Команда фаворита второго тура президентских выборов Владимира Зеленского, до сих пор избегавшая конкретики в планах на случай избрания, наконец-то раскрыла некоторые наметки. Этого хватило, чтобы пошла широкая и бурная общественная дискуссия.
Но Зеленский продолжает интриговать с первыми возможными назначениями.
Подробнее читайте в материале "Страны".
10 пунктов кандидата Зе
Издание LIGA.net, поговорив с экспертами из команды Зеленского Русланом Стефанчуком и Даниилом Гетманцевым, опубликовало примерный план кандидата на случай победы на выборах, в котором конкретно десять пунктов.
1. Привлечь Великобританию и США в нормандский формат. Прямые переговоры будут вестись с Россией при участии международных партнеров, а с боевиками "ЛНР" и "ДНР" переговоров не будет. Из переговорного процесса будет выведен Виктор Медведчук.
2. Устранить "конкуренцию" между Минобороны и Генштабом.
3. Назначить честных судей Высшего антикоррупционного суда.
4. Предложить Верховной Раде принять закон о медиации. Зеленский считает, что у человека должен быть выбор: идти в суд или использовать альтернативный способ решения спора.
5. Внести в Раду экономический блок законопроектов: 5% налоговая амнистия с 2020 года, налог на выведенный капитал и создание Службы финансовых расследований, международный обмен налоговой информацией.
6. Внести кандидатуры глав Минобороны, МИД, СБУ и ГПУ: имена кандидат озвучит до 19 апреля.
7. Форсировать принятие законопроектов о народовластии, чтобы урегулировать вопросы общенационального и местных референдумов, петиций; а также отзыва нардепов и импичмента президента.
8. Провести аудит государства, создав консультативный орган из экспертов, в том числе международных. Срок - 3-4 месяца.
9. Применить секретный план, если сотрудничества с депутатами не получится.
10. Реформировать Администрацию президента, убрав "кураторов".
Обсудим этот список по пунктам.
1. Расширение Нормандского формата
В международных отношениях предлагается расширить нормандский формат (переговоры об урегулировании конфликта на востоке Украины), пригласив Великобританию и США.
"Все это хорошо звучит, но на самом деле это мертворожденная идея, которая годится только для предвыборной агитации. Уже говорилось неоднократно, что Франция и Германия не пойдут на расширение. Но главное: ни за что не согласится Россия , потому что это не в ее интересах и у нее отдельные конфликты и с Вашингтоном, и Лондоном", - объясняет экс-спикер МИД Олег Волошин.
Обсудить "околоформатные" темы Зеленский сможет с президентом Франции Эммануэлем Макроном уже 12 апреля. В этот же день с французским лидером встречается и Порошенко. Также интересно, что, по информации "Страны", главу партии Зеленского "Слуга народа" Ивана Баканова, который считается "правой рукой" кандидата, пригласили до дня голосования в Государственный департамент США.
Еще один ключевой момент. Зеленский готов к прямым переговорам с президентом России Владимиром Путиным "при участии международных партнеров" и не согласен вести их с лидерами непризнанных республик "ДНР" и "ЛНР".
При диалоге с Москвой не нуждается "Зе" и в посредничестве главы Виктора Медведчука, который является близким человеком к Путину.
Ответ Медведчука не заставил себя ждать. В комментарии ТАСС он заявил, что занимается переговорами между Украиной и Россией "исключительно по просьбе президента Украины и делал это в интересах страны, а не ее президента". "Поэтому вывести меня из "переговорного процесса" априори невозможно", - заявил Медведчук. При этом он напомнил, что уже не участвует в заседаниях гуманитарной подгруппы в Минске, так как не видит прогресса в вопросе обмена пленными.
"Судя по тому, что заявляют у Зеленского, им они тоже не будут нужны. Как и мир на Донбассе", - заявил Медведчук, проведя знак равенства между кандидатом Зе и Порошенко по вопросу войны, мира и отношений с Россией.
