ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ИноСМИ: «Северный поток — 2» раскалывает Запад

ИноСМИ: «Северный поток — 2» раскалывает Запад


22-06-2018, 11:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В оследние недели американцы пошли в наступление против проекта «Северный поток — 2». Вашингтон старается оказать давление на Берлин и заставить его отказаться от поддержки российской инвестиции, угрожая использовать мощные рычаги, в частности, ввести санкции в отношении европейских компаний, которые принимают участие в строительстве газопровода.

 

 

Нарастающий спор между США и Германией сопровождается разногласиями внутри ЕС и еще сильнее настраивает друг против друга его членов. Он показывает, насколько расходятся позиции разных стран в отношении газового сотрудничества с Россией и развития стратегических российских трубопроводных проектов. Если Германия, Австрия, Голландия и еще несколько государств делают ставку на рыночный подход, то Польша, страны Балтии, Дания и США говорят о вопросах безопасности (не только в сфере энергетики). Конфликт вокруг проекта «Северный поток — 2» вписывается также в игру, ставка в которой — будущий облик газового рынка в Европе и роли в нем отдельных иностранных поставщиков (в основном России, но также во все большей степени США) или концернов, в том числе Газпрома и его партнеров. Тема российского газопровода стала для ЕС проверкой на прочность, а также проблемой, заставившей задуматься об отношениях с США и Россией.

Москва извлекает из ситуации политические выгоды: российский газопровод не только рассорил членов ЕС, но стал источником напряженности в трансатлантических отношениях. Каким окажется будущее второй ветки «Северного потока», зависит от шагов Вашингтона и Берлина. Хотя Германия изменила свою риторику, а канцлер Меркель признала, что проект имеет не только экономическую, но и политическую составляющую, немцы поддерживают его претворение в жизнь, стараясь лишь ограничить негативные последствия появления нового газопровода на транзит газа через территорию Украины. При этом Берлин не реагирует на стратегические опасения Еврокомиссии, государств Центральной Европы и Скандинавии, а также США, не связанные с украинской темой.

Вашингтон ведет жесткую игру

Соединенные Штаты выступают против проекта «Северный поток — 2» с того момента, как о нем было объявлено (это произошло в 2015 году еще при администрации Обамы). Когда президентский пост занял Дональд Трамп, Вашингтон занял по этому вопросу еще более жесткую позицию. Сопротивление американцев связано как минимум с двумя причинами. Во-первых, они считают, что российский проект угрожает европейской энергетической безопасности, а новые газопроводы помешают не только развитию диверсификации источников поставок, но и создадут риски для стабильности Европы (в первую очередь Восточной и Центральной). Таким образом, американская администрация придерживается в отношении новых проектов России традиционного курса политики США.

Тезис о том, что «Северный поток — 2» представляет опасность для Европы, стал особенно актуален в контексте российской аннексии Крыма и российско-украинского конфликта в Донбассе. О том, что американцы продолжают его придерживаться, свидетельствуют высказывания представителей американской дипломатии, в частности предыдущего и действующего госсекретарей США.

Во-вторых, протест против российской инвестиции связан с целями энергетической политики администрации Трампа, которая планирует увеличить объем экспорта американского сжиженного природного газа в том числе на европейские рынки. О том, что государство поддержит экспорт американского сырья, говорят высказывания и президента (например, сделанные в ходе визита в Польшу или на саммите США — страны Балтии), и министра энергетики. Они полагают, что американский СПГ позволит Европе диверсифицировать источники поставок сырья и уменьшить зависимость от российского газа.

Основной инструмент, который может использовать Вашингтон, чтобы изменить судьбу проекта «Северный поток — 2», — это принятый в 2017 году пакет санкций (CAATSA). Они могут затронуть российский энергетический сектор, а также существующие и строящиеся экспортные газопроводы. Германия, ряд других европейских стран и Еврокомиссия подвергли американский закон о санкциях критике. Европейским (в первую очередь немецким) лоббистам удалось добиться того, что в документ и инструкции Госдепартамента, касающиеся использования его положений, добавили пункт, требующий согласовывать введение ограничительных мер с союзниками (однако, президент может также ввести санкции самостоятельным решением).

