ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Куда двинется Казахстан после добровольного ухода лидера нации с поста президента?
Куда двинется Казахстан после добровольного ухода лидера нации с поста президента?26-03-2019, 15:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Куда двинется Казахстан после добровольного ухода лидера нации с поста президента?Елбасы и его соратники Неожиданная добровольная отставка президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, о которой он объявил накануне праздника весеннего обновления, Наурыза, не приведёт к сколько-нибудь радикальным изменениям политического курса страны, в основе которого – разумный баланс между глобальными центрами силы – Россией, Китаем, США. Назарбаев сохранил за собой посты председателя Совета безопасности, главы правящей партии «Нур Отан», члена Конституционного совета, пожизненного главы Ассамблеи народов Казахстана. Касым-Жомарт Токаев На сегодня преемником Елбасы стал его верный соратник Касым-Жомарт Токаев, к которому перешли президентские полномочия. Токаев будет занимать этот пост до окончания выборного срока в 2020 году, после чего всенародным голосованием будет избран новый президент Казахстана. Если Токаев по какой-либо причине оставит свой пост до этого, президентские полномочия перейдут к дочери Елбасы Дариге Назарбаевой, ставшей 20 марта 2019 года председателем Сената парламента Республики Казахстан (РК) и занимающей первое место в списке самых влиятельных женщин страны. Дарига Назарбаева Новый президент РК происходит из рода кушик племени жалайыр Старшего жуза, к которому принадлежит и Нурсултан Назарбаев. Токаев – карьерный дипломат, полиглот с блестящей послужной биографией. Он не раз исполнял самые сложные и ответственные поручения Назарбаева. Карим Масимов Надёжной опорой Назарбаева был и остаётся Карим Масимов, бывший премьер-министр с двумя сроками полномочий, а ныне председатель Комитета национальной безопасности (КНБ). Будучи министром экономики и бюджетного планирования, он успешно помог Назарбаеву преодолеть финансовый кризис 2008 года и даже обеспечить рост экономики в последующие годы. Как пишет американское издание The Diplomat, он считается экспертом по Китаю и имеет хорошие связи с Кремлём – двумя центрами силы, отношения с которыми Казахстан тщательно балансирует. Однако у Масимова нет шансов сделать самостоятельную политическую карьеру, так как он по национальности не казах, а уйгур. А вот первый заместитель Масимова, племянник Елбасы, генерал-лейтенант национальной безопасности 40-летний Самат Абиш такие шансы имеет в полной мере. Самат Абиш Как бы то ни было, в течение ближайших двух лет (по крайней мере) политический и экономический курс Казахстана будет определять по-прежнему Нурсултан Назарбаев, который остался центром принятия решений и контролирует законодательную и исполнительную власть, а также силовые структуры. Столь же очевидно, что новому правительству придётся серьёзно заняться решением назревших экономических проблем, с чем предыдущий состав Кабинета министров не справился и был отправлен Назарбаевым в отставку незадолго до его добровольного ухода с поста президента. Известный казахстанский политик и экономист Петр Своик, комментируя отставку правительства в казахстанском издании «Время», отметил, что, несмотря на «непреходящую актуальность собственного индустриально-инновационного развития, запущенного президентом после мирового кризиса 2007-2008 годов», это развитие недостаточно по темпам и эффективности. Основной проблемой экономики Казахстана остаётся её сырьевая ориентация; экономическая система республики в очень большой степени зависит от экспорта энергоносителей и других ресурсов. Обвал цен на нефть и металлы сильно ударил по экономике. Темпы роста ВВП Казахстана чётко коррелируют с уровнем мировых цен на сырьё и энергоносители. Так, период роста экономики на 5-7 процентов с 2010 по 2014 год сменился замедлением и спадом в 2015-2016 гг., когда были обвалены мировые цены на нефть. Сейчас экономика Казахстана, слегка оживившаяся в 2017 году (рост ВВП, по данным Всемирного банка, 4,1%), снова притормаживает. ВВП республики вырос в прошлом году лишь на 3,8%, а в текущем году, по прогнозу Всемирного банка, он не превысит 3,5% (в среднесрочной перспективе – 3,2%). Кроме этого, после ряда громких скандалов в банковском секторе банки Казахстана фактически лишены возможности занимать деньги за границей и держатся на плаву только за счёт внутренних ресурсов. Президент Назарбаев осенью 2017 года запустил программу поддержки банковского сектора, но уже в апреле 2018 года отменил её, указав на «ужасные показатели» у ведущих кредитных организаций страны – Банка Астаны, Эксимбанка и Qazaq Banki. Позже национальный регулятор приостановил всем трём банкам лицензии на основные виды деятельности. Были возбуждены уголовные дела в отношении ряда банкиров. Республиканское издание Inform.