Раздоры вокруг строящегося газопровода «Северный поток — 2» подорвали доверие инвесторов и нанесли Европе как экономическому пространству заметный ущерб. Такова оценка Райнера Зееле (Rainer Seele), председателя австрийского энергетического концерна «ОМВ» (OMV).
Эта компания, помимо «Шелл» (Shell), немецких фирм «Юнипер» (Uniper) и «Винтерсхалл» (Wintershall) и французской «Энжи» (Engie), — один из пяти инвесторов балтийского газопровода, находящегося в сфере ответственности российского государственного концерна Газпром. Только что политики дали Райнеру Зееле новый повод для критики: несколько дней назад уполномоченные стран-членов ЕС, Европарламента и Еврокомиссии договорились о пересмотре стратегии европейского газового рынка. В результате возникла угроза, что запланированное на конец года окончание строительства «Северного потока — 2» может быть отложено — якобы потому, что Газпром не может больше оставаться одновременно и поставщиком газа, и оператором газопровода.
Это изменение законодательства, которое в профессиональных кругах уже окрестили Lex Gasprom (лат. закон о Газпроме), Зееле в интервью газете «Франкфуртер альгемайне» подверг резкой критике. Как он сказал, Германия, в которой находится конечный пункт газопровода длиной 1,2 тысячи километров, в соответствии с существующим в стране законодательством уже дала разрешение на строительство. Его нельзя торпедировать всего за несколько месяцев до окончания проекта, возмущается шеф «OMВ». Он называет подобные попытки «безобразием», в результате которого проект станет только дороже и не будет завершен в срок.
Но и без них курсирует масса полуфейков о «Северном потоке — 2» и о событиях на газовом рынке. По мнению Зееле, критика со стороны поляков и украинцев относительно того, что балтийский газопровод якобы закрепляет зависимость Европы от России, лицемерна и призвана замаскировать суть вопроса. На самом деле за ней стоит экономический интерес: Украине нужны транзитные пошлины.
Зияющая пустота в терминале для импортного газа
На самом деле благодаря «Северному потоку — 2» ежегодно в Германию будут поступать почти 110 миллиардов кубических метров российского газа, то есть вдвое больше, чем до сих пор. Это не даст восточным европейцам завышать плату за транзит газа по трубопроводам «Ямал» и «Дружба». По мнению шефа «OMВ», с точки зрения конкуренции можно только приветствовать, что «времена монопольного положения Украины» прошли.
Это, однако, не означает, что теперь она маргинализируется, в том числе и потому, что Берлин «в роли модератора» упорно настаивает на переговорах между Газпромом и Украиной. Так как Европа вследствие планируемого отказа от атомного и угольного электричества в долгосрочной перспективе будет нуждаться во все большем количестве газа, «OMВ» в значительной степени заинтересован в сохранении всех транзитных маршрутов, в том числе и через Украину.
Помимо работы в газовой и нефтяной отрасли, Зееле с 2012 года — председатель германо-российской внешнеторговой палаты. Он не ожидает, что введенные из-за аннексии Крыма санкции окончатся без прогресса в Минском процессе. Но подогревать страх перед Москвой в любом случае неверно, считает он. С точки зрения энергетической политики отношения с Россией «совершенно ясно сбалансированы». Европе нужен газ, а Россия остро нуждается в доходах в евро, и она бесперебойно снабжает Европу газом вот уже 50 лет. Поэтому недопустимо смешивать войну в восточноукраинском Донбассе с энергетической политикой.
«Мы, европейцы, за все эти годы не сумели найти для Украины замены транзитным доходам», — говорит Зееле. Он подчеркнул, что вклад Европы в экономико-политическую стабилизацию Украины еще и потому довольно скромен, что на Украине не произошло принципиальных перемен в деле борьбы с коррупцией.
С точки зрения председателя «OMВ», политизация газового рынка наносит ущерб не только Восточной Европе. Все более настойчиво продвигаемый американцами интерес к их сжиженному газу едва ли можно называть соответствующим принципам здоровой конкуренции. Скептически Зееле относится и к попыткам Еврокомиссии и даже таких стран, как Хорватия, продвинуть строительство терминалов для импортного сжиженного газа, в то время как уже имеющиеся в ЕС терминалы в среднем загружены всего лишь на 30%. Собственный терминал «ОМВ» в Роттердаме можно на 100% списать, сказал Зееле. Там царит зияющая пустота.
Так как сжиженный газ при наличии газопроводов из Норвегии и России едва ли конкурентоспособен, и, кроме того, его поставщики могут получить значительно большие прибыли в Азии, Европа далеко не всегда привлекает американских экспортеров. Контракты с ними содержат оговорки, согласно которым большая часть обговоренных объемов газа будет поставлена в Европу только в случае, если цены в Азии не окажутся выше. К этому добавляются страховые расходы. Вот почему импорт сжиженного газа только в редких случаях будет действительно привлекательным.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.