ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Есть ли у Константинополя право отобрать автокефалию у РПЦ

Есть ли у Константинополя право отобрать автокефалию у РПЦ


2-11-2018, 21:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

 

С 2016 года Геча – сопредседатель в совместной комиссии Фанара и Ватикана по православно-католическому диалогу, собеседник Папы Римского Франциска. Архиепископа Иова называют одним из тех, кто поддерживают еретические претензии патриарха Варфоломея на роль «восточного Папы». Такого мнения, например, придерживается доцент Свято-Тихоновского университета протоиерей Вадим Леонов.  

Так что апелляцию Иова к событиям XVI века (когда на Руси было учреждено патриаршество), нельзя сбрасывать со счетов. Но не грешит ли Фанар против исторической правды? «Этот тезис Иова (Гечи) является и полностью абсурдным с точки зрения канонического права и с здравого смысла, – сказал газете ВЗГЛЯД глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. – К моменту дарования патриаршего статуса РПЦ патриархом Иеремией II Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Но она была вынуждена провозгласить свою фактическую автокефалию из-за впадения Константинопольского патриархата в унию. Из этого никак не следует мнимое право Константинопольского патриархата признавать каких угодно раскольников в любом части земного шара».

История автокефалии Русской церкви фактически началась 1439 году – тогда, накануне падения Второго Рима, константинопольский патриарх и восточные патриархи фактически изменили православию – была подписана Флорентийская уния с католиками. Впоследствии уния была отвергнута всеми православными церквами, но Русская церковь сразу сказала «нет». Киевский митрополит-униат Исидор, ставший легатом Римского Папы, прибыл в Москву на правах католического епископа и попытался насадить унию – за что был арестован и заключен в Чудов монастырь. В 1448 году собор русских епископов в Москве, без согласования с Константинополем, избрал епископа рязанского Иону митрополитом всея Руси. В начале следующего, XVI века, псковский старец Филофей сформулировал идею «Москвы – Третьего Рима».

«Канонические нормы, касающиеся первенства Константинополя, относятся к его статусу как Второго Рима, столицы Восточно-Римской, Византийской империи. Но империи давно нет, на месте Константинополя возник Стамбул», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, экс-глава Синодального отдела  по взаимодействию церкви и общества. 

В 1589 году Русь получила первого предстоятеля в ранге патриарха. Историческая ирония в том, что его церковное имя было Иов  – так же как и у современного константинопольского архиепископа, усомнившегося в праве Москвы на автокефалию.

Первый патриарх всея Руси получил свое достоинство не только от Константинопольского патриарха Иеремии, но и от глав всех восточных церквей. Так что неверен тезис митрополита Иова, сводящийся к формуле «сами дали – сами и отберем».

 

«Логика, конечно, порочная но она известна. Если Константинополь решил, что он вправе отменить любые древние акты, и если он апеллирует к авторитету Вселенских Соборов, то точно также сейчас можно собрать Вселенский Собор и без Константинопольского патриархата», –отмечает протоиерей Всеволод Чаплин. Он полагает: если Фанар пойдет на «отзыв автокефалии», то есть решит лишить РПЦ статуса поместной церкви, то можно созвать Вселенский Собор без участия Фанара –

«объявить Константинопольский патриархат еретической организацией».

 

«Фанар переписывает каноны, в частности, введя второбрачие духовенства, он пошел по пути ультраобновленченства... Патриарх Кирилл в прошлое воскресенье сказал, что Константинопольский патриархат перестает быть христианской церковью», – отметил Чаплин.

Не нужно обязательно ставить новый Собор в зависимость от участия церквей, контролируемых греками (они сейчас контролируют шесть из четырнадцати признанных ими же поместных церквей), полагает собеседник. «Композиция этого Собора, который может предать Варфоломея и его компанию церковному суду, должна представлять не искусственную нынешнюю систему 14 или 15 поместных церквей, а большинство православного епископата и верующих», – считает отец Всеволод. Отметим: всего православных христиан в мире около 220 млн человек, от 90 до 120 млн из них относятся к РПЦ. Около 8 млн относится к Сербской церкви, у которой традиционно неоднозначные отношения с Фанаром, и 6,5 млн – к Болгарской церкви.

Авантюристическая политика Константинополя может ударить по самому Фанару, полагает религиовед Роман Силантьев.  «Попытка переписать то, что сложилось много лет назад, выглядит поводом, собственно, переписать еще более старые договоренности, в которых прописана особая роль Константинополя,  – сказал Силантьев газете ВЗГЛЯД. – Если отменяют трехсотлетней давности документы, чего бы не отменить документы тысячелетней давности? Это можно сделать просто вопросом большинства. У кого больше православных? У РПЦ. Обычным большинством голосов решить этот вопрос – нормальная ситуация».


Вернуться назад