2. Конкуренция Минобороны и Генштаба
Что конкретно имеет в виду Зеленский, требуя убрать конкуренцию между этими ведомствами - пока не очень понятно.
Речь скорее всего идет о том, чтобы отдать министерству контроль над поставками экипировки и техники, а Генеральному штабу – обеспечение боеспособности армии и планирование военных действий (гипотетических и, если потребуется, реальных).
То есть, Минобороны по идее превращается в большую "службу тыла" при армии.
3. Честные судьи ВАКС
То, чего на протяжении нескольких лет требовали от Порошенко на Западе - обещает сделать Зеленский. Причем полагаться при назначении он будет на мнение международных экспертов. Тем самым сделав Антикоррупционный суд практически надзорным органом Запада за украинскими элитами.
По крайней мере, так намереваются поступить в команде Зеленского.
Интересно, что Петр Порошенко уже лихорадочно пытается оседлать этого конька. Пару дней назад он заявил, что скоро назначит судей в новый антикоррупционный орган. После этого команда "Зе" выпустила свои 10 пунктов, где заявила, что тоже назначит судей - но уже "честных".
Таким образом тема Антикорсуда стала важным фактором конкуренции за благосклонность западных кураторов Украины. Которым уже сложно верить Порошенко - ведь он мог запустить ВАКС гораздо раньше, но по понятным причинам этого не делал. Теперь инициативу пытается перехватить Зеленский.
4. Закон о медиации
Это предложение Зеленского означает, судя по всему, попытку ввести что-то вроде третейских судов.
Медиация - это технология альтернативного урегулирования споров с участием нейтрального медиатора, который помогает сторонам выработать соглашение по спору.
То есть, в штабе Зеленского хотят предоставить гражданам выбор между судом и альтернативным вариантом. Идея хорошая - учитывая загруженность судебной системы делами. Но на реализацию посмотрим.
5. Пакет экономических законов
В команде Зеленского обещают внести в Раду экономический блок законопроектов: 5% налоговая амнистия с 2020 года, налог на выведенный капитал и создание Службы финансовых расследований, а также международный обмен налоговой информацией.
Из перечисленных пунктов особый интерес вызывает налог на выведенный капитал. Эта тема появилась в программе Зеленского давно. И еще раньше - в прошлом году - ее пыталась протолкнуть Банковая. Но после негативной реакции МВФ дело отложили в долгий ящик.
Теперь, когда инициативу об установлении такого налога озвучили в Зе-команде, ее начали внедрять и у Порошенко.
Пока нет подробностей, как собирается реализовать обещание по этому налогу Зеленский. Но есть детали законопроекта, который еще с прошлого года лоббировали в комитете Рады по таможенной и налоговой политике.
Главная идея - заменить существующий в Украине налог на прибыль налогом на выведенный капитал.
То есть, если предприятие, получив доход, вкладывает его в развитие бизнеса на территории страны, то никаких налогов платить не нужно. Но если эти средства выводятся за границу, придется заплатить в бюджет 15-20% от прибыли. Как указано в пояснительной записке, это должно способствовать быстрой модернизации устаревшего украинского производства, ведь основные средства предприятий изношены почти на 60%, а в перерабатывающей промышленности - на 76,4%.
Если у Порошенко не успеют принять этот законопроект, то не факт, что это сможет сделать и Зеленский. Ведь против этой новации выступали международные кредиторы. Да и член команды Зеленского экс-министр финансов Александр Данилюк также известен как противник налога.
6. Первые чиновники Зеленского
До 19 апреля Зеленский обещал озвучить свои кандидатуры глав Минобороны, МИД, СБУ и Генпрокуратуры.
Но уже в материале "Лиги" была озвучена информация, что кресло генерального прокурора хотят предложить экс-прокурору США Марте Борщ или экс-главе Национального антикоррупционного управления Румынии Лауре Ковеши.
