ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Восточноевропейские реформаторы Украины: где они сейчас?

Восточноевропейские реформаторы Украины: где они сейчас?


13-11-2018, 09:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Рассказы о преимуществах евроинтеграции на Украине зачастую сопровождались примерами региона Центральной и Восточной Европы. Следовательно, после Евромайдана ряд высоких должностей в высоких киевских кабинетах заполучили представители стран «Новой Европы». Аналитический портал RuBaltic.Ru решил вспомнить, кто из восточноевропейских реформаторов сумел закрепиться в системе госуправления Украины, а кто уже покинул государство победившего Майдана.

Войцех Бальчун (Польша)

Фото: 24tv.uaФото: 24tv.ua

 

 

 

На должность главы железнодорожного монополиста «Укрзализныци» («УЗ»), одной из крупнейших транспортных компаний Восточной Европы с численностью персонала в 270 тыс. человек, Бальчун был назначен в апреле 2016 года, через неделю после отставки правительства Яценюка. Однако для управления железнодорожной отраслью необходимо знать не только общие каноны менеджмента, но и профильную «матчасть». С этим у Бальчуна возникали проблемы.

Его «реформы» во главе «УЗ» свелись к поднятию тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, «декоммунизации» названий железнодорожных станций и сокращению количества пригородных поездов.

Очевидно, что для принятия подобных управленческих решений не требовалось нанимать дорогостоящего иностранного менеджера.

На рабочем месте Бальчуна видели нечасто, поскольку он совмещал должность топ-менеджера с концертной деятельностью во главе рок-группы Chemia. Относительными успехами Бальчуна можно считать запуск нескольких железнодорожных маршрутов до городов Польши и Болгарии.

В сентябре 2017 года, после ухода с должности главы «УЗ», Бальчун заявил следующее: «С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке в Украину, могу сказать: наибольший успех в том, что я выжил и вернулся».

Лешек Бальцерович (Польша)

Фото: polskatimes.plФото: polskatimes.pl

 

В марте 2016 года Бальцерович стал координатором Международного консультативного совета при президенте Украины, а месяц спустя возглавил Стратегическую группу международных советников при правительстве Владимира Гройсмана.

Бальцерович как идеолог пресловутой «шоковой терапии» в статусе советника при Кабмине Украины выступал за сокращение государственных расходов, отмену пенсионных льгот и повышение пенсионного возраста.

Собственно, программу Бальцеровича активно выполняло правительство Гройсмана, продавившее через Верховную раду целый ряд антисоциальных реформ.

Менее чем через полтора года Бальцерович, посчитав свою миссию выполненной, подал в отставку.

Славомир Новак (Польша)

Фото: dorig.net.uaФото: dorig.net.ua

 

Экс-министр транспорта и водного хозяйства Польши в 2016 году возглавил Государственное агентство автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), обладающее внушительными бюджетами на строительство новых и ремонт имеющихся автодорог.

Буквально на днях Новак, сохраняющий за собой должность главы «Укравтодора», заявил, что дороги, как в Польше, появятся на Украине не раньше, чем через 5 лет.

Заявление Новака излишне оптимистично, поскольку Польша, в отличие от Украины, имеет право на получение дотаций из Брюсселя для модернизации инфраструктуры.

Отстаиваемая Новаком идея создания платных автомобильных дорог в условиях высокого уровня бедности украинцев ситуацию с качеством дорожного покрытия едва ли сумеет улучшить, а кроме того, наверняка станет очередным поводом для роста социального недовольства.

Двухлетнего пребывания Новака во главе «Укравтодора» рядовые автовладельцы не заметили. Международные рейтинги подтверждают, что качество автомобильного полотна не улучшается, «Укравтодор» в связке с региональными властями занимается в лучшем случае ямочными ремонтами.

Традиционно «Укравтодор» является одной из наиболее крупных «кормушек», и с приходом Новака эта ситуация не изменилась — данная структура по-прежнему фигурирует в коррупционных скандалах.

Павел Юзеф Станчак (Польша)

Фото: reform.energyФото: reform.energy

 

В конце 2017 года Павел Юзеф Станчак, выходец из польской нефтегазовой компании PGNiG, был назначен вице-президентом «Укртрансгаза», оператора украинской газотранспортной системы (ГТС).

Вопреки тому, что «Укртрансгаз» перекачивает значительные объемы российского газа в Европу, зарабатывая для Украины до 3 млрд долларов в год, предприятие остается убыточным. Дело в том, что руководство «Укртрансгаза» конфликтует с «материнской» структурой НАК «Нафтогаз Украины», на чьих счетах аккумулируется выручка оператора ГТС.

Работа Станчака во главе «Укртрансгаза» пока не привела к урегулированию конфликта.

Не факт, что этот конфликт будет урегулирован в принципе, поскольку ресурсная база в газовой отрасли Украины в ближайшие годы серьезно сократится по причине ввода в эксплуатацию обходных газопроводов.