В последние месяцы вероятность применения закона «О противодействии противникам Америки» в отношении европейских компаний, которые принимают участие в проекте «Северный поток — 2», возросла. Об этом свидетельствует хотя бы то, что со стороны американцев стали чаще звучать угрозы. Вашингтон «приложит все усилия к тому, чтобы заблокировать реализацию проекта», — заявила 17 мая в Берлине заместитель помощника госсекретаря США по энергетическим ресурсам Сандра Оудкирк (Sandra Oudkirk), вновь пригрозив введением санкций. Европейские дипломаты тоже говорят о том, что перспектива их появления становится реальной.

Американцы начали предпринимать в отношении проекта «Северный поток — 2» все более энергичные политические шаги. Американский президент обсуждал его с президентами стран Балтии и канцлером Германии. Как сообщали СМИ, он предложил Меркель вернуться к переговорам на тему нового торгового соглашения между США и ЕС, если Берлин откажется от поддержки российского проекта.

В последние месяцы на этом направлении повысилась также активность американской дипломатии. Представители Госдепартамента открыто критиковали «Северный поток — 2» в Брюсселе и Берлине, призывали страны-члены ЕС выступить против проекта и поддерживали некоторые из них в действиях по его блокированию. Они также подняли вопрос безопасности в Балтийском море, в том числе говоря о том, что россияне смогут использовать газопровод для разведывательной деятельности. Кроме того, появились сообщения, что Трамп может поднять тему газа и импорта из России на площадке НАТО.

Одновременно США занялись поддержкой диверсификационных проектов в Европе. Благодаря новым СПГ-терминалам (например, в Греции и Хорватии) ЕС сможет импортировать больше сжиженного газа, в том числе из Америки. Американцы поддерживают и другие инициативы, связанные с диверсификацией, в частности, проект по созданию Южного газового коридора и Балтийского газопровода, а также газовых перемычек, способствующих интеграции европейского рынка. Кроме того, американские концерны подключаются к новым европейским добывающим проектам (например, на румынском шельфе Черного моря).

Какой объем газа будет поступать из Америки в Европу, зависит от решений частных американских компаний, занимающихся продажей СПГ, и цен на мировых рынках. Объем экспорта американского сжиженного газа в 2017 году по сравнению с предыдущим годом увеличился, однако, он до сих пор покрывает лишь незначительную часть европейского спроса: это всего 1% импорта. Европа покупает гораздо больше сырья в России, Норвегии или Алжире. Главными покупателями американского СПГ остаются Мексика, Южная Корея и Китай. В первые месяцы 2018 года в связи с ростом цен и спроса американцы увеличили поставки в азиатские государства, а в ЕС в этот период пришло всего три американских танкера.

 

 



 

Германия делает вид, что меняет подход

С тех пор, как в июне 2015 года Газпром и пять его западноевропейских партнеров объявили о намерении построить газопровод «Северный поток — 2», немецкая дипломатия поддерживала этот проект и идею, что он должен получить экстерриториальный статус. Берлин стремился помешать Еврокомиссии влиять на претворение проекта в жизнь и выступал против вмешательства американцев. В звучащей со стороны США критике и американских шагах (в частности, санкциях против России, потенциально направленных против российской инвестиции) Германия видела угрозу собственным интересам и энергетической политике ЕС, говоря, что американцев интересует лишь экспорт их сырья на европейский континент и получение новых рынков сбыта для производителей нефти и газа.

Одновременно немецкое руководство (в особенности социал-демократы) занимались активным лоббированием российского проекта. В 2015-2017 годах представители правительства Германии провели 62 встречи на его тему, чаще других в них принимал участие Зигмар Габриэль — бывший министр экономики и энергетики, который занял позднее пост главы МИД.

С появлением в марте 2018 года нового коалиционного правительства, в котором министром экономики стал Петер Альтмайер (Peter Altmaier) из ХДС, а министром иностранных дел Хайко Маас (Heiko Maas) из СДПГ, позиция Германии в отношении газопровода не изменилась. Между тем, как показала апрельская встреча Меркель с президентом Украины Петром Порошенко, Берлин решил сменить риторику. Канцлер отметила, что, давая оценку проекту «Северный поток — 2», следует принимать во внимание не только экономические, но и политические факторы. Она обратила внимание, что снижение доходов от транзита немецкого газа обернется для Украины негативными последствиями, и заявила, что если Берлин не получит гарантий сохранения транзита, реализация проекта окажется под вопросом.

