Попытка украинских катеров незаконно "прорваться" через Керченский пролив может иметь гораздо более серьёзные последствия, чем просто испорченный имидж.
Исторический опыт
За инцидентом в Керченском проливе, для которого ВМСУ задействовали "самые современные" катера, стоит нечто большее, чем попытка простого пересечения государственной границы. Строго говоря, брошенные в первый и последний "бой" бронекатера лишний раз подтвердили, что спокойному решению в общем-то обыденных, можно сказать, бытовых вопросов как военное, так и политическое руководство Украины предпочитает путь провокаций. Важно отметить, что пропорциональная реакция и адекватные действия на попытку незаконного пересечения государственной границы российскими специалистами давно отработаны. 30 лет назад корабли "Беззаветный" и "СКР-6" уже "наезжали" на американский крейсер Yorktown и эсминец Caron, хотя вполне могли применить по нарушителю оружие.
Из-за сложной политической обстановки в конце 80-х ВМФ СССР не получил приказа на уничтожение нарушителей, однако после "навала" советских кораблей на американский крейсер и эсминец "дружеские" визиты кораблей США и НАТО в Чёрное море надолго прекратились. Другие методы "принуждения" злоумышленников к остановке, практикуемые сторожевыми кораблями уже российского военно-морского флота, оказались более эффективными. Обычно на пересечение государственной границы по морю реагируют спокойно, однако в случае отказа покинуть район по нарушителю могут применить оружие. Так могло произойти и с украинскими катерами "Гюрза", которые в силу своих размеров после попадания ракеты или артиллерийского снаряда ушли бы на дно за пару минут.
Плывущие на смерть
Представители МИД России, равно как и высшее руководство страны, неоднократно предупреждали Киев о недопустимости провокационных действий, в том числе в Керченском проливе, а вопрос о "способностях" украинских военных совершать необдуманные поступки не раз обсуждался с зарубежными партнёрами. Сложно сказать, было ли решение послать катера "на убой" личной инициативой Порошенко или было принято по настойчивой просьбе заокеанских коллег. Однако о возможностях России в Крыму, который закрыт и с суши, и с моря, и с воздуха, руководство Украины хорошо осведомлено. Строго говоря, тот, кто отдавал приказ на пересечение государственной границы с Россией, хорошо знал, что в случае возникновения опасности "речные шаланды" украинских ВМС будут уничтожены.
При этом с первых минут появления пограничных кораблей ФСБ, вертолётов Ка-52 и штурмовой авиации в районе Керченского пролива украинские СМИ начали трубить о якобы непропорциональном применении силы. Стоит сказать, что механизм реагирования в этом случае всегда один и отрабатывается он по несколько раз в месяц в целях повышения боевой готовности и слаженности личного состава. При этом "размер" нарушителя большого значения не имеет — на каждую угрозу найдётся механизм быстрого реагирования. При этом в жёсткой реакции, на которую, скорее всего, и была рассчитана провокация, не было никакой необходимости — ВМФ России привлекать к решению таких ситуаций не было никакого смысла, поскольку огневой мощи кораблей погранслужбы вполне достаточно, чтобы проделать на месте катера "Гюрза" крупное входное отверстие.
10 лет назад
Президент Порошенко — один из главных бенефициаров конфликтной ситуации — хорошо понимал, что образ "бедной Украины", которую "пытаются угнетать все, кому не лень", лучше всего подходит для повышения собственного рейтинга. В пользу этой версии говорит одно важное обстоятельство: "Азовская флотилия" уже пересекала Керченский пролив под арками Крымского моста, причём без всяких происшествий. 22 сентября корабль управления "Донбасс" и буксир "Корец" с соблюдением морского права "прошли" исключительную экономическую зону Российской Федерации у побережья Крыма, после чего в целости и сохранности проследовали в порт Бердянска, где ВМСУ планируют создать военно-морскую базу. Что мешало украинским военным соблюдать все правила и предписания в этот раз, пока непонятно.
Ситуация с попыткой "прорыва" трех украинских бронекатеров и буксира через Керченский пролив отдалённо напоминает начало событий в Южной Осетии в 2008 году. Тогда для укрепления собственного рейтинга и в целях выполнения обязательств перед западными союзниками президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о начале операции "Чистое поле", в рамках которой планировались полная зачистка Цхинвала и выход грузинской армии к Рокскому тоннелю. Ситуация с "бедной Грузией", на которую "напала" буквально из ниоткуда появившаяся 58-я армия ВС РФ, тогда транслировалась всеми западными СМИ. Похожего развития событий можно ожидать и в этом случае.
Америка не с нами
Разумеется, "позиция жертвы", которую руководство Украины эксплуатирует с момента обретения независимости, будет использоваться и сейчас. Президент Порошенко уже потребовал от России немедленно вернуть экипажи и катера, а украинские политики, включая главу МИДа Павла Климкина, заявляют об "агрессии России". При этом за состряпанную на коленке провокацию Украине придётся отвечать в Совете Безопасности ООН, в рамках заседаний которого представителю Незалежной нужно объяснять, что мешало экипажам катеров соблюдать Морское право при пересечении границы.
При этом катера "Гюрза", эффективность которых в открытом море почти нулевая, до выяснения всех обстоятельств и ответственных лиц останутся на территории России. Эти же действия будут применены и к членам экипажа, которые при задержании оказали вооружённое сопротивление. При этом никаких воплей в стиле "Америка с нами" образца 2014 года уже нет — зарубежные партнёры тактично и крайне вежливо открестились от провокации ВМСУ, призвав Украину и Россию к деэскалации. Итогом "маленького, но важного" инцидента вместо триумфального прохода под Крымским мостом стали стрельба и задержание судов и экипажей.
Юридические последствия для экипажей бронекатеров, равно как и для самих кораблей, вполне очевидны — с точки зрения закона вся ситуация трактуется как задержание при попытке незаконного пересечения государственной границы. Теперь вопрос в правовом поле придётся решать украинским дипломатам, которые будут объяснять и оправдывать действия своего руководства. Учитывая неспособность представителей Незалежной к серьёзным переговорам, катера "Гюрза" рискуют навсегда остаться в "зоне ожидания" и могут сгнить у причальной стенки к тому моменту, как руководство Украины созреет на дипломатическое решение проблемы. Принимать "речные байдарки" в состав ВМФ России при отказе Украины от диалога никакого смысла нет — российский военно-морской флот никакой нужды в катерах подобного типа не испытывает.