Малыши жаждут власти. К несчастью для них, у них ее нет. Отсюда истерики и абсурдные требования («Нет, я хочу этот банан, а не тот!» Хотя эти два банана выглядят одинаково во всех отношениях, но ты уже начал чистить тот банан, а значит он мне не нужен).
Они просто хотят все контролировать. Это стремление к автономии объясняет очень многое в поведении маленького человека. И оно также начинает объяснять популярность Ютуба (YouTube) среди малышей и дошкольников, о чем рассказали мне детские психологи.
Если у вас нет трехлетнего ребенка, вам, вероятно, неизвестна такая вещь, как YouTube Kids, — приложение, являющееся, по сути, урезанной версией популярного видеохостинга, которое предоставляет доступ к видео, отфильтрованным по возрасту целевой аудитории. И, поскольку мобильное приложение предназначено для использования на телефоне или планшете, дети могут постоянно погружаться в цифровую экосистему, населенную бесчисленными видеороликами, которые понятны и доступны для них.
Те видео, которые отображаются в приложении, генерируются с помощью алгоритма рекомендаций YouTube, который учитывает историю поиска пользователя, историю просмотров и другие данные. Этот алгоритм, по сути, является тем ситом, через которое просеиваются ролики YouTube, и благодаря ему лишь немногие из них попадают на экран к пользователю.
Этот алгоритм рекомендаций должен выполнять достаточно сложную задачу — даже просто из-за масштаба платформы. «Рекомендации YouTube помогают более чем миллиарду пользователей получить персонализированный контент из постоянно растущей базы», — написали эксперты из компании Google, которой принадлежит YouTube, в документе 2016 года, посвященном этому алгоритму. Эта база включает в себя много часов видео, загружаемых на сайт каждую секунду каждого дня. Создать правильно работающую систему рекомендаций «чрезвычайно сложно», добавили они, потому что этот алгоритм должен непрерывно обрабатывать ошеломляющее количество контента и мгновенно идентифицировать самые свежие и самые актуальные видео, одновременно игнорируя посторонние шумы.
И вот здесь проявляется действие фактора уроборос: дети смотрят одни и те же видеоролики снова и снова. Создатели видео учитывают то, что пользуется наибольшей популярностью, имитируют этот контент в надежде на то, что дети щелкнут на их видео. Когда это происходит, алгоритм YouTube замечает это и рекомендует эти видео другим детям. Дети продолжают щелкать по роликам и получают все больше и больше однотипного контента. А создатели видеоматериалов продолжают создавать такие видеоролики в надежде на то, что дети их просмотрят.
По сути, так работают все алгоритмы. Так появляются информационные пузыри. Компьютерный код отслеживает то, что вы считаете интересным — какие ролики вы смотрите чаще всего, а также сколько времени вы им уделяете — а затем предлагает вам больше подобного контента. YouTube Kids предлагает детям такие видео, которые созданы с учетом того, что хотят увидеть дети. На самом деле, дети сами выбирают контент — ровно до той секунды, когда они теряют к нему интерес и решают посмотреть что-то другое. Другими словами, приложение YouTube — это гигантское отражение детских желаний. В этом смысле с его помощью можно попробовать понять психику ребенка.
Но что он раскрывает?
«До недавнего времени на удивление мало специалистов задавались этим вопросом, — говорит Хизер Киркорян (Heather Kirkorian), доцент кафедры человеческого развития в Школе экологии человека Университета Висконсин-Мэдисон. — В прошлом году у нас появились некоторые исследования по приложениям и сенсорным экранам. Но они только начинают публиковаться».
Видео для детей являются одним из самых часто просматриваемых в истории YouTube. Согласно данным сервиса, одна из серий мультсериала «Маша и медведь», к примеру, была просмотрена более 2,3 миллиарда раз.
На YouTube Kids вы можете найти высококачественную анимацию, а также клипы из телевизионных шоу, таких как «Свинка Пеппа», и детские песни. «Daddy Finger» — это настоящий гимн YouTube Kids, а динамичные версии популярных песен для детей на канале ChuChu TV пользуются огромной популярностью.
Многие из самых популярных видеороликов как будто сделаны любителями. Демонстрации игрушек, таких как видео с игрушками из Киндер-сюрпризов, набирают множество просмотров. Эти видеоролики выглядят так: взрослые рассказывают, как они играют с различными игрушками, часто снимая упаковку, вытаскивая их из пластикового контейнера и показывая скрытую фигурку.
Детям очень нравятся подобные вещи.
