Киевский режим продолжает суетливую – хотя пока и безнадёжную – деятельность по вхождению в евроатлантические структуры – ЕС и НАТО. Для приближения этого события плодятся разного рода инициативы и документы. На днях получила продолжение история с инициативой закрепить в Конституции Украины курс на членство в ЕС и НАТО.
Первый замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной раде И. Кононенко 14 ноября сообщил, что в ноябре Рада может окончательно утвердить соответствующие изменения в Основном законе.
Изначально с этой инициативой, облечённой в проект конкретных конституционных поправок, выступил сам Порошенко, а парламент Украины направил этот законопроект на экспертизу в Конституционный суд. Примечательно объяснение такой спешки. Кононенко опасается, что после президентских и парламентских выборов конфигурация во власти может измениться и новая власть может отказаться от авантюр нынешней правящей группировки.
Каково реальное предназначение этих поправок и какие риски для России появляются в этой связи? Представляется, что первоочередные цели, которые преследует правящий режим закреплением в Конституции курса на членство Украины в ЕС и НАТО, не связаны напрямую с самим членством.
Во-первых, прежде всего, это попытка наполнить перед выборами свой послужной список ещё одним «позитивом» в дополнение к «томосу» о создании некоей отдельной украинской церкви. К несчастью для самой Украины, в глазах немалой части её населения, особенно Галиции, «евроатлантическая интеграция», идущая вкупе с зоологической русофобией и легализованным галицким нацизмом, оценивается как плюс к рейтингу власти. Поэтому для правящей коалиции и лично для Порошенко, сделавших ставку на радикальный национализм и конфликт с Россией, ориентация на антироссийские силы, каким по определению является НАТО, является логичной.
Во-вторых, вся евроатлантическая демагогия вороватых деятелей киевского режима, как и многочисленные нормативно-правовые документы о «сближении», «интеграции», «ориентации» с НАТО, являются скорее формой подкупа евроатлантических элит в обмен на их лояльность к саботажу киевскими властями «прозападных» реформ, безудержному воровству бюджетных средств и внешней помощи Запада.
Без конкретного материального подкрепления в виде внедрения собственно военных, а также политических и государственно-управленческих стандартов альянса подобные инициативы имеют, скорее, символический характер.
Как раз внедрение таких стандартов даже в военной области идёт с большим трудом. Минобороны режима пытается в первоочередном порядке внедрить примерно 200 стандартов до 2020 г. По словам главы миссии Украины при НАТО В. Пристайко, это лишь небольшая доля тех стандартов, которые существуют в НАТО. В целом Минобороны киевского режима переданы 500 стандартов, которые требуются для непосредственной взаимосовместимости ВСУ и сил НАТО не только на поле боя, но и для совместного производства военной техники. Тот же Пристайко говорит, что полный набор стандартов Киев точно не успеет принять до 2020 г.
Как результат, несмотря на настойчивость Киева, НАТО летом отказалось включить Украину в программу «Расширенное партнёрство» (Enhanced Partnership Opportunities, EOP). Последняя предполагает, что организация вооружённых сил её членов будет максимально приближена к стандартам альянса для участия в совместных учениях и операциях НАТО.Тем более в плане политической устойчивости и качества государственного управления нынешняя Украина представляет собой стремительно деградирующее образование с нищающим и озлобленным населением, нарастающим хаосом во всех областях жизни и неопределённой долгосрочной перспективой. Всё это делает Украину для НАТО неприемлемой.
Здесь показательно уже годичное блокирование Венгрией заседания комиссии Украина – НАТО на уровне выше послов. Венгрия поставила условием разблокирования её работы отмену дискриминационных положений закона «Об образовании» относительно венгерского меньшинства в Закарпатье. В Киеве считают, что Венгрия злоупотребляет принципом «согласия» при принятии решений в НАТО. Но дело, видимо, в другом. Думается, что при желании руководство альянса и США могли бы добиться от Венгрии нужного решения, но, скорее всего, они руками Будапешта законсервировали контакты с киевским режимом на высоком уровне.
Но опасность сближения киевского режима с НАТО для населения прежде всего самой Украины и для России тем не менее существует, и проявляется она с иной стороны. НАТО и сейчас ничего не мешает вовлекать Украину в свои структуры, не дожидаясь формализованного членства, что в реальности и происходит.
НАТО проводит практические мероприятия в отношении Украины, как фактически для члена альянса, например выделение финансов, разработку совместных программ и подключение Киева к механизмам военно-промышленного сотрудничества. Расширяются поставки вооружения, в том числе уже и летального, чего ранее не было; идёт снабжение обмундированием, снаряжением, средствами связи, технической помощью для укрепления ВСУ и более успешного ведения войны в Донбассе.
Так, США ещё в мае одобрили выделение в 2019 г. $ 250 млн. на оказание военной помощи киевскому режиму, включая поставки «оборонных вооружений». С весны этого года Пентагон ведёт поиск посредника, который сможет на постоянной основе, быстро и напрямую поставлять оружие киевскому режиму. Сектор безопасности режима и особенно его карательные силы в зоне боевых действий в Донбассе плотно опекаются спецслужбами и военными структурами НАТО в целом.
В конце 2017 г. было принято решение о присоединении Украины к Центру передового опыта НАТО по энергетической безопасности в Вильнюсе. Сейчас в повестке дня стоит вопрос о присоединении к другим похожим центрам НАТО. Например, к Центру киберобороны НАТО, который находится в Таллине.
Сотрудничество с НАТО за пределами членства в принципе лишает киевскую власть даже формальных юридических оснований настаивать на неких ответных обязательствах Брюсселя перед Украиной. И такой её статус более выгоден Западу, чем оформленное членство в НАТО с взаимными обязательствами сторон.
Например, он позволяет США и НАТО использовать натренированный и осатаневший от антироссийской злобы киевский режим в вооружённых провокациях против ДНР/ЛНР и против России, не неся никакой ответственности за последствия.
Сначала такая тактика имела место во время войны с ДНР/ЛНР, а сейчас уже распространилась на Азовское море. И, скорее всего, будет лишь усиливаться. И в этом – один из главных вызовов России и донбасским республикам, да, собственно, и населению самой Украины.
фото: ritmeurasia.org