«Нафтогаз» и «Укртрансгаз» до сегодняшнего дня не предложили плана сохранения за Украиной объемов транзита газа, позволяющего сохранить работу ГТС в бездотационном формате, с которым можно было бы выйти на переговоры с ЕС и РФ.

Айварас Абромавичюс (Литва)

Фото: usubc.orgФото: usubc.org

 

Литовец Айварас Абромавичюс занимал должность главы Министерства экономического развития и торговли Украины в правительстве Яценюка с декабря 2014 по апрель 2016 года.

Его деятельность на министерском посту завершилась абсолютным провалом: 2015-й стал годом глубочайшего экономического падения с потерей 10% ВВП и инфляцией в 43%.

В целом, Абромавичюс запомнился широкой публике тремя вещами: резонансным высказыванием о возможности ликвидации Минэкономики после проведения им «реформ», планами по масштабной продаже госсобственности, а также конфронтацией с ближайшим соратником президента Порошенко Игорем Кононенко, в результате которой последние несколько месяцев министр и вовсе не появлялся на рабочем месте.

В последнее время Абромавичюс нарастил медийную и публичную активность, желая, судя по его заявлениям, встроиться в послевыборные расклады на Украине. Ради этого он даже вынужден был отвергнуть несколько предложений о работе в Литве.

 

 



 

Альгирдас Шемета (Литва)

Фото: rau.uaФото: rau.ua

 

Бывший еврокомиссар и дважды министр финансов Литвы от партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» («СО-ХДЛ») Альгирдас Шемета с конца 2014 года является бизнес-омбудсменом Украины. Должность бизнес-омбудсмена впервые введена в рамках Соглашения об ассоциации Украина — Евросоюз; на его содержание Европейский банк реконструкции и развития выделяет 1,5 млн евро в год.

Тем временем положение дел с защитой прав собственности на Украине не улучшается, а иностранные инвестиции предпочитают обходить ее стороной.

Впрочем, реальных инструментов защиты предпринимателей у бизнес-омбудсмена нет: фактически его полномочия ограничиваются принятием жалоб, консультированием и внесением предложений в органы законодательной и исполнительной власти.

Аурелийус Гутаускас (Литва)

Фото: g1.dcdn.ltФото: g1.dcdn.lt

 

Литовец Гутаускас является судьей Верховного суда Литвы, специализирующимся на вопросах уголовного права, организованной преступности, судейской этики и дисциплины. В начале ноября 2018 года Высшая квалификационная комиссия судей Украины избрала литовца в Общественный совет международных экспертов, который будет помогать в проведении конкурсного отбора судей Высшего антикоррупционного суда.

Относительно эффективности функционирования Высшего антикоррупционного суда имеются большие сомнения. В бедной стране априори будет высокий уровень коррупции — ресурсов мало, а аппетиты финансово-политических групп высоки.

Тем не менее давать оценку работе Гутаускаса можно будет лишь после запуска антикоррупционного суда и рассмотрения первых уголовных дел.

Райвис Вецкаганс (Латвия)

Фото: zerkalo.mk.uaФото: zerkalo.mk.ua

 

Латвиец Вецкаганс был назначен и. о. руководителя Администрации морских портов Украины (АМПУ) в начале 2017 года. АМПУ является одним из наиболее «вкусных» украинских предприятий: в частности, за 2016 год «портовики» получили самую крупную чистую прибыль среди всех украинских госкомпаний по отношению к выручке (3,85 млрд гривен против 6,8 млрд).

Периодически имя Вецкаганса всплывает в СМИ в контексте скандалов вокруг возможной передачи в концессии / приватизации украинских портов. Тем временем объемы перевалки транзитных грузов в украинских портах продолжают сокращаться.

Яника Мерило (Эстония)

Фото: mykharkov.infoФото: mykharkov.info

 

Уроженка Тарту в январе 2015 года заняла должность советника министра Абромавичюса, а уже через четыре месяца покинула этот пост. Месяц спустя стала внештатным советником городского головы Львова, но и на этой должности не задержалась надолго, через год став советником городского головы Днепра.

В круг обязанностей Яники Мерило входят развитие электронных сервисов, контроль за прозрачностью закупок, работа с инвесторами и международными донорами.

Покамест успехи Мерило достаточно скромны, по уровню развития электронных сервисов и привлечению внешних инвестиций Днепр не является лидером среди украинских городов.

Иван Миклош (Словакия)

Фото: eurointegration.com.uaФото: eurointegration.com.ua

 

 Иван Миклош был назначен советником при Кабмине Украины одновременно с Лешеком Бальцеровичем. Сегодня именно Миклош является ключевым экономическим советником премьер-министра Гройсмана.

В августе 2018 года Миклош заявил, что без продолжения сотрудничества Украины с МВФ государство ожидает дефолт.

Собственно, это и есть признание «успешности» тех реформ, которые проводил Кабмин за последние годы.

Денис Гаевский


Вернуться назад