ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Переговоры Путина с Трампом: разговор на встречных курсах
Переговоры Путина с Трампом: разговор на встречных курсах16-07-2018, 12:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Попытки предугадать результаты планируемой личной встречи между президентами России и США зачастую сродни гаданию, где роль кофейной гущи играет новостной шум. Событие такого значения традиционно сопровождается множеством политических спекуляций. Но существенные результаты переговоров, как правило, не проявляются в публичной сфере, что порождает еще больше инсинуаций в СМИ. В преддверии встречи лидеров и Москве, и Вашингтону приходится поддерживать информационную дымовую завесу, рассчитанную как на визави, так и внутреннюю аудиторию. Очевидно, стороны подходят к саммиту без завышенных ожиданий, что может разочаровать любителей сенсаций. А также тех украинских «экспертов», которые искренне веруют в то, что администрация США действительно озабочена судьбой Украины. В то же время количество проблемных вопросов международной политики, в которых сегодня конфликтуют интересы РФ и США, приближается к критическому значению, что требует постепенного сближения позиций стран во избежание дальнейшей эскалации противостояния. До этого времени стороны постоянно играли на повышение ставок. Тем не менее ни Россия, ни США не могут сегодня диктовать друг другу свои условия. В этом контексте даже минимальный набор компромиссов, достигнутый в ходе будущего саммита, и Москва, и Вашингтон смогут оценивать в качестве внешнеполитического успеха. К слову, в маленьких победах сейчас более заинтересован президент Дональд Трамп, которого уже в ноябре ждут промежуточные парламентские выборы, чрезвычайно важные в плане укрепления (или потери) его политического влияния. На пике своей карьеры американский президент выкристаллизовал электоральный образ отважного ковбоя, готового без страха и упрека смотреть в глаза любому оппоненту. Его персональной «фишкой» стала вульгаризация дипломатической культуры, ломающая протокольные стереотипы в угоду дешевой игре на непритязательную аудиторию. Однако Трамп прекрасно понимает, что в Хельсинки постановочные жесты не будут иметь значения. В лице Путина ему тет-а-тет предстоит иметь дело с одним из самых опытных и искушенных мировых лидеров, что не сулит президенту США легкой прогулки. А по завершении встречи Трампу, так или иначе, придется представить американской публике некие результаты, что будет достаточно сложно сделать в свете доминирующей в США политики «демонизации» образа России и ее лидера. Большинство обозревателей предполагает, что существующая глубина российско-американских разногласий не позволяет надеяться на достижение масштабных договоренностей в ходе предстоящей встречи. Тем не менее не стоит говорить о ее исключительно «имиджевом» характере. Президенты будут иметь возможность обменяться мнениями по самому широкому кругу вопросов, что в любом случае поспособствует хотя бы адекватной оценке шансов на их конструктивное решение в перспективе. Локальные «истории обоюдного успеха» лежат на поверхности. В частности, российское издание «Форбс» прогнозирует, что для Кремля имеет «огромное значение» снятие санкций с компании UС Rusal господина Дерипаски. «Продемонстрировать сейчас, что санкции в отношении России могут не только накладываться, но и сниматься, было бы серьезным внешнеполитическим успехом. Снятие санкций с UС Rusal не только устраивает администрацию Трампа, но и выгодно ей. США заинтересованы в стабилизации цен на алюминий и в восстановлении глобальных цепочек поставок, которые оказались нарушены после введения санкций». В этой связи стоит заметить, что стороны и ранее проявляли достаточную гибкость в проблематике санкций, стараясь не препятствовать интересам транснационального системного бизнеса. Скорее всего, вопрос такого уровня мог бы решиться и без проведения личной встречи президентов двух стран. Хотя спекуляция санкционной тематикой является выигрышной именно для американских политиков. В Москве же наличие разнообразных западных санкций предпочитают трактовать как неизбежность текущего исторического момента. Перспективным может также стать обсуждение вопросов взаимодействия в сфере энергетики. Москва и Вашингтон вполне могут найти точки взаимопонимания касательно раздела европейского рынка энергоносителей, что