ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Несредний средний
Несредний средний11-11-2018, 21:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 10 ноября - "Вести.Экономика". Научно-технический совет Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) до конца 2018 г. завершит рассмотрение проектов, предложенных в качестве среднего военно-транспортного самолета для Минобороны России. Основными претендентами на сегодня являются Ил-276 от "Ильюшина" и Ту-330 компании "Туполев". Контракт на опытно-конструкторские работы по созданию транспортника был подписан в декабре прошлого года между ОАК и Минпромторгом России. С 2019 г. ожидается начало финансирования этих работ. Подробнее - в материале журнала "Горизонты". Модель ранней разработки на стенде ОАК. Фото: Марина Лысцева Этот самолет очень востребован в российских воздушно-космических силах, поскольку существующие машины этого класса Ан-12 состарились и будут полностью выведены из эксплуатации к 2030 г. Новый транспортник вберет в себя лучшие достижения отечественного самолетостроения, что позволит ему продемонстрировать отличные летно-технические характеристики и занять в итоге лидирующие позиции в своем классе среди зарубежных аналогов. СВТС: личное делоСредний военно-транспортный самолет (СВТС) предназначен для транспортирования и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники на платформах. Самолет обеспечивает транспортировку грузов массой 20 т на расстояние 2 тыс. км с грунтовых и искусственных взлетно-посадочных полос. Морально устаревший Ан‑12 к 2030 г. будет полностью выведен из эксплуатации. Фото: Софья Демидова Декабрьский контрактВ названии нового проекта присутствует слово "средний". Однако это совсем не значит, что проектируется некий "середнячок". Наоборот, перспективы СВТС ожидаются совсем несредние. Средний – это значит лишь то, что по стандартной классификации он относится к классу военно-транспортных самолетов, лежащему между легкими и тяжелыми и предназначенному для перевозки грузов в диапазоне от 20 до 35 т на тактическое расстояние в несколько тысяч километров. В случае проекта СВТС – это 20 т на 2 тыс. км. Бразильский транспортник KC-390 Embraer Что сможет такой "средний" транспортник? Может перевезти парочку "тигров", или БМП. Сечение грузовой кабины СВТС планируется сделать аналогичным кабине Ил-76. То есть это вся номенклатура грузов, которая умещается по весу в 20 т. В войсках это в 70–80% перевозка грузов типа ящиков, контейнеров и тому подобного на дальность до 2 тыс. км. Это обеспечение от межполковых до межокружных перевозок. Сейчас они выполняются с помощью Ил-76, поскольку есть только такая машина. Используются для этого и оставшиеся Ан-12. Но проблемы с поставками запчастей и комплектующих, производимых на Украине, постепенно приводят к сокращению их парка. Разрабатываемый СВТС будет иметь кабину с таким же сечением, как и Ил-76, но короче и меньшей грузоподъемностью Помимо основной транспортной функции прорабатываются и другие задачи для СВТС. Как и в случае Ил-76, подразумевается возможность модификации нового самолета в версию топливозаправщика, в версии для десантирования и для первоначальной и профессиональной десантной подготовки. Предполагается спасательный вариант в виде летающего госпиталя. На базе СВТС также можно сделать летающий командный пункт, вариант для пожаротушения, если будет потребность в таковых. Проект с непростой историейИстория проекта СВТС начиналась еще в конце 1970-х гг. Тогда ОКБ Ильюшина предложило проект Ил-88, ОКБ Туполева – Ту-330 в качестве глубокой переработки Ту-204/214, а антоновское ОКБ – Ан-70. По габаритам туполевская и антоновская машины были для военных предпочтительнее. Сначала лидером был проект Ан-70, но в серию он не пошел. Модель многоцелевого транспортного самолета на стенде ОАК во время международного авиакосмического салона AERO INDIA 2015 Комплекс требований к проекту, выдвинутый двумя сторонами, привел к его слабой технической реализуемости. В результате где-то с 2013–2014 гг. проект пошел по двум совершенно разным направлениям. С одной стороны, шла вялотекущая работа в рамках MTAL, которая продолжалась. По российской же стороне приближалось время замены Ан-12, потому было решено задать требования для опытно-конструкторских работ, связанных только с требованиями нашего Минобороны. Вопросы и ответыОдним из основных вопросов в проекте СВТС станет выбор основной силовой установки для самолета. Еще во время конкурса в конце 1970-х гг. в туполевском и ильюшинском проектах планировалась установить два турбореактивных двигателя. Сегодня для СВТС в качестве двигателя первого этапа рассматривается уже серийно производимый ПС-90А-76. Он сопряжен и с самолетом Ил-76МД-90А. Эта унификация удобна при эксплуатации парка из разных самолетов. Упрощается и формирование ремонтного фонда, и логистика. Но ПС-90А-76 "нецифровой", на него не установишь электронную систему управления FADEC – полностью автономный электронно-цифровой контроллер двигателя. И, кроме того, ПС-90А-76 достаточно прожорливый. Наши конкуренты могут использовать двигатели с меньшим удельным потреблением, что обеспечивает им большую дальность. Вариант СВТС от компании "Туполев" - Ту-330 Поэтому в качестве основного двигателя для второго этапа все-таки рассматривается ПД-14, который должен позволить в проекте СВТС полностью выполнить задание по летно-техническим характеристикам. В 2018 г. ОДК планирует завершить сертификационные испытания ПД-14 и подтвердить достижимость заявленных ею характеристик двигателя. В программе нового среднетранспортного самолета как раз требуется использование сертифицированного серийно производимого двигателя. Тогда станет возможным применять ПД-14 уже на машинах установочной или первой серийной партии. Вариант СВТС от компании "Ильюшин" - Ил-276 На другой важный вопрос уже есть однозначный ответ: разработка СВТС будет вестись только "в цифре". Это позволит в том числе с самых первых дней проекта вовлечь в него и производство, обеспечив и технологическую подготовку, и подготовку производства как такового, чтобы производство СВТС было сразу технологичным и не требовало закупки парка нового оборудования, перехода на другие технологии. Вернуться назад |