Руководство СБУ якобы хотят предложить бывшему кандидату в президенты Игорю Смешко, который ранее уже возглавлял спецслужбу. А на МИД может отправиться экс-министр финансов Александр Данилюк.
Впрочем, пресс-служба Зеленского назвала информацию домыслами. "Никаких кадровых решений в команде Владимира Зеленского не принимали. Более того, они не будут кулуарными, ведь недаром мы спрашивали украинцев, кого они хотели бы видеть на ключевых должностях", - сказано в сообщении пресс-службы.
Смешко тоже через пресс-секретаря заявил, что не примет кадрового предложения ни от Зеленского, ни от Порошенко, если таковое и поступит.
"Зеленский будет тянуть с кандидатурами до последнего по нескольким причинам. Первая: назови они сейчас фамилии, конкурирующая команда бросится искать компромат. А если это работающие силовики, то у них гарантированно будут проблемы на службе. Вторая: разные группы влияния в окружении Зеленского пытаются продавить своих кандидатов. Наверняка нужно время, чтобы согласовать список. И третья: не факт, что озвученный официально список будет окончательным. Так бывает: называют одних кандидатов, а в кресла сядут другие, объяснение чему конечно же найдется", - резюмирует политолог Анатолий Октисюк.
Впрочем, то, что в команду Зеленского зовут неких экспатов и плюс там уже есть "молодой реформатор" Данилюк, показывает, что на данном этапе кандидат Зе настроен повторить не совсем удачный опыт раннего Порошенко, который также завел в правительство иностранцев. Они, однако, не явили стране никаких прорывных реформ, а отметились лишь постоянными стычками с старой элитой, после которой по очереди свои посты покинули.
С другой стороны, нельзя исключать, что все эти заявления о привлечении Марты Борщ или же румынской "героини-антикоррупционерки" - это своего рода пиар-акция, чтоб снизить тревогу Запада относительно политики Зеленского после его победы на выборах.
А как кадровая карта ляжет в реальности - уже совсем другой вопрос.
7. Перезапуск референдумов
В законодательном плане любопытны идеи команды Зеленского о расширении народовластия. Имеется в виду доведение до ума процедур общенациональных и местных референдумов, а также отзыва народных депутатов и импичмента президента.
Эксперт по конституционному праву Юлия Кириченко соглашается, что законодательное урегулирование проблемы референдумов давно назрело, и напоминает, что в Верховной Раде давно лежат ряд законопроектов на тему плебисцита, основной из которых проект № 2145а авторства группы депутатов из разных фракций.
В нем говорится, в частности, что всеукраинский референдум можно проводить, в том числе, ради внесения изменений в разделы І, ІІ, ХІІІ Конституции и по территориальным вопросам, а также с целью отмены законов Украины или их отдельных положений. Референдум считается успешным, если вопрос поддержали более половины проголосовавших.
Относительно процедуры отзыва парламентариев Кириченко говорит, что запускать ее отдельным законом неконституционно, и надо переписывать Основной закон. "Лучше изменить избирательную систему на пропорциональную с преференциями", - написала эксперт на своей странице в Фейсбуке.
По ее мнению, без изменений в Конституцию не получится описать механизм импичмента. "Никакой закон не сделает процедуру реалистичной (!) без изменения статьи 111 Конституции (касается импичмента - Прим.Ред.)" - полагает Кириченко.
8. Аудит Украины
Зеленский намерен сформировать при главе государства консультативный совет, в который войдут международные и украинские эксперты. Перед ними будет поставлена задача провести аудит с целью оценки реального положения дел в стране.
Пока об этой инициативе сказать особо нечего - тут интереснее будет взглянуть на результаты и предлагаемые меры решения проблем.