Бюро констатировало, что «банки получили 3 триллиона тенге от государства [1000 тенге=2,64 доллара США], но по-прежнему не кредитуют экономику». На негативное значение коррупционной составляющей в развитии Казахстана указывала и глава МВФ Кристин Лагард. В ходе визита в Астану в мае 2016 года она сказала, что «богатый нефтью Казахстан нуждается в адаптации к низким ценам на энергоносители путем проведения реформ и борьбы с такими проблемами, как коррупция». Тяжёлым бременем лежат на экономике республики внешние долги. Только за последние пять лет на обслуживание долга в $167,5 млрд из страны было выведено $208 млрд. В прошлом году внешний долг Казахстана достиг критической отметки в $55,5 млрд. Это превышает 96% всего валютного запаса страны. По мнению специалистов республиканского Счётного комитета по контролю за исполнением бюджета, риски очень высоки. Не найдя выхода из положения, правительство Казахстана просто изменило методику подсчёта внешнего долга. Из расчётов был исключен долговой индикатор внутренних займов правительства, которые составляли 5,77 трлн тенге. В результате показатели долгового индикатора снизились с 96,2% в конце 2017 года до 63% на 1 октября 2018 года, что позволило рапортовать о возможности новых внешних займов. Казахстанский экономист Евгений Кочетов считает, что, помимо прочего, одной из главных проблем Казахстана в текущем году станет снижение добычи нефти. На трёх крупнейших месторождениях (Кашаган, Тенгиз и Карачаганак) запланирован крупный капитальный ремонт, и это ограничит возможности роста ВВП за счёт количественного увеличения сырьевого экспорта. Новому президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и недавно возглавившему Кабинет министров РК Аскару Мамину, выходцу из рода канжыгалы племени аргын Среднего жуза, предстоит безотлагательно решать нарастающие экономические проблемы республики под угрозой активизации социальных протестов, которые могут пошатнуть не только финансовую, но и политическую стабильность. Задача обеспечения стабильности Казахстана сегодня сложнее, чем ещё несколько лет назад, и в первую очередь – из-за возрастающей вовлечённости Казахстана в сферу влияния Запада. Так, летом 2017 года Нурсултан Назарбаев назначил председателем суда Международного финансового центра «Астана» британского лорда Гарри Кеннета Вульфа. Лорд Вульф участвовал в создании подобных арбитражных судов, основанных на британской правовой системе, в ряде других стран мира. Вместе с ним там будут работать ещё восемь известных судей и адвокатов из Великобритании. Аналогичные суды созданы в Сингапуре, Гонконге, Дубае, Абу-Даби и Катаре. Чисто британский состав судей, которые будут рассматривать деловые споры в МФЦ «Астана», означает, в частности, что у нового правительства страны будут связаны руки в проведении социально ориентированной экономической политики. Американский «Форбс» регулярно публикует статьи казахстанских экономистов либерального плана, которые называют чуть ли не основной проблемой страны курс на «построение «социального» государства» якобы «в ущерб конкурентоспособности страны и бизнеса». Если новое руководство Казахстана последует советам таких экономистов и станет сворачивать социальные программы для решения финансовых проблем, это, возможно, расширит доступ к кредитам МВФ, но накалит социальную обстановку, оживив различные группы протеста. При этом протест может «перепрыгивать» через стадию переговоров, принимая радикальные формы. И власть, коли она власть, приобретая новые черты, обязана не допустить повторения таких трагических инцидентов, как расстрел в Жанаозене в 2011 году или террористическая атака в Актобе (Актюбинске) в 2016 году. Вернуться назад |