снимет искусственное напряжение вокруг строительства газопровода «Северный поток-2». Естественно, никаких формальных договоренностей такое обсуждение не предусматривает. Но в условиях функционирования глобального рынка сжиженного газа РФ (сохраняя экономические интересы своих производителей) вполне может негласно уступить американским компаниям приоритет поставок этого вида топлива сателлитам США: Прибалтике, Польше и той же Украине. При этом Вашингтон мог бы перестать политизировать вопрос магистральных поставок природного газа из России основным западноевропейским потребителям. Тут, правда, решающее значение для США может иметь дальнейшая логика торговой войны с ЕС. Тогда как российский газ найдет своего потребителя при любом развитии событий. Выдвижение России на ведущие роли в формировании цены на глобальных рынках зерна и нефти также усиливает переговорные позиции Москвы. Важная роль РФ в переговорах с Саудовской Аравией, Ираном, Венесуэлой и другими участниками процесса заключения сделки ОПЕК+, а также продления ее действия до конца 2018 года ситуативно сыграла на руку национальным интересам США, позволив стабилизировать цены на бензин на американском рынке. Поэтому в преддверии встречи стороны четко осознают широкие возможности для взаимовыгодного маневрирования в экономической сфере. Другое дело – вопросы военных конфликтов в разных регионах, перспективы их возможного разрешения, видение основ современного миропорядка: здесь Россия и США продолжают двигаться на встречных курсах. И понимание того, что прямое столкновение двух сильнейших в военном плане мировых держав является недопустимым, нисколько не снижает градус азарта политических игроков с обеих сторон. Скорее даже наоборот, обуславливает определенную беспечность в их действиях. Прагматик Трамп понимает очевидные преимущества привлечения России на свою сторону. К примеру, даже с учетом того, что влияние РФ на Иран далеко не безгранично, без вмешательства Москвы американцам невозможно будет, допустим, обеспечить интересы региональной безопасности израильских союзников. Без учета российской позиции США также не могут говорить о какой-либо новой ядерной сделке с Тегераном взамен разорванной США в одностороннем порядке. Но в качестве уступок со своей стороны официальный Вашингтон не может предложить РФ никаких существенных преференций. Говорить о том, что кто-то из лидеров готов к заключению масштабной договоренности по ключевым вопросам или т.н. «большой сделки», сегодня не приходится. США принципиально не готовы ответить на мартовский тезис президента Путина о необходимости того, чтобы западные «партнеры» услышали наконец мнение России. А американские попытки выдергивать в старой крапленой колоде отдельные карты для торга с РФ к принципиальным изменениям не приведут. Позиции антироссийского лобби в аппарате национальной безопасности, Конгрессе и Госдепе США по-прежнему сильны. Что нивелирует значение персональных договоров с Трампом для российского лидера. Но даже в этой ситуации оппоненты Трампа опасаются любых проявлений сближения США и РФ. Недавние заявления американского президента об этническом составе населения Крыма и необходимости возвращения РФ в G-7 посеяли легкую панику в среде сторонников политики российского сдерживания. Например, старший научный сотрудник Atlantic Council Андрес Аслунд переживает, что «Трамп говорит только о том, что он может предложить Путину, но не говорит, чего хочет от Путина. Что он может отдать? Трамп может сделать следующий шаг в отношении своего заявления о Крыме и сказать, что это – Россия, ведь населяют его россияне. Он также может сказать, что США сократят свою поддержку Украине, тем самым подорвав НАТО. Этот Хельсинкский саммит, похоже, станет таким же злополучным, как и Ялта-2». Бывший заместитель помощника главы Пентагона, директор аналитического центра Байдена Майкл Карпентер также осуждает американского президента: «Дав понять, что он может переступить через Украину и напрямую обсуждать статус Крыма с Путиным, Трамп подрывает основополагающие принципы международного порядка: суверенитет и территориальную целостность государств. Такие заявления безответственны и опасны. Это не “стратегически разрушительная” политика. Пришло время прекратить приукрашивать действительность и назвать вещи своими именами: это продажа наших ценностей для успокоения Путина». Когда проамериканские