В Государственном департаменте США считают, что предстоящий вы-вод боевых частей вооруженных сил США из Ирака (до 31 августа 2010 г.) и особенно полный уход из этой страны американских войск (до 31 декабря 2011 г.) делают все более актуальными вопросы обеспечения безопасности сотрудников дипломатической службы других американских граждан, дипломатических и гражданских объектов США в Багдаде и на иракской территории в целом. При этом в Вашингтоне открыто признают, что нынешний Ирак отнюдь не является "стабильной и мирной страной", т. к. здесь продолжаются теракты и нападения повстанцев, а это ведет "к гибели многих американцев, иракцев и граждан третьих стран". К тому же, в отличие от "мирных и стабильных стран", в Ираке Госдепартамент не сможет рассчитывать на эффективное содействие со стороны местных структур безопасности, которые все еще слабо подготовлены. Плюс ко всему ситуация осложняется "разрушенной инфраструктурой и отсутствием сильного коммерческого и контрактного сектора".
В существующей в Ираке "турбулентной обстановке" дипломатическая служба США на основании имеющихся с Пентагоном договоренностей пока продолжает пользоваться возможностями, которыми располагают дислоцированные в стране американские войска. Так, речь идет об участии военных в охране дипломатических и других гражданских представительств, эвакуации вертолетами больных и раненых, использовании армейских систем радиоэлектронного противодействия и разведки, систем предупреждения о ракетных, минометных и артиллерийских обстрелах, армейских подразделениях быстрого реагирования на действия боевиков и террористов, охране автоколонн на дорогах, обнаружении и ликвидации взрывных устройств, эвакуации поврежденных автомашин и летательных аппаратов, услугах связи и о многом другом. Однако после 2011 г. в Ираке останется "крупнейшее гражданское присутствие США в военной зоне без американских войск", обеспечивающих безопасность. Кроме того, помощник государственного секретаря США по административным вопросам Р. Кеннеди утверждает, что после вывода американских войск дипломатическая служба в Ираке "будет испытывать критическую нехватку поддержки в логистике и жизнеобеспечении, которая по своим размерам и сложности станет беспрецедентной в истории Государственного департамента", который будет вынужден самостоятельно обеспечивать своих сотрудников в стране предметами и услугами первой необходимости, такими как продовольствие, питьевая вода, стирка одежды и др. В этой связи рассматривается возможность продления действующего с Пентагоном логистического контракта LOGCAP (Logistics Civil Augmentation Program).
Внешнеполитическое ведомство США признает, что собственные возможности учреждения "неадекватны экстремальным вызовам в Ираке". В складывающейся ситуации руководство Госдепартамента не видит другого выхода для обеспечения надежной безопасности различных американских представительств в Ираке, кроме как путем значительного увеличения числа охранников и повышения возможностей, особенно технических, служб безопасности и обеспечения. В первую очередь, речь идет о громадном комплексе американского посольства в центре Багдада, состоящего из 21 здания и сооружения, где работают несколько тысяч сотрудников Госдепартамента, Пентагона и обслуживающего персонала. Кроме того, в городах Басра, Баакуба, Эрбиль, Киркук и Мосул планируется создать т. н. "Посты длительного присутствия" (структуры консульского типа), которые заменят ныне действующие в 15 провинциях Ирака военно-гражданские "Группы содействия реконструкции".
Система охраны американских дипломатов, других граждан и объектов в Ираке с привлечением частных охранных фирм действует со времени открытия в Багдаде посольства США в 2004 г. На сегодняшний день в гражданских охранных подразделениях, подчиненных внешнеполитическому ведомству, насчитывается примерно 2700 охранников. По расчетам Бюро дипломатической безопасности Госдепартамента, их численность ко времени вывода американских войск из Ирака необходимо будет увеличить до 6-7 тыс. человек.