С похожим заявлением Меркель выступила на переговорах с президентом России Путиным и премьером Дании Ларсом Расмуссеном (Lars Rasmussen). Как говорится в письменном ответе правительства на депутатский запрос от 14 мая этого года, руководство ФРГ будет стремиться к получению гарантий, что российская сторона не откажется от транзита газа через территорию Украины после истечения срока действия существующего договора, а также будет поддерживать европейские шаги в этой сфере. В мае 2018 года ФРГ активизировала дипломатическую активность: она вела переговоры на тему транзита и с Украиной, и с Россией (визит Хайко Мааса в Москву, Петера Альтмайера в Москву и Киев, Ангелы Меркель в Сочи). Однако никаких реальных гарантий от Российской Федерации получить пока не удалось.

Смена риторики в отношении проекта «Северный поток — 2» связана, по всей видимости, с возросшим риском введения американских санкций и обострением отношений с США. Кроме того, влияние на Берлин могли оказать действия Брюсселя (в том числе появившееся в марте заключение юридической службы Совета ЕС, подтвердившее необходимость выработки международных соглашений, касающихся газопроводов третьих стран), а также перестановки в федеральном правительстве Германии и в Социал-демократической партии.

Берлин сделал лишь небольшой шаг навстречу критикам российского проекта: он заявил о желании решить одну проблему политического свойства (транзит через Украину), но не отказался от поддержки инвестиции. При этом немцы надеются снизить напряженность в отношениях с Еврокомиссией, которой они не могут запретить вмешиваться в дела, связанные с газопроводом, но которую они одновременно считают потенциальным союзником в решении важных для себя вопросов, связанных с отношениями с США в контексте «Северного потока — 2». Перед Германией открываются в этой сфере перспективы, поскольку Еврокомиссия называет сохранение транзита газа через Украину одной из приоритетных целей и ведет трехсторонние переговоры с Москвой и Киевом.

 

 

 

Майское дипломатическое наступление Берлина говорит о том, что тот, оставаясь стороной, заинтересованной в строительстве газопровода, хочет играть роль переговорщика между Россией и Украиной по вопросу транзита. При этом неизвестно, согласуют ли немцы свои действия с Еврокомиссией, а также как выглядит стратегия и конечная цель переговоров. Возможно, получив у россиян гарантии, что те продолжат поставлять небольшой объем газа через украинскую территорию, Германия постарается нейтрализовать сопротивление Киева и представить на европейской площадке результат своих усилий как большой успех.

(Продолжение следует)

фото: Nord Stream 2 ​

Агата Лоскот-Страхота (Agata Łoskot-Strachota), Рафал Байчук (Rafał Bajczuk), Шимон Кардась (Szymon Kardaś), Польша

 

ИноСМИ: «Северный поток — 2» раскалывает Запад (Часть 2)

Европейский союз и спор США — Германия

Мнения насчет проекта «Северный поток» в ЕС разделились уже в 2015 году, а последние события вокруг проекта лишь углубили существующие разногласия. Страны, выступающие в его поддержку (в первую очередь Германия, но также Австрия, Франция и Голландия), видят в нем коммерческий проект и считают укрепление газовых связей между ЕС и Россией инструментом, который поможет наладить взаимодействие и установить нормальные политические отношения с Москвой.

 

 

В свою очередь, критики проекта (Польша, страны Балтии, Словакия, Дания, а в последнее время и Великобритания) полагают, что строительство газопровода не только угрожает интересам этих государств (связанным с их газовыми рынками, диверсификацией источников поставок, ценами, транзитом), но и станет угрозой для общеевропейской энергетической безопасности. Такую же позицию занимает сосед Евросоюза — Украина. Она заинтересована в блокировании проекта, поскольку новый газопровод лишит ее роли, которую она играла в транзите российского газа в Европу.

