Фото: E.Kryzhanivskyi / Shutterstock.com
Я вовсе не случайно назвал тот путь, что нынче ведет Украину в Европу азиатским. Ведь всю нашу общую историю — историю Российской империи и нераздельно связанной с ней Новороссии – западные критики обвиняли в азиатчине, будто бы присущей русскому миру азиатской жестокости, позаимствованной у татаро-монгол. Так ли это?
И не ведут ли нас новые колонизаторы как раз по тому пути, который даже для Азии закончился с крахом колониальной эпохи в ХХ веке?
Итоги последних лет свидетельствуют как раз об этом.
На Украине с натужной казенной помпезностью отмечали пятилетнюю годовщину «революции достоинства», правда, подменив её «российской агрессией».
И вовсе не случайно сия дата совпала с вступлением в силу поправки к конституции страны о курсе на вступление в ЕС и НАТО. Поправки, принятой не всенародным референдумом, а решением парламента, заверенным подписью аж самого президента Порошенко.
С этим «пиаром во время чумы» все ясно не только большинству разумных (или образумившихся) граждан разоренной и ввергнутой в хаос Украины, но и Европе, четко дающей понять, что до вступления в Европейский союз нам как до Брюсселя пешком и босиком. Да и НАТО почему-то вовсе не горит желанием срочно принять в свои сплоченные ряды «самую сильную армию Европы».
Но мне, как коренному одесситу, конечно же, хочется показать отношение моих земляков к пресловутому курсу «Прочь от Москвы — ближе к Европе». С самого начала не только пятилетней давности переворота, но и самой «незалежности» Украины.
Ведь уже в 1991 году было довольно-таки странно уверять жителей города, заслуженно считавшегося одним из самых европейских и цивилизованных центров Российской империи, а потом и Советского Союза, что ему срочно надобно «европеизироваться» путем разрыва связей с заложившим начало нашему процветанию исконным центром и отказа от всех исторических традиций и основ своего бытия.
А уж с 2014-го эти деструктивные тенденции заработали со скоростью кровавой электрической мясорубки, перемалывающей остатки былой реальной цивилизации ради химеры.
Для того чтобы немного пояснить это, совершим небольшой исторический экскурс, не претендующий на полноту.
Одесса, основанная Екатериной Великой в 1794 году на месте отвоеванной у турок крепостцы Ени-Дунья в городке Хаджибей с числом жителей меньше сотни человек, за кратчайший промежуток исторического времени в пару десятков лет стала городом и портом не только всероссийского, но и европейского значения. Если Петр Великий прорубил «окно в Европу» на северо-западе расширявшейся империи, основав Петербург и сделав его столицей, то его последовательница Екатерина сотворила на юге форменные врата и в Европу, и в Азию.
И недаром уже в первые же десятилетия XIX века Одессу по аналогии со столицей, Северной Пальмирой, стали называть Южной Пальмирой!
И именно здесь возник торговый и цивилизационный форпост России на Черном море, закрепивший ее влияние, позволявший вывозить свои товары и ввозить необходимое. Причем с самого начала город создавался как истинно европейский город и порт. И сам план его строительства, разработанный брабантским инженером на русской службе Францем де Воланом и завоевателем Хаджибея, первым градоначальником Одессы, выходцем из Неаполя Иосифом де Рибасом, был шедевром градостроительной европейской мысли.
Здесь выходцы из европейских стран воплощали идею освоения огромных и плодородных земель Новороссии, отвоеванных у турок и их разбойных вассалов татар. Итальянец с испано-ирландскими корнями де Рибас, французы дюк де Ришелье и Ланжерон делали все для того, чтобы воплотить в жизнь те свои идеалы, коим не нашлось места в... той же Европе. И город создавался как образец не только для России, но и для всей Европы, всего мира. Здесь за несколько десятилетий был обустроен современный порт, ставший сердцем Одессы, а вокруг был построен прекрасный город с театром, библиотеками, музеем, лицеем и гимназиями, а потом и Новороссийским университетом. Благодаря разумной и щедрой политике императоров в развитие не только порта, но и города вкладывались огромные средства, весьма быстро окупившие себя. Льготная налоговая политика сделала Одессу одним из самых удачных и прибыльных «проектов» страны, приносивших все больший доход державе, оставлявшей на его развитие достаточные средства.
