В конце июля Япония и Россия провели в Москве встречу на министерском уровне по схеме «2+2» с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Но это была всего лишь третья подобная встреча с тех пор, как дипломатический механизм был запущен в 2013 году, несмотря на весь энтузиазм японцев по поводу улучшения отношений. Присоединение Крыма в 2014 году, а также постоянные усилия Москвы по поддержке повстанцев на востоке Украины фактически лишили импульса укрепление двусторонних отношений.
Подпись к изображению: Президент России Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу инспектируют военные учения российской армии и флота на Тихом океане недалеко от острова Сахалин
Russian President Vladimir Putin (R) and Defense Minister Sergei Shoigu inspect Russian Army’s and Naval military exercises in Pacific Ocean not far from the isle of Sakhalin on July 16, 2013. . President Vladimir Putin on Tuesday inspected huge military exercises Russia’s army is carrying out close to the borders with Japan and China, in one of its biggest shows of force in the Asia-Pacific region of recent years. Thousands of tanks, 160,000 servicemen, 130 aircraft and 70 ships are involved in manoeuvres which extend over a vast area from southeastern Siberia on the border with China to Sakhalin Island north of Japan.
AFP PHOTO/ RIA-NOVOSTI/ ALEXEI NIKOLSKY (Photo credit should read ALEXEI NIKOLSKY/AFP/Getty Images)В тот момент, Япония, несмотря на ее нежелание, была вынуждена присоединиться к западным санкциям против России и проявить сплоченность с остальными членами «большой семерки», принявшие решение об исключении России из состава «большой восьмерки». В ответ, Москва вылила ушат холодной воды на попытки премьер-министра Японии Синдзо Абэ улучшить отношения с Россией. Абэ стремился найти способ разрешить многолетний территориальный спор по поводу южных Курильских островов, которые в Японии принято называть Северными территориями. Они находятся под контролем России с момента окончания Второй мировой войны. Заодно Абэ надеялся разрушить или хотя бы осложнить, укрепляющиеся стратегические связи между Россией и Китаем.
Поддержка встреч в формате «2+2» стала одним из двух реальных результатов трехдневного визита Синдзо Абэ в Россию в мае нынешнего года. Япония не решалась возобновлять этот диалог из-за отсутствия прогресса по территориальному спору. Абэ также пришлось поддерживать видимость улучшения отношений с Москвой, в то время как ее дестабилизирующая деятельность вызывает сильный испуг и изумление международного сообщества, а также ведет к дипломатической изоляции России от партнеров Японии по «большой семерке».
Это была наиболее сложная проблема для Японии, которая мешала поддерживать стабильные и тесные связи с Соединенными Штатами при администрации Обамы, обозленной на Россию из-за ее поведения на Украине, еще до появления проблем, связанных с вмешательством в президентские выборы.
Малопредсказуемый подход администрации Трампа к России, наряду с общим отсутствием последовательности во внешней политике, предоставил Абэ некоторую свободу маневра, и он мог взаимодействовать с Москвой, не опасаясь нареканий со стороны своего главного союзника.
Однако, в то время как Вашингтон в последнее время колеблется в отношении России, Токио пришлось выслушивать критику со стороны других партнеров по «большой семерке», особенно Британии, по поводу уклончивой реакции на отравление российского двойного агента Скрипаля в Солсбери нынешней весной.
Абэ чрезвычайно заинтересован в достижении дипломатического прорыва по территориальному вопросу, которому он придает приоритетное значение, наряду с урегулированием проблемы «похищенных японцев» с Северной Кореей, называя их основными задачами своего правления. У Абэ имеется и личная история, связанная с Северными территориями. Он был свидетелем того, как его отец, бывший министр иностранных дел Японии Синтаро Абэ, предпринимал отчаянные, но так и не увенчавшиеся успехом попытки урегулировать этот спор в восьмидесятые годы.
Москва контролирует четыре спорных острова, Итуруп, Кунашир, Хабомаи, и Шикотан, с тех пор как Советский союз захватил их в самом конце Второй мировой войны. Все эти годы Россия прилагает усилия для укрепления своего присутствия на островах путем создания и развития военных баз.