Если отвлечься от довольно странного характера этих видео, можно легко понять, почему они нравятся детям. «Кто же не хочет получить сюрприз? Вот так все это и работает», — говорит Сандра Калверт (Sandra Calvert), директор Детского цифрового медиацентра в Джорджтаунском университете. Помимо того, что сюрпризы — это весело, многие из видео часто представляют собой рекламные ролики игрушек. И эти ролики позволяют малышам чувствовать, что все эти пластиковые яйца будто бы принадлежат им. Они выбирают то, что они видят. И им нравится обладать и контролировать, даже если это всего лишь их фантазии.
«Речь идет об очень быстром серфинге по каналу, — говорит Майкл Рич (Michael Rich), профессор педиатрии Гарвардской медицинской школы и директор Центра исследования медиа и здоровья детей (Center on Media and Child Health). — Во многих отношениях YouTube Kids лучше приспособлен к объему внимания маленького ребенка — просто благодаря длине видео — нежели какие-то другие получасовые или часовые программы».
Рич и другие сравнивают это приложение с такими его предшественниками, как «Улица Сезам», в которой короткие ролики вставлялись в более длинную программу отчасти для того, чтобы удержать внимание маленьких детей. На протяжении десятилетий исследователи изучали то, как дети реагируют на телевидение. Теперь они изучают то, как дети используют мобильные приложения: сколько часов они тратят, какие приложения используют и так далее.
Исследователи поняли, что этому вопросу необходимо уделить пристальное внимание. В эпоху мобильного интернета, родившиеся на рубеже тысячелетий люди, которые активно смотрели кабельное телевидение, рожают детей, для которых просмотр канала YouTube Kids уже стал повседневной нормой. Вместо того, чтобы смотреть 28-минутный эпизод «Мистера Роджерса и его соседей» малышу или дошкольнику можно предложить провести столько же времени с приложением «Тигренок Даниэль и его соседи» — спин-оффом сериала про Роджерса — который предназначен для детей в возрасте от 2 до 4 лет.
Но малыши и дошкольники — это на самом деле довольно разные группы, с точки зрения исследователей. 2-летнему и 4-летнему ребенку, возможно, понравится смотреть Тигренка Даниэля или какие-то видео на YouTube Kids, но, скорее всего, они составят о них разные мнения, как объясняет Киркорян. Дети в возрасте до 3 лет, как правило, испытывают трудности с восприятием информации через экран и применением ее к реальным ситуациям. Многие исследователи пришли к аналогичным выводам, за некоторыми интересными исключениями. Ученые недавно обнаружили, что, когда экранное время становится интерактивным, то дети в возрасте до 3 лет могут действительно установить прочную связь между тем, что происходит на экране и в реальной жизни.Лаборатория Киркорян разработала серию экспериментов, чтобы понять, насколько важна роль интерактивности в том, чтобы помочь маленькому ребенку воспринимать информацию подобным образом. Вместе со своими коллегами она обнаружила поразительные различия в том, что маленькие дети усвоили — даже в возрасте до 2 лет — сравнив результаты экспериментов, когда дети могли взаимодействовать с приложением и когда у них была возможность только наблюдать за происходящим на экране. Другие исследователи тоже обнаружили, что определенная интерактивность помогает детям лучше усваивать информацию. Ученые из разных институтов предлагают разные определения «интерактивности», но в одном из экспериментов интерактивность, к примеру, сводилась к простому нажатию на пробел.
«Таким образом, по всей видимости, возможность выбирать, выполнять роль субъекта имеет большое значение маленьких детей, — говорит Киркорян. — Мыслительный компонент объясняет, почему это имеет значение».
Одна из версий заключается в том, что дети любят смотреть одни и те же вещи снова и снова, пока они не поймут их. В детстве я посмотрела видеокассету про слоненка Дамбо так много раз, что я могла рассказывать этот мультфильм наизусть во время долгих поездок на машине. По-видимому, это не является чем-то необычным — по крайней мере, с началом эпохи видеомагнитофонов и, впоследствии, мобильных приложений. «Если у детей есть возможность выбрать то, что они смотрят, то они, скорее всего, будут взаимодействовать с приложением таким образом, который соответствует из целям обучения, — говорит Киркорян. — Мы знаем, что акт получения новой информации приносит удовлетворение, поэтому они с большой долей вероятности будут выбирать информацию или видео, которые предоставляют им такую возможность».
«Детям нравится смотреть одно и то же снова и снова, — говорит Калверт из Джорджтаунского университета. — Отчасти это объясняется стремлением понять, поэтому они постоянно смотрят одно и то же, чтобы разобраться. Дети часто не понимают мотивы людей, и это главная движущая сила. Они часто не понимают связь между действиями и последствиями».
