В Армении продолжается постреволюционная «бархатная» чехарда. И, чем раньше страна выйдет из неё, тем скорее можно будет говорить об улучшении жизни самих армян.
Является аксиомой тот факт, что чем скорее в государстве, пережившем потрясения, к власти приходят люди, которые перестают заниматься демагогией, а начинают просто ежедневно и планомерно работать, тем устойчивее становится этот режим.
К сожалению, ничего даже отдалённо похожего на такую картину, в Армении пока не наблюдается.
В Национальном собрании процесс назначения нового премьер-министра, кандидатом на пост которого был сам Никол Пашинян, закончился тем, чем и должен был закончиться. То есть, парламентское большинство в лице Республиканской партии Армении «прокатило» и.о. премьера, и в результате тот назначил новые парламентские выборы на 9 декабря 2018 года.
Таким образом, Армению ожидает ещё целый месяц перманентных потрясений, начиная от «антикоррупционной» борьбы и заканчивая традиционными зимними проблемами.
В итогах же самих предстоящих парламентских выборов, похоже, никто не сомневается.
Все отдают победу Николу Пашиняну и его партии «Гражданский договор». Но, как говорится, и здесь дьявол кроется в деталях.
Во-первых, согласно армянскому законодательству, а его Пашиняну пока изменить не удалось, выборы пройдут по так называемой «рейтинговой» системе, что не может не сделать эту предстоящую победу «Гражданского договора» менее значимой. А Республиканская партия Армении вполне способна получить свой «кусок» в Национальном собрании.
Во-вторых, по тому же законодательству 1/3 мест в новом парламенте должна принадлежать оппозиции, даже если сторонники Пашиняна получат больше мест, чем 2/3.
В-третьих, после огромной антироссийской истерии первых месяцев «бархатной» революции, очевидно, свою долю мест в Национальном собрании может получить партия «Сасна Црер», самый непримиримый и активный сторонник прозападной переориентации Армении.
Совершенно ясно, что если все эти прогнозы сбудутся, о какой-либо конструктивной и определяющей роли армянского парламента можно будет смело забыть. А он станет ареной бесконечных препираний, обвинений и разборок.
И у Никола Пашиняна не останется иного выхода, как раз за разом инициировать всё новые и новые общественные кампании, направленные на борьбу с кем-то или с чем-то…
«Сасна Црер» станет всячески препятствовать любым, даже полезным начинаниям в сфере укрепления сотрудничества с ЕврАзЭс и ОДКБ.
«Гражданский договор» будет всеми силами способствовать изменениям экономических отношений внутри страны и переделу собственности, а также начнёт неустанно бороться с депутатами от Республиканской партии Армении и союзными ей политическими силами – «Царукян», «Дашнакцутюн» и другими. А те, в свою очередь, конечно же, будут всячески сопротивляться, чтобы сохранить своё влияние. И, каков не был расклад в парламенте, таких разрушительных и деструктивных тенденций не избежать…
И, если это не классическое повторение сюжета басни Крылова «Лебедь, рак и щука» в прозаическом армянском исполнении, то, что это?
Разумеется, армянским политикам таким играми можно было бы заниматься до скончания веков, если бы не два фактора.
Первый – это наличие в Армении населения, которое, рано или поздно, начнёт спрашивать,, а где, собственно, результаты «бархатной» революции, которые стали бы ощутимы на состоянии семейных бюджетов? Точнее, на увеличении их размеров.
И второй – это фактор внешнего влияния. Учитывая растущую напряжённость международных взаимоотношений в мире, на Ближнем Востоке, Кавказе и Центральной Азии, нельзя не заметить растущий интерес крупных международных игроков к нашему региону.
Сейчас на Кавказе «играют» Россия, Иран, Турция, Китай, ЕС и (куда же без них???) США. Последние, разумеется, устраивает либо целиком проамериканский Кавказ, либо Кавказ, находящийся в состоянии нестабильности и постоянных конфликтов.
Проще говоря, Вашингтону тут нужна такая обстановка, которая позволила бы ему хорошенько осложнять жизнь Москве, Стамбулу, Анкаре и Пекину, причём это касается как политической и социально-экономической ситуации, так и военно-стратегической.
Николу Пашиняну никак нельзя позавидовать. И, даже гораздо более опытный политик, такой как Арташес Первый, Тигран Великий или любой иной на его месте оказался бы в большом затруднении, так как Армения просто может оказаться разорванной гораздо более сильными соперниками. И делать ставку надо только на одного из них.
Договориться сразу со всеми невозможно, так как уж больно разные интересы они преследуют.
Сам же Ереван не в силах проводить целиком самостоятельную политику, уж слишком несравнимые ресурсы у него и внешних сил. Это как раз тот случай, когда надо выбирать союзника быстрее. И чем раньше, тем лучше.
И тут становится ясно, что Николу Пашиняну, если он в реальности является настоящим патриотом Армении, а не ставленником внешних сил, как считают многие, выбирать не из кого.
Анкара в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, конечно, безоговорочно поддерживает Баку.
Тегерану предстоит в ближайшее время решать настолько значимые проблемы, что он вряд ли станет идти на конфликты с другими игроками ради интересов Еревана.
Пекин в условиях назревающего конфликта с Вашингтоном никогда не будет проводить политику в ущерб Москве. А ЕС никак не станет противостоять желаниям США взорвать Кавказ.
И только Москве Армения нужна как сильное союзное государство. И только Москва в силу защиты своих геополитических интересов будет поддерживать Ереван.
Это также очевидно, как очевидно то, что если Никол Пашинян изберёт даже не замену своего геополитического союзника в лице Москвы на кого-то другого, а политику попыток бесконечного балансирования между разными силами, рано или поздно взрыв, разрушение и гибель Армении неминуемы.
Таким образом, вопрос стоит в том, станет или не станет Никол Пашинян тем «детонатором», который взорвёт Армению. И кем он войдёт в историю: политиком, сохранившим тысячелетнее армянское государство? Или его разрушителем?