Первоначально вопрос о МШП был поднят в июле этого года во время визита президента Хамида Ансари в Китай, и индийская сторона указала, что Нью-Дели изучит этот вопрос. Китайцы заинтересованы в ответе индийской стороны, и Индия может настаивать на коридоре BCIM (Бангладеш, Китай, Индия и Мьянма), который искренне ей поддерживается и который служит интересам всех партнёров.
Вторая причина заключается в том, что МШП является любимым проектом президента Китая и, как полагают, основывается на его понимании древних китайских культурных и торговых связей с внешним миром. По-видимому, в период между 1985 и 2002 годами, Си лично интересовался морским музеем Гуанчжоу, и, по отзывам хранителя осматривал древние исторические записи, артефакты и экспонаты, и, вполне возможно «узнал много нового о морской истории Китая», чем, возможно, и вызван его интерес к МШП. Для музея Си даже обеспечил существенные государственные субсидии. Кстати, в Гюанчжоу находится нескольких древних святынь и храмов, построенных тамильской общиной, установившей торговые контакты с китайцами во времена империи Сун (960-1279) и эпоху Юань (1279-1368). Учитывая понимание им древней морской торговли и культурных связей между Индией и Китаем, Си может вспомнить культурные и буддийские связи между двумя странами. Уместно отметить, что Китай вложил 1 миллион долларов США в университет Наланда*.
В-третьих, Си Цзиньпин тяжело продвигать идею МШП во многих странах Азии, Африки, и Европы. Впервые эта идея обсуждалась в 2013 году со странами АСЕАН и, очевидно, сообщество отнеслось к идее с опаской. Но теперь в поддержку МШП выступил Сингапур, а премьер-министр Ли Сянь Лун указал, что МШП может послужить катализатором развития региона. В Южной Азии, на Шри-Ланке и Мальдивах, кажется, благосклонно относятся к возможности создания морской инфраструктуры, а в Бангладеш идея быстро набирает популярность. Си Цзиньпин намеревался обсудили МШП и с Пакистаном, но Пекину пришлось отложить визит в Исламабад в связи с политической нестабильностью в стране. Интересно, что МШП также обсуждался и с Ираном. Следы обсуждения МШП обнаруживаются в африканской Кении и в нескольких европейских странах.
Индийский ответ проекту МШП
Какой может быть позиция Индии в случае начала обсуждения проекта МШП или ссылки на него Си в ходе визита? Прежде чем обсудить это, полезно понять доминирующий дискурс в Индии о МШП. Сообщество индийских экспертов-стратегов считает, что МШП потенциально может позволить Китаю укрепить свой военно-морскую и морскую торговую стратегию доступа и базирования в Индийском океане и поддержать будущие операции ВМС НОАК. Кроме того, МШП, по существу, китайское ухищрение, позволяющее отвергнуть представление о стратегии «нить жемчуга»,** рассеять представление о «китайской угрозе» в Индийском океане и узаконить свое участие в различных морских инфраструктурных проектах вдоль маршрута. Кроме того, Китай сталкивается с рядом проблем в Восточном и Южно-Китайском морях – с Японией (по архипелагу Сенкаку), с Филиппинами и Вьетнамом. Вдобавок ему приходится противостоять Соединённым Штатам, с которыми у него установилось почти непрерывная «молчаливая напряжённость», порой проявляющаяся в виде инцидентов на море, а теперь и в воздухе. В сущности, у Китая уйма хлопот со многими стратегическими «горячими точками», что может повлиять на его амбиции и стремление к «мирному и гармоничному» развитию.
Похоже, что правительству в Нью-Дели в случае с МШП придётся столкнуться с дилеммой. С одной стороны, «приходите и работайте в Индии» стало новой мантрой правительства, а с другой «китайская угроза» оказывает серьёзное влияние на умы политиков, учитывая достижение лишь незначительного прогресса в решении вопроса о границе в Гималаях, методичное наращивание военной инфраструктуры вдоль границы и размещение в Тибете ракет, которые могут быть нацелены на индийские стратегические объекты.
У Индии будет соблазн частично принять китайское предложение по условиям МШП только в случае, если Китай проявит желание решать вопросов двусторонние безопасности. Нью-Дели также не понравилось бы оказаться в положении, когда её будут обвинять в заигрывании с Японией, предложившей Индии почти $ 33 млрд инвестиций, и лишить Китай таких возможностей.
Виджей Сакхайя руководитель аналитического центра «Национальный морской фонд», Нью-Дели
Примечания:
* – буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V—XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды — исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.
** – концепция «нить жемчуга» была выдвинута Кристофером Персоном, подполковником американских ВВС, а позже пентагоновским аналитиком. В январе 2005 г. она была впервые использована в докладе для военных ведомств США, подготовленном экспертной компанией Booz-Allen Hamilton. Она конкретно продемонстрировала миру возрастание влияния Китая в Юго-Восточной и Южной Азии и Индийском океане благодаря появлению на карте таких точек в его стратегическом арсенале, как о. Хайнань, острова Лесистые (Woody Islands) недалеко от вьетнамских берегов, Читтагонг (Бангладеш), Ситтуэ и острова Коко (Мьянма), Хамбантота (Шри Ланка), Гвадар (Пакистан), архипелаг Сейшелы и др.
Поначалу китайские политики и обозреватели отнеслись к столь изящно названной концепции с долей скептицизма, видимо, потому, что она исходила от Вашингтона. Мировое научное сообщество, напротив, успешно ввело её в оборот, и она пошла гулять по страницам журналов, газет и монографий («Второе дыхание» китайской стратегии «нить жемчуга», сайт «Война и Мир»).