глобалисты рассуждают о «продаже ценностей», они, безусловно, знают, о чем говорят. Население многих восточноевропейских стран сегодня искренне сожалеет о «покупке» упомянутых ценностей их продажными элитами. И ситуация на Украине являет собой яркий пример такой торговли. Вопрос Украины во внутренней политике США, как, впрочем, и любых других стран, сегодня воспринимается исключительно через призму отношений с Россией. По большому счету, Дональд Трамп равнодушен к украинской теме, доставшейся ему в наследство от предыдущей администрации. Но даже самые новаторские подходы к дипломатии не позволяют американскому лидеру выносить вердикты по поводу статуса Крыма. Де-факто эта проблема и так вынесена за скобки двусторонних отношений. Ну а де-юре этот вопрос может дискутироваться еще долгие годы. И Украина в этом процессе уже давно исполняет роль статиста. Не может быть предметом неких разменов и конфликт на Донбассе. Россия и Запад не признают альтернативы реализации Минских соглашений, что не предполагает сенсационных решений на уровне президентов Трампа и Путина в Хельсинки. Так, спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер считает, что по итогам переговоров позиция США по Украине не изменится, а президенты РФ и США не смогут решить проблемы Донбасса во время своей встречи. «Кроме того, что касается конфликта на востоке Украины, мы ясно дали понять, что мы хотим положить конец конфликту и хотим иметь миссию ООН. К сожалению, вполне вероятно, что Путин и Россия будут продолжать отрицать свое участие в конфликте и, как следствие, нет оснований ожидать какого-либо прогресса», – утверждает он. Для многих аналитиков сохранение переговорного дуэта по Донбассу Волкер – Сурков и многозначительная пауза в его работе как раз и свидетельствуют о неготовности сторон к принятию новых решений. Возможно, президенты коснутся вопроса формата размещения в зоне конфликта миротворческого контингента ООН. Но и здесь компромиссное решение требует серьезной проработки. Лобби тех американских сил, которые исповедуют сдерживание РФ, может, конечно, рассчитывать на символическое присутствие наблюдателей ООН на границе с РФ. Но отдать контроль над территорией мятежных республик международному контингенту и киевским властям Москва не позволит. Следует при этом учитывать, что США являются основным финансовым донором миротворцев, а администрация Дональда Трампа последовательно сокращает финансирование ООН в этой сфере. Поэтому мечты Киева касательно организации миссии на Донбассе в составе до 40 тысяч человек являются обыкновенной блажью. Руками международных миротворцев за американский счет «принуждать к миру» ЛДНР никто не будет. Занимательны также рассуждения украинских экспертов о том, что лидеры России и США смогут в Хельсинки обсудить компромиссную кандидатуру будущего сменщика президента Порошенко. Любой победитель будущих президентских выборов на Украине окажется номинальным руководителем процесса окончательного развала украинской государственности. В этом контексте ни Путина, ни тем более Трампа особо не волнуют украинские политические персоналии. Достаточно сопоставить президентский путь того же Петра Порошенко (креатуры «компромисса» России и Запада образца 2014 года) с реальными «успехами» управляемой им страны. Для возвращения к реальности украинским политикам хорошо бы было признать правоту тезиса Ростислава Ищенко: «Прямые переговоры Вашингтона (Парижа, Берлина) с Москвой по украинской проблематике означают лишь одно – урегулирование данного кризиса будет проходить за счет Украины. Да, Запад собирается еще поторговаться по поводу того, кому какой кусок пирога обломится и в каком ином регионе мира он хотел бы получить от России встречные уступки. Россия в стратегических вопросах (Украина, Сирия, КНДР, неформальный союз с Китаем и Ираном) не уступит, и аргументов для того, чтобы пересмотреть свою позицию, у Запада нет». Хотя, опасаясь компромиссных решений между Россией и США по украинскому вопросу, киевский режим признает давно очевидный факт: любой чих за столом переговоров между Путиным и Трампом может позже самым неожиданным образом икнуться украинским политическим марионеткам. Поэтому пускай для них сохраняется интрига. Ведь для утилизации этих ничтожеств на историческую свалку абсолютно не обязательно заключать большие сделки на глобальном уровне.
Войцех Михальски, Вернуться назад |