ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Bloomberg: гнилой фундамент украинского государства

Bloomberg: гнилой фундамент украинского государства


25-02-2019, 14:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Янукович сбежал, несмотря на то, что он подписал соглашение с политиками, занимавшими проевропейские позиции и принимавшими участие в протестах Евромайдана в предыдущие четыре месяца. Соглашение, свидетелями которого стали немецкие, польские и французские чиновники, позволяло Януковичу оставаться президентом страны с ограниченными полномочиями до досрочных выборов — они должны были быть назначены до окончания 2014 года.
Однако украинским оппозиционным политикам, подписавшим компромиссное соглашение, не давали полномочий на его подписание сотни тысяч обычных манифестантов, добивавшихся немедленного отстранения Януковича: они считали, что именно он несет ответственность за расстрел 75 человек в ходе протестных действий в период с 18 по 20 февраля. 106 человек, погибших в ходе революции 2014 года, стали известны как «небесная сотня». Протестовавшие против Януковича считают, что гибель этих людей стала основанием для передачи власти — процесса, который украинцы называют Революцией достоинства, а Кремль — жестоким переворотом.
В январе украинский суд приговорил Януковича заочно к 13 годам заключения за измену родине. Однако более важное расследование — расследование гибели людей — застопорилось. За убийства никто не был осужден. Чиновники, проводящие расследование, говорят, что власти, в том числе генеральный прокурор Юрий Луценко, назначенный президентом Петром Порошенко, сделали все, чтобы воспрепятствовать их работе. Они хотели избежать привлечения к суду представителей аппарата госбезопасности страны, так как предпочли купить их верность и использовать ее для укрепления коррупционных схем, вместо того чтобы разрушить их.
Порошенко выдвинул свою кандидатуру для переизбрания на пост президента на выборах, запланированных на март, и он может вполне обоснованно заявлять, что Украина изменилась за время его президентства. Она перестала быть саттелитом России и даже ее союзником. Ранее в феврале украинский парламент внес изменения в конституцию страны, закрепив в ней в качестве национальной цели вступление в Европейский союз и НАТО. Аннексия Крыма Россией и фактически российское управление на востоке Украины вынудили Порошенко увеличить военные расходы с 1% ВВП до революции 2014 года до 5%. Он также обрубил экономические связи с Россией, которые теперь составляют 7,7% украинского экспорта и 14,2% украинского импорта по сравнению с 23,8% и 30,2% соответственно в 2013 году.
Порошенко также гордится тем, что добился независимости Украинской православной церкви от Москвы и экономического роста (составившего достойные 3,4% в прошлом году), который страна демонстрирует, несмотря на существенное сокращение численности населения. Скорость и эффективность экономических реформ в стране вызывают вопросы, но эти меры до сих пор получают в некотором роде вынужденную поддержку со стороны Международного валютного фонда, несмотря на то, что правительство покинули чиновники-идеалисты, настроенные на проведение реформ. Однако Порошенко не является фаворитом накануне выборов, и бедность Украины является не единственной тому причиной. Что-то гнилое заложено в самом фундаменте страны, которую он строил.
20 февраля Луценко написал в «Фейсбуке», что расследование убийств 2014 года «практически завершено», из 66 подозреваемых 46 человек бежали в Россию, а остальные находятся в заключении. Он сделал вывод, что окончательная вина лежит на Януковиче и на работавших при нем высокопоставленных сотрудниках правоохранительных органов. Однако Сергей Горбатюк, подчиненный Луценко, занимающий должность старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины и ведущего следователя по делам Евромайдана, настаивает, что дела далеко не закрыты, что подтверждает и адвокат Евгения Закревская, выступающая в интересах семей погибших.
В недавно опубликованном управлением Горбатюка докладе расследования генерального прокурора представлены как масштабная операция под прикрытием, осуществленная с помощью украинской полиции и контрразведки. Состав следственной группы был сокращен, ее дела переадресовывались в другие ведомства, подозреваемых скрывали правоохранительные структуры. Согласно этому докладу, судьи также специально работали для того, чтобы застопорить расследования, отправляя дела на доследования, затягивая с их рассмотрением, а потом отказываясь их возвращать. Сейчас, как следует из доклада, 35 подозреваемых по делам, связанным с преступлениями против участников протестов Евромайдана, до сих пор работают в национальной полиции или в службах контрразведки, десять из них при этом занимают руководящие должности. Очевидные разногласия внутри украинской правоохранительной системы, а также между этой системой и нереформированными судами не ограничиваются расследованием убийств в 2014 году. Еще один пример жесткого противостояния между двумя структурами, созданными в 2014 году под предлогом искоренения коррупции — соперничество между Национальным антикоррупционным бюро и Специальной антикоррупционной прокуратурой. Они постоянно ведут друг с другом борьбу, хотя должны были бы сотрудничать.
Тем временем суды затягивали рассмотрение дел подозреваемых; по 48-ми из 180 расследований, завершенных этими двумя ведомствами, не было назначено еще даже первого слушания. Неудивительно, что, согласно недавнему опросу, около двух третей украинцев не доверяют новым антикоррупционным ведомствам и генеральной прокуратуре. Всего лишь около половины опрошенных доверяют полиции и контрразведке.
Полный разрыв с прошлым требует политической воли, которая даст следователям возможность осуществлять свою работу, разобраться с прошлым и призвать к ответственности людей, виновных в конкретных преступлениях, которые привели к краху предыдущего правительства. Украинским властям, в том числе Порошенко, часто приходилось предпринимать решительные действия за последние пять лет из-за существенных угроз и опасностей, с которыми они могли столкнуться. Но им не хватило мужества реформировать правоохранительные органы и судебную систему, разрушив старую систему, в рамках которой расследование может быть запущено или остановлено по звонку из нужного ведомства. Пока эта система упорно сохраняется, во вновь образованной Украине преобразований не предвидится.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вернуться назад