ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Варфоломея призвали «самокритично пересмотреть односторонние решения по автокефалии, попирающие принцип соборности»
Варфоломея призвали «самокритично пересмотреть односторонние решения по автокефалии, попирающие принцип соборности»23-10-2018, 14:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Варфоломея призвали «самокритично пересмотреть односторонние решения по автокефалии, попирающие принцип соборности»И это последовательная позиция – с начала вторжения Экуменического патриарха на Украину На состоявшейся 19 октября в Белграде встрече патриарха Сербского Иринея с патриархом Антиохийским и Всего востока Иоанна X предстоятели подписали от имени возглавляемых ими церквей совместное заявление. Авторы документа призывают Экуменического патриарха «восстановить братский диалог с Русской Православной Церковью, чтобы при братской поддержке и участии предстоятелей всех поместных православных автокефальных Церквей разрешить конфликт между Цареградским и Московским Патриархатами и восстановить связь мира в Православной Церкви». «Следует положить конец опасной ситуации в православном мире, сложившейся в связи с положением на Украине, ибо это грозит разделением навсегда между всеми членами Православной Церкви», – уверено антиохийское и сербское священноначалие. Владыки указывают, что «сохранение единства и братского общения, любви и мира между православными Церквами, которые являются членами одного тела (Тела Христова), требует самокритичного взгляда на свои односторонние действия и решения... в частности, в вопросах автокефалии, решение которых лежит в плоскости православной экклесиологии и канонического порядка». Последний, восьмой пункт заявления направлен против претензий Экуменического патриарха на статус «восточного папы», которые были «канонически обоснованы» на последнем (сентябрь 2018 г.) синаксисе Экуменического патриархата: «Сербская и Антиохийская Церкви выражают серьезную обеспокоенность в связи с опасностью отчуждения и передела, которая в настоящее время нависла над поместными автокефальными церквами из-за односторонних решений, касающихся основ консенсуса и братских отношений между Церквами и ставит под угрозу единство их союза и влияние свидетельства Православной Церкви в сегодняшнем мире». «Обе Церкви считают, что настоящий исторический момент очень сложный и чувствительный», что требует «более чем когда-либо мудрости, терпения и духовной бдительности», дабы чьи-либо сиюминутные «государственные интересы» не преобладали в Церкви «над её внутренним миром и единством». О чём давно предупреждал Сербский патриарх За три дня до встречи с патриархом Иоанном Х его сербский собрат назвал катастрофическим решение их бывшего Экуменического коллеги признать самочинные псевдоправославные сборища на Украине каноническими и «даровать» им «автокефалию»: «Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, экуменического патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви – учинять нечто, на что он не имеет права – признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию… Я верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение». Следует сказать, что патриарх Ириней занял такую позицию по отношению к Экуменическому «патриарху» с тех самых пор, как в конце апреля синод т.н. Константинопольского патриархата (тогда ещё без кавычек) в нарушение апостольских правил принял к рассмотрению прошение самозваных «Киевского патриархата» и «УАПЦ», действующих на канонической территории патриархата Московского. «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, – враг всех православных славянских народов и всего православного мира, – заявил патриарх Ириней 23 мая. – Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников, которые раздирают хитон Христов у купели Киевского Крещения, продавая свой народ врагам веры... Сейчас мученическая Украинская Церковь – там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, – оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием». «Конец их будет по делам их (2 Кор. 11:15)», – напомнил предстоятель сербов слова апостола. И сразу же владыка был занесен на террористический сайт «Миротворец», созданный замминистра Украины по вопросам ЛДНР и курируемый советником министра МВД. В июле Фонд стратегической культуры сообщал