочие «архиереи КП», от Денисенко все блага жизни: «дорогие машины, драгоценные панагии, кресты, митры, великолепные облачения, дорогие телефоны, деньги», как сам он о том пишет. Но тут возникла проблема: Шибаев почувствовал угрозу своей устоявшейся обеспеченной жизни. Он морально травмирован. Он пишет текст, в котором раскрывает маленькие секреты ПЦУ-СЦУ, подло обманувшей его.

Шибаев сообщает, что письмо он написал ещё в феврале, сразу после «интронизации Епифания», два месяца тому назад. Опубликовал же текст только 3 апреля, после того как под креслом Порошенко, бенефициара «томаса», зашатались ножки. Бенефициар с трудом пробился во второй тур президентских выборов. Предчувствуя намечающееся фиаско президента, некоторые политики и общественники уже переобуваются в зелёные ботинки. Озаботился своей земной участью и «митрополит» Шибаев. Всё вокруг него вдруг стало шатким. Отсюда и вопль «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!!!»

Он как бы прозрел.

Это симптом общей хвори ПЦУ-СЦУ.

Там, в среде раскольников, обозначились новые расколы, по нескольким направлениям. Шибаева волнует разделение внутри УПЦ КП по линии украинских и диаспорийских приходов, а также по линии «младораскольники – бывалые»: пэцэушная молодёжь захватила власть, оттеснив и отогнав от неё старших подельников. Существует разделение и по линии «УПЦ КП – УАПЦ»: склеенные анафематы и самосвяты не очень-то прилепляются друг к другу, если даже и нуждаются в этом. Ничего удивительного. Они в состоянии раскалываться до бесконечности. Так бывало и прежде, например во времена обновленческого раскола в ХХ веке. Такова природа раскольнических образований.

После «интронизации Епифания» Шибаев пишет: «Все эти дни я не нахожу себе покоя, ибо боюсь, что своим молчанием поставлю себя когда-то ответчиком на Божием Суде! О чем же я молчу? Молчу о том, что на наших глазах и с нашим невольным участием произошёл церковный переворот. В нём обманом сменили не только Предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом её бытия. Святые Каноны Православной Церкви, только и только по которым строится жизнь Церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишённой греховности волей...»

То, что он говорит о боязни стать «ответчиком на Божием Суде» и упоминает «Святые Каноны», озадачивает своим цинизмом. Почему-то не страшился он Божьего суда, когда окунулся с головой в раскол в 1990-е, когда не принимал слов отцов Церкви, что раскол «это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его»…

Теперь вдруг засуетился, забеспокоился. Припекло.

Но его стоит поблагодарить за признание, а то ведь  некоторые поверить не могут, что началом «бытия» ПЦУ организаторы «сделали ложь». Помните слова Христа о дьяволе: «Он лжец и отец лжи»? Вот и ПЦУ – дьявольское наваждение.

Шибаев описывает лжесоборную томасиаду: «Вся подготовка велась в каком-то тайном шушуканье между окружением Патриарха – митрополитом Епифанем, архиепископами Евстратием и Агапитом (ближний круг Филарета. – С.О.). Всё происходящее представлялось в виде каких-то отрывочных полуслухов-полупредположений, никто не знал точного положения дел...»

Врали там напропалую. Как и положено на совете нечестивых, на который царь Давид не велел ходить.

Лгуны обманывали лгунов: «Была большая оппозиция относительно избрания митрополита Епифания». Но переубедили. Теперь Шибаев буквально как терпила, оставшийся с пачкой резаной бумаги вместо денег после игры с шулерами: «На общее недоумение, по поводу неизвестности текста Устава, Святейший Патриарх говорил о том, что он и сам не видел Устава».

О Филарете, за которого старые раскольники держатся как за соломинку, вдруг забыли. Шибаев делится переживанием по поводу «торжества интронизации»: «На всенощном бдении нигде не поминали и не вспоминали Патриарха. На ужине, после всенощной, снова ни слова о Патриархе. Благодарили всех – самого Блаженнейшего, Вселенского Патриарха, Президента, Премьер-Министра, Голову Верховной Рады, экзархов Вселенского Патриарха. Я был так удивлён и возмущён происходящим…»

Про первое заседание «Синода» под руководством Епифания – феерия! «Архиерейская молодёжь, не стесняясь, спорила со Старцем по любому мизерному вопросу, в особенности, когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над Старцем-Патриархом!.. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском, тоне требовали отобрать у Патриарха право на управление Киевскими приходами. Архиереи бывшего Киевского Патриархата помалкивали, давая возможность глумиться…»

 

Но не на того напали: Филарет шантажом заставил их утвердить его «в качестве управляющего приходами Киева».

Шибаев теперь видит: «Лгали до Собора о двух Предстоятелях. Лгали, принимая Устав, текст которого оказался совсем не похожим на обещанный. Лгали о том, что будет сразу собран поместный собор ПЦУ для урегулирования всех сомнительных вопросов… Лгали и лгут о положении диаспоры, она всё же отходит к Вселенскому Патриарху или просто в небытие…»

Его вдруг осеняет мысль: «Где ложь, там пресекается Божия Благодать. И всё, сделанное на основе лжи, неправды, не имеет силы в Церкви, а является, по слову Отцов Второго Вселенского Собора о Максиме Кинике – ничтожным».

Золотые слова. В том смысле, что всё, сказанное о Максиме I Кинике, относится ко всем лжецам Церкви. Тот, как и многие из нынешних раскольничьих деятелей, добивался, чтобы его хиротония была признана. Когда получил отказ в Византии, метнулся к латинянам, но и там не нашёл поддержки. Вознесённый высоко, сгинул в безвестности.

Мысль о преступности раскола – не оса, как видим, не отгонишь. И однажды она впивается в мозг. И человек кричит.

Раскольник всю жизнь мечется в лабиринте от тупика к тупику, от ямы к яме, от перехода к переходу. Но направление выхода известно! Стоит лишь с покаянием обратиться к Матери-Церкви – и лабиринт исчезнет как дым.

Знаете, слово «лабиринт» происходит от того же корня, что и лавра (λαύρα — «улица, переулок, ущелье»)?

Лабиринт раскольничий может исчезнуть как дурное наваждение, лишь бы человек пожелал, вспомнив о канонах. И тогда он окажется в святом монастыре канонической Церкви, среди золотых, а не фальшивых куполов.

Или не окажется, так и сгинет в расколе.

фото: mir-kvestov.ru

Сергей Офросимов


Вернуться назад