9. Секретный план укрощения Рады
Но более всего, по наблюдениям "Страны", истеблишмент возбудился по поводу некоего секретного плана для Рады на тот случай, если диалога Зеленского с депутатами не выйдет. Якобы есть варианты, "которые многих удивят". Представитель правительства в парламенте, народный депутат Вадим Денисенко ("Блок Петра Порошенко", БПП) считает, что эта идея - распустить Раду раньше срока. "Суть плана проста: собрать 150 подписей депутатов о сложении полномочий. И досрочные выборы – по процедуре 60 дней на выборы", - написал Денисенко на своей странице в Фейсбуке.
Его коллега по фракции Мустафа Найем, который входит в оппозицию к ее руководству, уточняет: по закону Рада не может быть распущена в последние шесть месяцев срока полномочий. Последний срок - 27 мая при том, что инаугурация новоизбранного президента может состояться не ранее 3 мая. "Таким образом, теоретически, если инаугурация состоится в самые ранние сроки, у президента есть 23 дня для принятия решения о роспуске Рады", - пишет Найем на своей странице в Фейсбуке.
Однако он не согласен, что вариант отказа от полномочий сработает.
"В закон о выборах народных депутатов внесены изменения, которые не позволяют съезду партии или блока обнулять избирательные списки. Соответственно, сложение 150 мандатов ничего не решает. Надо будет "заводить" в зал остаток списка, договориться с новыми депутатами и проконтролировать сложение мандатов еще раз. Очевидно, согласятся не все. Если же мандаты сложат мажоритарщики, в их округах объявляются довыборы и схема опять рушится. К тому же есть статья 82 Конституции, которая говорит, что Верховная рада является полномочной при условии избрания не менее 2/3 ее состава. Две трети депутатов считаются избранными с момента принятия присяги. Сложение ими мандатов не означает их неизбрания", - рассуждает Найем.
Правда, есть еще один вариант роспуска - через развал коалиции. И тогда начнется отсчет месячного срока, по истечение которого, если новая коалиция не будет создана, то у президента появляется право объявить досрочные выборы.
Но для того, чтоб это успеть, нынешняя коалиция БПП и Народного фронта должна развалится не позднее 27 апреля. То есть на первой неделе после второго тура выборов. Как уже писала "Страна", переговоры об этом идут, но успеют ли они завершится так быстро - вопрос открытый.
А главное – кого это напугает? Выборы Рады по календарю и так уже совсем скоро – в октябре. Если в конце мая объявят досрочные – то пройдут они в конце июля. То есть всего на три месяца раньше. Особо роли не играет.
На деле готовность парламента к сотрудничеству покажет голосование за новых министров из президентской квоты. Но говорить предметно сложно, ведь официальной информации о возможных кандидатах нет. Ходят только разговоры и слухи. За исключением - экс-министра финансов Александра Данилюка, который, несмотря на предыдущую работу, рассматривается на пост министра иностранных дел.
Народный депутат Сергей Лещенко (БПП), который демонстрирует поддержку Зеленскому, подтвердил "Стране", что на встрече с Европейской Бизнес-ассоциацией Зеленский действительно допустил такое назначение, но "решение пока не финализировано".
10. "Убрать кураторов". Реформа АП
У Зеленского декларируют, что хотят лишить Администрацию президента функций альтернативной власти в виде "кураторов" и оставить за ней сугубо наработку идей и обеспечение деятельности президента.
Как известно, при нынешнем президенте АП действительно превратилась в негласный орган управления многими процессами, куда вообще не должен вмешиваться президент: судами, СМИ, конкретными действиями силовиков на уровне оперативной работы и следствия и так далее.
И намерения Зеленского это поломать - похвальны. Впрочем, нечто подобное пытался когда-то сделать и президент Виктор Ющенко, сменив название "администрация" на "секретариат", что также отвечало идее "разгрузки" АП от несвойственных ей функций.
Но на деле Секретариат остался еще одним влиятельным центром власти - особенно, когда его возглавил Виктор Балога. Не повторится ли эта история при Зеленском - увидим после 21 апреля.