Маленькие дети также предрасположены к относительной узости интересов. (Слоны! Поезда! Луна! Мороженое!) Примерно в возрасте полутора лет у многих малышей появляются «чрезвычайно интенсивные интересы», как говорит Джорджина Тросет (Georgene Troseth), доцент психологии Университета Вандербильта. Это отчасти объясняет, почему дети, использующие такие приложения, как YouTube Kids, часто выбирают видео, которые предлагают им знакомые понятия — те, которые содержат персонаж мультфильма или тему, которые им уже нравятся. Однако это представляет собой проблему для исследователей. Если дети нажимают на миниатюру видео, просто потому что они узнают его, трудно сказать, насколько они учатся и насколько отличается среда приложения от других форм игры.
Даже увлечение яйцами-сюрпризами на самом деле не ново, говорит Рейчел Барр (Rachel Barr), детский психолог из Джорджтаунского университета. «Они относительно быстро меняются, и они включают в себя то, что действительно нравится маленьким детям, а именно процесс развертывания и нахождения спрятанных вещей, — рассказала она мне. — Я не проверяла это, но вряд ли дети учатся на этих видео, поскольку у них нет четкой структуры».
«Интерактивность — это не всегда хорошо», — добавила она.
Мнения ученых в вопросе о том, насколько YouTube Kids является ценным образовательным инструментом, расходятся. Очевидно, что это зависит от характера видео и от степени участия опекуна, который может помочь объяснить то, что происходит на экране. Но вопросы о том, как именно работает алгоритм, тоже играют определенную роль. Например, неясно, насколько тщательно YouTube анализирует предыдущее поведение в рамках своего алгоритма рекомендаций. Если малыш смотрит друг за другом несколько видеороликов, которые имеют более низкое качество с точки зрения познавательности, действительно ли он может оказаться в пузыре фильтров, который будет показывать ему только низкокачественное видео?
Подборку лучших видеороликов для детей составляет не человек. Представитель компании YouTube сказал мне, что человеческое участие в YouTube ограничивается тем, чтобы отслеживать неприемлемый контент. Однако контроль качества все еще остается проблемой. К примеру, в прошлом году YouTube Kids показывал видео, в котором персонажи, похожие на Микки Мауса, стреляли друг в друга из оружия.
«Доступный контент не отслеживается, а скорее фильтруется в приложении через алгоритм, — говорит Нина Найт (Nina Knight), пресс-секретарь YouTube. — В отличие от традиционного телевидения, где контент выбирается для вас с учетом времени суток, приложение YouTube Kids предоставляет каждому ребенку и семье больше того типа контента, который им нравится, и в любое время, когда он этого хочет, что абсолютно уникально».
В то же время создатели видеороликов YouTube Kids тратят массу времени, пытаясь обмануть алгоритм, чтобы их видео просматривалось как можно чаще — больше просмотров означает больше денег за рекламу. К примеру, есть видео от Toys AndMe, которое набрало более 125 миллионов просмотров с сентября 2016 года.
«Вы должны делать то, чего от вас требует алгоритм, — говорит Натали Кларк (Nathalie Clark), соавтор такого же популярного канала Toys Unlimited и бывшая медсестра, которая ушла с работы, чтобы заниматься созданием видео. — Вы не можете постоянно переключаться с одной темы на другую».
Она имеет в виду, что, как только алгоритм YouTube устанавливает, что определенный канал публикует видео о лизунах, цветах, формах и тому подобном — особенно, если на канале есть хитовое видео на эту тему, — создателям видео уже сложно поменять свою тематику, потому что в этом случае их просто могут перестать смотреть. «Если честно, YouTube сам выбирает вместо вас, — говорит она. — Сейчас в трендах «Щенячий патруль», поэтому мы делаем много контента с ним».
Существуют и другие ключевые стратегии для того, чтобы заставить всех смотреть тот или иной ролик с YouTube Kids. Кларк рекомендует постоянно делать это, и тогда вы начнете понимать, что хотят видеть дети. «Хотела бы я рассказать вам больше, — добавила девушка. — Но я не хочу плодить конкурентов. Кроме того, никто до конца этого не понимает».
Другой вопрос, на который люди еще не нашли ответ, — это как взросление в эпоху мобильного интернета изменит восприятие детьми повествования. «Существует большое количество научных работ, доказывающих, что дети, читающие больше книг, обладают более богатым воображением, — говорит Калверт из Детского цифрового медиа-центра. — Но в век интерактивности можно не только потреблять тот продукт, который делает кто-то другой, но и создавать свой продукт».
Другими словами, самое молодое поколение пользователей приложений имеет другие ожидания относительно структуры повествования и информационной среды. Если отвлечься от того восторга, который ребенок испытывает, водя пальцем по экрану или просматривая видео The Bing Bong Song в тысячный раз, долгосрочные последствия для развития детей, с младенчества привыкших к смартфонам, тесно связаны с другими проблемами, возникающими в цифровую эпоху.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.