Государства, которые относятся к «Северному потоку — 2» негативно, считают что российская инициатива не позволит членам ЕС продолжать конструктивное и опирающееся на доверие сотрудничество, в том числе в газовом секторе. Против проекта выступает также Еврокомиссия, усматривая в нем потенциальные риски для безопасности поставок, развития конкуренции и интеграции на европейском газовом рынке, а также указывая на остающиеся вопросы юридического свойства и то, что газопровод уже вызвал политические споры между членами ЕС.

В конце 2017 года, стремясь выработать четкий правовой режим функционирования газопровода и распространить на него нормы европейского права, Еврокомиссия попросила членов Евросоюза предоставить ей мандат, позволяющий вести с Россией переговоры по «Северному потоку — 2», кроме того, она предложила внести поправки в Газовую директиву ЕС 2009 года. Протест против таких шагов выразил целый ряд членов ЕС, в том числе Германия, которая способствовала приостановке работ над внесением поправок в Директиву и фактически усомнилась в том, что Еврокомиссия правомочна заниматься темой газопровода.

Оживленный европейский спор на тему «Северного потока — 2» разворачивается на фоне действий Вашингтона, связанных с российской инвестицией, что дополнительно обостряет антагонизм между членами ЕС. Одни считают вмешательств США практически единственным шансом на блокирование газопровода, другие обвиняют американцев в том, что те беззастенчиво продвигают собственные экспортные интересы (чаще всего такой аргумент выдвигают немцы и европейские концерны, принимающие участие в проекте). Обратим внимание: те, кто называют «Северный поток — 2», которым занимается государственный концерн «Газпром», исключительно коммерческим проектом, одновременно обвиняют американцев в политизации газовых отношений и продвижении собственного СПГ, не замечая, что в американском газовом секторе преобладают частные компании.

В Брюсселе заметили и оценили то, что Германия сменила риторику в отношении российского газопровода. Еврокомиссия предложила Берлину присоединиться к трехсторонним переговорам ЕС — Россия — Украина, чтобы выработать условия сохранения транзита газа через украинскую территорию после 2019 года, когда подойдет к концу действие транзитного договора, а также обсудить в этом формате спорные вопросы, связанные с «Северным потоком».

Таким образом, Германия может стать первым государством ЕС, получившим шанс стать участником переговорного процесса, формированием которого с 2014 года занимается Еврокомиссия, и взять на себя часть ответственность за выработанные в его рамках решения. Однако пока нет никакой официальной информации о том, какая роль предназначалась бы Берлину на таких переговорах. Не вполне ясно также то, в какой мере изменилась позиция Германии по поводу стремления Еврокомиссии выработать четкий правовой режим для «Северного потока — 2».

Россия и напряженность вокруг «Северного потока»

Российские власти и Газпром не обращают внимания на политическое давление со стороны США и демонстрируют решимость в претворении своего проекта в жизнь. Об этом свидетельствуют конкретные шаги российского стороны (строительство очередных участков сухопутной инфраструктуры, получение новых разрешений на прокладку морской части газопровода и так далее), а также политическая активность Москвы и Газпрома (например, празднование 50-й годовщины подписания первого контракта на поставку газа в Австрию).

В качестве аргумента в пользу необходимости запуска нового газопровода Россия использует факт постоянного увеличения объемов газа, поставляемого европейским покупателям по первой ветке «Северного потока», а также в целом — экспорта российского газа в Европу (в основном в Германию, Австрию и Голландию). Москва считает возражения американцев против новой инвестиции и перспективу увеличения объема экспорта сжиженного газа из США на европейский континент шагами, призванными пошатнуть позицию Газпрома в ЕС. Президент Путин, представители правительства России и руководства российского концерна с 2015 года подчеркивают, что они готовы сохранить транзит через территорию Украины и вести переговоры на эту тему. Они, однако, делают оговорку, что российская сторона пойдет лишь на такое соглашение, которое она сочтет рентабельным.

В связи с тем, что при строительстве как «Северного потока — 2», так и «Турецкого потока», по всей видимости, возникнут задержки, а правовой режим функционирования этих газопроводов остается неизвестным (частично они пройдут по территории ЕС), в 2019 году, когда договор с Киевом утратит силу, Россия продолжит нуждаться в доступе к украинским транзитным мощностям. Это повысит вероятность появления нового контракта и достижения компромисса, однако, ничуть не снизит шансы на создание газопровода «Северный поток — 2», то есть на реализацию одной из важнейших стратегических целей внешней энергетической политики Кремля.