Кроме того, Госдепартаментом составлен обширный список потребностей охранных служб в специальной технике и снаряжении. Это, в частности, 24 многоцелевых вертолета UH-60 "Блэк Хок", 4 заправщика и трайлера, 50 автомашин с усиленным бронированием и противоминной защитой, специальная современная высокотехнологичная техника для наблюдения и контроля. Рассматривается также вопрос о приобретении бронемашин и самолетов. Большую часть всей этой техники и снаряжения внешнеполитическое ведомство предполагает получить от военных. В настоящее время Госдепартамент и Пентагон согласовывают и уточняют данный список.
Вопрос о конкретных количественных параметрах увеличения численности охранных подразделений в Ираке все еще находится в стадии решения. Что касается качественной стороны вопроса, то рассматривается возможность привлечения в охранные подразделения гражданских служащих министерства обороны США и бывших военнослужащих, проходивших службу в американских войсках в Ираке. Не исключено, что на службу в качестве охранников будут принимать иракских граждан. При этом различные инстанции в Вашингтоне едины в том, сотрудники охранных структур должны быть хорошо подготовлены в профессиональном отношении, обязательно иметь опыт армейской или полицейской службы, отличаться высокой дисциплинированностью. Не урегулированы полностью и вопросы финансирования усиленных охранных формирований, порядка производства расчетов дипломатического ведомства с Пентагоном за приобретаемую технику и снаряжение, порядок их передачи от военных Госдепартаменту.
Много проблем, в т. ч. правового характера имеется и по правилам, регламентирующим обязанности и действия охранников, значительную часть из которых американцам необходимо согласовать с иракскими властями. Причем, учитывая имевшие место в недавнем прошлом негативные факты в деятельности частных охранных фирм в стране, целый ряд моментов здесь, скорее всего, вызовут болезненную реакцию у иракских представителей. Особенно это касается права охраны на применение оружия, действий подразделений быстрого реагирования по оказанию помощи американским сотрудникам, подвергшимся нападению боевиков и террористов и т. п.
Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одъерно и американский посол в Багдаде К. Хилл составили специальный план мероприятий по передаче ответственности в вопросах безопасности и обеспечения от военных к Госдепартаменту. Для решения вопросов, связанных с передачей обязанностей, созданы и функционируют совместные рабочие группы. Всего предстоит передать более 1000 обязанностей и функций.
Комплекс проблем, связанных с подготовкой передачи ответственности за охрану и жизнеобеспечение американских граждан, безопасность объектов США от военного командования к Госдепартаменту, проверила специальная Комиссия по военным контрактам в Ираке и Афганистане. По итогам проверки был сделан вывод о том, что нынешнее состояние дел в этой сфере не достаточно эффективно, может привести к значительному перерасходу средств ("на несколько миллиардов долларов") и пока не способствует созданию системы надежной защиты граждан и объектов США в Ираке. В этой связи комиссия рекомендовала Пентагону и Госдепартаменту "ускорить, интенсифицировать и лучше интегрировать" планирование мероприятий по передаче дел в Ираке, незамедлительно согласовать с иракским правительством все вопросы, связанные обеспечением безопасности американских граждан и объектов. Одновременно Конгрессу США предлагается "обеспечить дополнительные ресурсы" Госдепартаменту, чтобы он мог оплачивать возросшее число контрактов в Ираке.
В целом вопросы функционирования и финансирования служб охраны и обеспечения жизнедеятельности американских граждан и учреждений в Ираке после вывода из этой страны войск США пока находятся на начальной стадии реализации, а часть вопросов – на стадии планирования или обсуждения. Как ожидается, уже в ближайшее время по ним должны быть приняты конкретные решения. В то же время некоторые американские чиновники и законодатели заявляют, что начавшийся в Ираке "беспрецедентный эксперимент" "размывает границу между военной и дипломатической деятельностью" и заставляет Госдепартамент заниматься слишком широким кругом вопросов, не свойственных этому ведомству.
Здесь же следует отметить, что повышенное внимание, уделяемое в вашингтонских коридорах власти проблеме обеспечения безопасности граждан США, работающих в Ираке, на период после ухода оттуда американских войск свидетельствует об отсутствии у руководства США уверенности в установлении в этой стране в ближайшие годы стабильной и безопасной ситуации.
|