С тех пор каждый японский премьер министр оказывается под давлением со стороны общества и политических кругов, чувствуя ответственность за продвижение по урегулированию этой проблемы. И теперь пришла очередь Синдзо Абэ, который предпринимает одну попытку за другой, надеясь, что его постоянное взаимодействие с Путиным изменит ситуацию. Абэ встречался с Путиным уже более 20 раз с момента своего прихода к власти в конце 2012 года. Это второй премьерский срок Синдзо Абэ, когда Путин является его российским визави.
Однако, несмотря на все ухаживания Абэ, Россия не проявляет никаких признаков готовности идти на уступки Японии, невзирая на ее творческий подход в течение нескольких последних лет к урегулированию территориального спора. Вместо этого сторонам пришлось согласиться на гораздо более скромные результаты, такие как сотрудничество в направлении совестного экономического развития четырех спорных островов.
На этом фронте Абэ и Путин договорились в нынешнем мае создать объединенную экспертную группу, в которую входили бы представители как государственного, так и частного бизнеса, с целью выработки некоторых рекомендаций относительно потенциальных направлений сотрудничества.
Несмотря на эти небольшие позитивные изменения, по наиболее чувствительным проблемам государственного суверенитета обе стороны остаются далеки от какой бы то ни было потенциальной сделки. Токио продолжает настаивать на своем желании вернуть все четыре острова, в то время как Москва, похоже, не желает идти на уступки. Это ведет к тупиковой ситуации, которая по-прежнему задерживает подписание официального мирного договора и прекращение конфликта, длящегося со времен Второй мировой войны.
Путин держит Абэ в постоянном напряжении, не отвергая саму возможность сделки, но настаивая на том, что взаимная договоренность потребует, возможно, немалого времени.
Это побудило лидеров Японии неформально выдвинуть ряд предложений и компромиссов. Наиболее широко обсуждается решение о возвращении всего двух островов, Шикотан и Хабомаи, занимающих по площади 7 процентов общей территории Южных Курил, а также совместного администрирования двух других, крупных островов. Но, несмотря на определенную политическую гибкость Японии в подобных вопросах, проблемы суверенитета и территориальной целостности по-прежнему остаются крайне неприятными для России.
Нет сомнений, что Москва хотела бы улучшить двусторонние отношения с Японией, и более чем заинтересована в инвестициях со стороны японских компаний, особенно в связи с тем, что отношения с Европой и Соединенными штатами застыли на точке замерзания. Но врожденный национализм российского общества делает невозможными любые территориальные сделки, особенно если речь идет о территориях, захваченных во Второй мировой войне. Между тем, в Японии по-прежнему действуют санкции в отношении России, введенные в наказание за вмешательство в украинский кризис, и она вызвала возмущение в Москве, приняв решение о развертывании передовой американской системы ПРО на севере страны для защиты от ракетных угроз Северной Кореи.
Более того, японские транснациональные компании, которых призывают продвигать эти экономические планы путем создания совместных предприятий и инвестиций в российский Дальний Восток, не решаются вкладывать свои деньги в Россию. Это вызвало чувство разочарования в Японии, где прогресс видится в лучшем случае ограниченным.
Попытки укрепления связей с Москвой, о которых явно свидетельствует японский экономический план, состоящий из восьми пунктов – это новая формула «морковки», которой Токио уже много лет пытается соблазнить Москву и побудить ее к более тесному партнерству, основанному на сделке по Северным территориям и мирном договоре между странами.
Теоретически это также могло бы помочь Японии, которая лишена собственных природных ресурсов и явно полагается на Ближний Восток как источник импорта энергоносителей. Застой в японской ядерной энергетике лишь усугубляет эти проблемы и подчеркивает необходимость искать возможности сотрудничества с Россией.
Однако, неразрешимость территориального спора, возможно, не такая уж важная проблема для Абэ, при условии, что он будет продолжать прилагать усилия. Самый важный фактор в долгосрочном взаимодействии Абэ с Россией заключается в том, что Япония вклинивается в центр российско-китайских отношений. В то время как укрепление энергетических и инвестиционных возможностей, безусловно, обладает определенной привлекательностью, самый важный мотив, движущий Абэ – стратегический. Дело в том, что расширение связей с Россией теоретически способно служить страховкой против агрессивности Китая в регионе, а также поставить под вопрос подход Москвы к сотрудничеству с Пекином в сфере безопасности, в том числе к отправке своих кораблей для совместного патрулирования с китайскими ВМС.