о визите к патриарху Иринею Петра Порошенко. Последний «выразил надежду, что Сербская православная церковь как одна из старейших в христианском православном мире будет поддерживать Украину». Однако так и не услышал ни слова о поддержке «автокефалии Украины» от принимающей стороны. Попрошенко выпроводили без утешительных слов об автокефалии 13 августа патриарх Ириней написал Варфоломею пятнадцатистраничное письмо. В том числе о своём недавнем визитёре. Главное, он предостерёг адресата от «рокового для единства святого Православия» удовлетворения апелляции и «восстановления раскольников в чине епископов, в особенности главного раскольника Киевского Филарета Денисенко, а затем канонического и литургического единства с раскольническими общинами без их покаяния и возвращения к единству с Русской Церковью, от которой они отпали». Сербский первоиерарх выразил надежду, что Варфоломей всё же не проявит такое «небратское отношение к мученической Церкви в русских землях», какое обнаружил его предшественник Григорий VII, когда священномученик патриарх Тихон находился под арестом: «Поддержка раскола “обновленцев” 1920-х ни в коем случае не должна служить примером для подражания». Его Святейшество также напомнил Варфоломею: «В священном каноничном предании и практике Церкви существует, кроме того, еще и критерий древности, „древние обычаи” (8-е Правило Третьего Вселенского Собора), который распространяется на церковные отношения, о чем такой выдающийся канонист, как вы, знает лучше, чем наше смирение». Речь идёт о том, что установления, которые были приняты всей полнотой Церкви на протяжении веков, не могут быть отменены или оспорены одной поместной церковью. Именно поэтому Критский собор (прошедший под председательством Экуменического патриарха) подтвердил существующие границы канонических территорий поместных церквей и, таким образом, нахождение нынешней Украины в пределах Московского патриархата. «Ни при каких условиях, воздействиях или давлениях (со стороны Госдепа США. – Д.С.) Ей (Экуменической церкви. – Д.С.) не позволено прибегать ни к какому поспешному действию, могущему принести вред Всеправославному единству», – предупредил автор письма. Он сообщил, что выражает мнение всего священноначалия Сербской православной церкви (СПЦ). По этому мнению, «угрозу вселенскому характеру Церкви» представляют «попытки современных светских государств использовать Церковь для того, чтобы она обслуживала их идеологию и власть» (это мнение всецело разделяет и Антиохийская церковь). «Для достижения этой цели прибегают к болезненному этнофилетизму и светской государственноцентричной идее, – считает синод СПЦ. – Государство и “народ”, который ищет автокефалии, де-факто оправдывают разрушительную деятельность [политиков] следуя политическим и национальным целям (как это происходит на Украине, в Северной Македонии и Черногории)». По мнению патриарха Иринея, таковое возможно потому, что «во главе Украины» стоит неверующий человек, «который появляется и в канонической Церкви, и у раскольников, и у униатов». Таким людям, как Порошенко, автокефалия нужна для укрепления своей власти и своих «низменных интересов», уверен недавний белградский собеседник украинского лже-президента. В связи с этим владыка спрашивает своего «всесвятейшего» адресата, может ли тот дать согласие «на такую злонамеренную манипуляцию Церковью и верой... Той [Церковью], которая предназначена для преображения и спасения падшего мира. Разве позволительно Церкви сообразовываться с миром сим и потакать ему?». А 16 сентября, буквально на третий день после объявления синода Русской православной церкви о прекращении сослужения с иерархами Экуменического патриархата (в ответ на объявления теми Украины своей канонической территорией и назначением в Киев экуменических экзархов), Сербская церковь де-факто поддержала это решение: на торжественной службе в Дюссельдорфе в честь интронизации епископа Франкфуртского и всея Германии Григория (СПЦ), в которой сослужили управляющий Берлинско-Германской епархией РПЦ архиепископ Тихон, архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), епископы СПЦ, а также принял участие президент Республики Сербской Милорад Додик и глава Республиканского секретариата по делам религий Драган Давидович, епископ Арианцийский Варфоломей (Экуменический Патриархат) молился