И это с самого начала привлекало сюда выходцев буквально из всех европейских стран, искавших лучшей жизни. Благо градоначальники и губернаторы имели почти неограниченные полномочия и доверие императоров. И ехали в Одессу немцы, итальянцы, англичане, греки, евреи, французы. Не говоря уж о русских и малороссах, стремившихся туда, где не было крепостного права! А вокруг города и по всему огромному краю создавались колонии, где селились немецкие и голландские фермеры, французские виноделы. И бежали сюда от османского ига болгары да сербы... И никого не волновала национальность и религия новых поселенцев, получавших неслыханные в Европе привилегии и льготы. Главным было их трудолюбие, профессионализм и честность.
Здесь они нашли свою новую родину, превратив за недолгое время городишко и голую степь в олицетворение мечты о благодатном крае.
Заметим, все это происходило в отнюдь не спокойное время постоянных войн и с Наполеоном, и с турками!
И город, бывший форменным Вавилоном, где говорили не только на русском языке, но почти на всех европейских стал оплотом юго-запада России. А его разноплеменные жители — верными подданными, гражданами Одессы и патриотами России, всегда храбро встававшими на ее защиту от врагов.
Нет, Одессе, ставшей образцово-европейским городом Российской империи, не нужно было стремиться в Европу, ибо она была здесь! Причем в весьма улучшенном варианте, где с истинно российским размахом реализовывались новейшие достижения. От городского самоуправления до газового, а потом и электрического освещения, телеграфа, телефона, современного водопровода и канализации, электрического трамвая, десятков газет и издательств, целой плеяды писателей и художников.
Увы, революция и гражданская война разрушили очень многое, сократив население города на треть. А победившая советская власть, отдав Одессу Украине, разом свела «третью столицу» империи до ранга украинского губернского города, что привело к серьезному оттоку культурных сил из города. Ведь вся южная школа нашей литературы – Бабель, Катаев, Ильф, Петров и многие другие — не хотели и не могли смириться с ползучей и навязчивой украинизацией...
Если промышленность, флот и порт с наукой получали должное развитие, то культура оказалась под жестким гнетом украинизаторов, систематически вытеснявших все талантливое и навязывавших свое неизбывное хуторянство...
А с приходом т. н. самостийности пошло форменное разграбление всего того, что было заложено империей и развито Союзом. От распроданного флота до уничтоженных фабрик и заводов, научно-исследовательских институтов и сети профсоюзных здравниц и курортов. И все это приобрело масштабы катастрофы после переворота 2014-го...
Европейский путь развития, говорите... Что же при «российской колонизации», как называют наследники Геббельса из конторы Вятровича всю эпоху расцвета Одессы и Новороссии, сюда ехали десятки тысяч жителей стран Европы, находя здесь родину и лучшую долю?
При советской власти Одесса была одним из процветавших городов не менее успешной Украины. А ныне МИЛЛИОНЫ украинских гастарбайтеров бегут в ту самую Европу в погоне за самой низкооплачиваемой работой. И подвергаются там беспощадной эксплуатации и дискриминации. А пресловутый «безвиз» буквально на днях (очевидно, как презент к юбилею «революции»!) был еще более ужесточен нашими т. н. партнерами по ЕС.
И удивительно ли, что во время Русской весны 2014 года Одесса была одним из самих активных городов в своем противостоянии необандеровщине. И наша ли вина, что стремление к восстановлению былого органичного единства было буквально сожжено и не получило должной поддержки?
И сегодня, если верить даже не слишком достоверным соцопросам, наш город и регион — едва ли не самый оппозиционно настроенный по отношению к власти «евроинтеграторов». Просто потому, что мы помним, кем, как и для чего был создан наш город. И видим на горьком своем опыте, к чему ведет нынешний европейский выбор, связанный с разорением и разграблением.
Вот я и спрашиваю, что же это за путь в Европу? И почему мы должны идти по нему, погружаясь в полный хаос и братоубийственную рознь?
А между тем у Вятровича готовят законопроект, который позволит-де «очистить Украину от имперского наследия». Обещают начать с Одессы, Херсона и Николаева…
Игорь Плисюк
Вернуться назад
|