Геополитические игры вокруг российской инвестиции выгодны Москве. Задуманный Россией проект не только рассорил членов ЕС, но и стал источником напряженности в трансатлантических отношениях. Каким окажется окончательный исход спора на тему «Северного потока» для России, зависит в первую очередь от шагов США. Если Вашингтон будет выражать свой протест исключительно на политико-дипломатическом уровне и только угрожать введением санкций против задействованных в проекте компаний, остановить инвестицию он не сможет.

Москва рассчитывает на то, что немецкое руководство не только не откажется от поддержки ее проекта, но и предпримет дипломатические шаги в его защиту на площадке ЕС. Кроме того, она надеется, что такие односторонние инициативы Вашингтона, как отказ от ядерного соглашения с Ираном или нарастающий конфликт на фоне введения США ввозных пошлин на сталь и алюминий, будут способствовать антиамериканской консолидации в Европе и за ее пределами. Шанс на блокирование «Северного потока — 2» появится, только если американцы введут санкции непосредственно против этого проекта.

 

 


 

Выводы

«Северный поток — 2» стал одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на трансатлантические отношения и контакты между членами ЕС. Кризис трансатлантического сотрудничества, нарастающие разногласия между Берлином и Вашингтоном, все более жесткие действия США и стремление Германии добиться реализации проекта свидетельствуют о том, что напряженность будет лишь усиливаться. Немецкая позиция по вопросу «Северного потока — 2» и действия администрации Трампа ставят Евросоюз в сложное положение, усугубляя внутренние противоречия и расхождение интересов.

Ключевое значения для будущего российского проекта будет иметь то, решит ли Берлин под давлением США отказаться от его политической поддержки. Если он это сделает, у Европы появится шанс выработать общий подход к этой инвестиции и хотя бы частично сгладить напряженность, возникшую в отношениях с Вашингтоном. Это, в свою очередь, осложнит строительство газопровода и наложит отпечаток на отношения Германии и ЕС с Россией.

Более серьезные последствия возымел бы переход США от угроз к действиям и введение санкций против компаний из ЕС, занимающихся российским проектом. Это наверняка заблокирует его реализацию. Европейским концернам, ведущим деятельность на глобальном уровне (в частности, компаниям «Шелл» (Shell) и «Энжи» (Engie)) придется уйти из него, даже если свои гарантии дадут Германия и Евросоюз. При этом американские санкции наверняка приведут к тому, что Европа займет более жесткую позицию и задумается об ответных мерах, которые углубят трансатлантические разногласия.

Приложение 1. Реализация проекта «Северный поток — 2»

А. Успехи

В России создана инфраструктура для запуска «Северного потока — 2». 18 января 2017 года согласно графику Газпром завершил строительство газопровода «Бованенково — Ухта-2». В 2018 году раньше намеченного срока планируется закончить отрезки газопровода «Ухта —Торжок-2» и «Грязовец — Усть-Луга» (оттуда газ будет подаваться в морскую магистраль). Россияне получили разрешения на строительство в Германии, Финляндии и Швеции. Полный комплект разрешений в России Газпром получит в ближайшие месяцы. Пять европейских компаний («Юнипер» (Uniper), «Винтерсхалл» (Wintershall), «Энжи» (Engie), «Шелл» (Shell) и австрийский концерн ОМФ (OMV)) продолжают поддерживать и финансировать проект. Политическую поддержку он получает со стороны Германии и Австрии, а Франция и Голландия относятся к нему положительно.

С 2015 года «Северный поток — 2» стал темой переговоров между представителями российских властей и лидеров европейских стран, компании из которых участвуют в проекте. Москва предприняла также дипломатическое наступление против стран, которые относились к инвестиции скептически. Газпром подчеркивает ее стратегическое значение и напоминает об этом на встречах с западноевропейскими партнерами и на международных отраслевых мероприятиях.