в алтаре. «В Вас мы видим соработника и сослужителя, с которым сможем совместно трудиться, возносить молитвы, решать актуальные задачи и отвечать на вызовы, которые стоят перед Православным миром», – заявил в своём приветствии новому сербскому архипастырю архиепископ Подольский Тихон. Патриарх Востока подтверждает Похоже, может рассчитывать Московский патриархат и на Антиохийскую церковь в совместной молитве и выработке общих ответов на вызовы, стоящие перед православным миром. Как сообщал Фонд стратегической культуры, Антиохийский патриархат, третий по чести среди пятнадцати поместных православных церквей мира, поддержал предложение Московского патриарха о созыве всеправославного совещания и призвал Экуменического патриарха не принимать решений, противоречащих принципам православия. В заявлении Антиохийского синода, принятом 5 октября в знаменитом Баламандском монастыре, «подтверждается», что «Антиохийская Церковь выражает большую тревогу в связи с действиями, которые ведут к изменению географии Православных Церквей, и считает, что, когда история рассматривается в одностороннем порядке, она не служит православному единству, но, наоборот, разжигает ненависть и ведёт к разделению между сыновьями одной Церкви». Под «рассмотрением истории в одностороннем порядке» здесь очевидно следует понимать «исторические обоснования» претензий Экуменического патриархата на часть «географии Русской православной церкви», изложенные на том же сентябрьском синаксисе в Стамбуле. В заявлении Антиохийской церкви (опубликованном, кстати, на официальном сайте вышеупомянутого Критского собора) говорится, что она «отвергает принципы утверждения новой Церкви в пределах канонических границ существующих Патриархатов или Автокефальных Церквей как метод для разрешения конфликтов». Как известно, на том же фанарском синаксисе Экуменический патриарх Варфоломей и его подчинённые в качестве одной из главных причин своего вмешательства в пределы канонических границ Московского патриархата называет «конфликт в украинском православии» (тогда как внутри канонической православной церкви на Украине никаких конфликтов не наблюдается). «Антиохийская Церковь устами Её отцов утверждает, что любое предложение для решения проблемы получения автокефалии для определённой Церкви должно быть согласно с православной экклесиологией и с принципами консенсуса, достигнутыми ранее всеми Церквами, т.е. согласованно с Церковью-Матерью или по согласию всех Православных Церквей с этим предложением» – гласит документ. И как видим, те же слова будут повторены в совместном заявлении патриархов Иоанна X и Иринея. Таким образом, «отцы Антиохийской церкви» – третьей в диптихе поместных церквей, основанной апостолами Петром и Павлом за триста лет до основания Константинопольского патриархата, – опровергают утверждения Варфоломея о его единоличном праве решать вопросы автокефалии тои или иной поместной церкви. «(Антиохийская церковь) настаивает на принципе консенсуса в совместной православной работе для преодоления разногласий в Православном мире», – считают нужным повторить авторы заявления. «Антиохийская Церковь предупреждает об опасности вступления Православной Церкви в международную политическую борьбу и о вреде подхода к Православной Церкви на политической, расовой или национальной основе», – подчёркивается в документе то, о чём говорил патриарх Кирилл патриарху Варфоломею во время публичной части их встречи в Стамбуле 31 августа 2018 г. Исходя из вышеизложенного, «Антиохийская Церковь просит Его Святейшество Вселенского Патриарха, дабы он созвал срочное собрание Предстоятелей Поместных Церквей для обсуждения изменений, происходящих в Православном мире, выдачи Автокефалий новым Церквам и для выработки общих решений прежде, чем принимать финальную резолюцию по этому вопросу». То же предлагает в своём обращении к поместным церквам и патриарх Московский. В заключение Антиохийский синод призывает к бдительности патриарха, идущего на поводу у политиков, «чтобы не скатиться в “политические ямы”, потому что история показывает, что эти политические ловушки ослабляли Православную Церковь и реальное действенное Православное единство в мире». И та же метафора повторяется в белградском заявлении патриархов, снимая все двусмысленности относительно того, кому оно адресовано. Вернуться назад |