Б. Проблемы

Претензии польского Управления защиты конкуренции и потребителей не позволили Газпрому создать консорциум с европейскими концернами, а это замедлило выработку механизма финансирования проекта. Принятый вариант предполагает, что все финансовое бремя ляжет на Газпром — единственного акционера компании «Норд Стрим — 2 АГ» (Nord Stream — 2 AG). Соглашения с европейскими фирмами, заключенные в 2017 году, предусматривают, что те будут оказывать финансовую поддержку, выделяя кредиты. Газпрому пришлось увеличить свой вклад в проект с 102,4 миллиардов рублей (2017 год) до 114,5 миллиардов рублей (2018 год), кроме того он планирует привлечь 417 миллиардов рублей в рамках программы заимствований на инвестиционные цели. Это почти треть его инвестиционного бюджета.

Несмотря на звучавшие заявления, до сих пор не заключены контракты на строительство морского отрезка газопровода. В декабре 2016 года было подписано лишь соглашение о намерениях со швейцарской компанией «Олсиз Груп» (Allseas Group), ни одна новая компания к проекту не подключилась.

В июне 2017 года Еврокомиссия, стремясь распространить на «Северный поток — 2» нормы европейского права, запустила процесс получения мандата на ведение переговоров с Россией, нацеленных на выработку международного соглашения по правовому режиму функционирования нового газопровода. В ноябре 2017 года она выступила с инициативой внесения поправок в Газовую директиву, эту идею поддержал Европарламент.

30 ноября 2017 года Дания внесла поправки к закону о континентальном шельфе, касающиеся выдачи министерством климата и энергетики разрешений на прокладку трубопроводов и кабелей в датских территориальных водах. С 1 января 2018 года такое разрешение можно будет выдать лишь в том случае, если инвестиция не противоречит внешнеполитическим интересам Дании.

Польское Управление защиты конкуренции и потребителей (УЗКиП) в мае 2018 года начало антимонопольное расследование в отношении компаний, принимающих участие в проекте «Северный поток — 2». Как предполагает ведомство, подписанные в апреле 2017 года соглашения о его финансировании были попыткой обойти ограничения, связанные с претензиями, которые УЗКиП сформулировало в июле 2016 года.

 

 

В свою очередь, немецкая и финская природоохранные организации в мае 2018 обжаловали в своих странах выданные Газпрому разрешения на строительство и использование газопровода.

Приложение 2. Позиция России в отношении транзита через территорию Украины

Ключевым фактором во время обсуждения какого-либо нового транзитного соглашения с Украиной будут реальные потребности российской стороны. Из официальных высказываний представителей Газпрома следует, что максимальный объем транзита, в котором заинтересован концерн — это 10 — 15 миллиардов кубометров в год. Однако вполне возможно, что он будет вынужден согласиться на больший объем (40 или более миллиардов кубометров) и среднесрочный, а не краткосрочный контракт. Существует вероятность, что Газпром не сможет использовать 100% мощности газопровода «Северный поток — 2». Каким будет правовой режим функционирования его морского отрезка пока не ясно, но согласно существующей сейчас интерпретации европейского законодательства на инфраструктуру, находящуюся в территориальных водах Германии и Дании, распространяется принцип доступа третьих сторон. Это означает, что Газпром получит доступ лишь к части мощностей своего газопровода (27,5 миллиардов кубометров). При этом процедура исключения газопровода из-под действия законодательства ЕС — это долгий процесс, который может растянуться на несколько лет.

 

 

 

Если в эксплуатацию будет введена одна ветка газопровода «Турецкий поток», а объем экспорта российского газа в Европу останется прежним, Газпрому придется направлять через территорию Украины примерно 50 миллиардов кубометров газа в год. В таком случае концерн будет заинтересован в заключении с украинской стороной среднесрочного контракта (например, на пять лет). Это предложение может оказаться привлекательным для Киева, поскольку, согласно последним оценкам, для обеспечения рентабельной работы украинской газотранспортной системы объем транзита не должен снижаться ниже 40 миллиардов кубометров.

 фото: РИА Новости

Агата Лоскот-Страхота (Agata Łoskot-Strachota), Рафал Байчук (Rafał Bajczuk), Шимон Кардась (Szymon Kardaś), Польша


Вернуться назад