ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Белоруссия — НАТО: тихое сближение
Белоруссия — НАТО: тихое сближение22-05-2018, 10:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Взаимоотношения Белоруссии и НАТО в последние годы стали претерпевать значительные изменения. Несмотря на то, что руководство республики продолжает на официальном уровне убеждать простых граждан и Россию в том, что Минск категорически не приемлет расширения Альянса на Восток, сближение республики с данной организацией неуклонно продолжается. И происходит это не только путем расширения сотрудничества с самой структурой, но и через укрепление отношений со странами, входящими в ее состав, что на официальном уровне облекается в форму сотрудничества «ради сохранения и укрепления региональной безопасности».
О том, что в Минске всерьез решили заботиться о безопасности в Восточной Европе вместе со странами НАТО, стало известно сразу же после событий 2014 года на Украине и вхождения Крыма в состав России. Именно тогда, как отмечает большинство аналитиков, в белорусской столице всерьез стали опасаться развития в стране событий по украинскому сценарию, а по республике поползли слухи о возможности «оккупации» Белоруссии Россией. На этом фоне стал наблюдаться рост активности белорусского руководства, в первую очередь, представителей военного ведомства, по налаживанию связей с НАТО и США, что продолжается и по сей день. Так, 16 мая стало известно, что на ежегодном совещании по вопросам участия Белоруссии в Процессе планирования и оценки сил программы НАТО «Партнерство ради мира», проходившем в Минске, состоялось согласование нового пакета целей партнерства в рамках ПАРП и вопросов по их реализации, а также были намечены пути по совершенствованию координации взаимодействия между министерством обороны республики и структурными подразделениями Альянса. С одной стороны, в произошедшем нет ничего предосудительного — Минск стремится поддерживать конструктивный диалог с НАТО, желая обеспечить свою и региональную безопасность. Однако с другой — расширение сотрудничества с Североатлантическим блоком на фоне продолжающегося ухудшения отношений между Альянсом и главным военно-политическим союзником Белоруссии Россией, выглядят, по меньшей мере, странно, если, конечно, не предположить, что таким образом белорусское руководство пытается стать неким мостом между Москвой и Брюсселем. Но и в этом случае поведение властей республики смотрится неоднозначно. Тем более, если помнить, что сегодня НАТО продолжает наращивать свой военный потенциал в Восточной Европе, попутно усиливая русофобскую истерию в соседних с Белоруссией странах. Напомним, история взаимоотношений между Белоруссией и НАТО насчитывает почти четверть века, и они никогда не отличались теплотой. Еще в начале 1995 года между сторонами был подписан рамочный документ о сотрудничестве по программе «Партнерство ради мира». Тогда Белоруссия стала последним государством Европы, присоединившимся к этой программе. Тем не менее, в течение двух лет сотрудничество не было конкретизировано в индивидуальной программе, и лишь в апреле 1998 г. уровень был повышен до дипломатических контактов. Однако после бомбардировки странами НАТО Югославии контакты между сторонами были приостановлены. Через несколько лет ситуация снова стала налаживаться, и уже в январе 2004 г. Белоруссия подала заявку на участие в Процессе планирования и оценки сил (Planning and Review process, ПАРП). В рамках данной программы предоставляется право партнеров самостоятельно определять масштабы и темпы сближения с Альянсом, а каждое государство строит свои отношения с альянсом отдельно, по формуле «НАТО + 1». В тот же период Белоруссия начала предоставлять НАТО свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов. С 2011 года государства — члены Альянса и другие страны, которые участвовали в миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане, получили возможность осуществлять через белорусскую территорию транзитные железнодорожные перевозки невоенных грузов, а с 2013 года и бронированных транспортных средств, следующих без вооружений и боеприпасов. Вплоть до 2014 года происходящее во взаимоотношениях между Минском и НАТО не вызывало сколько-нибудь серьезной критики, пока не произошли события на Украине. Начиная с весны 2014 года, когда НАТО и страны, входящие в нее по отдельности, стали обвинять Россию в агрессии не только в отношении Украины, но и всего восточноевропейского региона, заявления белорусских чиновников стали все больше отличаться от действий. Продолжая говорить о своем негативном отношении к росту численности войск НАТО и США в Восточной Европе, Минск стал предпринимать все больше усилий для улучшения отношений как с Альянсом в целом, так и со странами, в него входящими. В конечном счете выяснилось, что сегодня Белоруссия не рассматривает НАТО в качестве прямой и серьезной угрозы своей безопасности, хотя и считает действия Альянса новым вызовом, требующим адекватного ответа: организации и проведения диалога между всеми заинтересованными сторонами. При этом еще несколько лет назад из уст руководства республики можно было услышать совершенно иные высказывания. Достаточно вспомнить, например, знаменитое заявление Александра Лукашенко, что «мы не можем спокойно наблюдать за приближением этого страшного монстра к границам нашей синеокой Белоруссии», сделанное им накануне празднования Дня Победы в 1996 году.
К 2016 году тональность руководства республики в отношении НАТО изменилась полностью. Так, на встрече с главами делегаций, принимающих участие в 26-й сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, президент Белоруссии вдруг высказался о приближении военной инфраструктуры Альянса, охарактеризовав страны НАТО как «не то коллег, не то партнеров, не то соперников». Ранее глава МИД Владимир Макей, в отличие от своего российского коллеги Сергея Лаврова, охарактеризовал размещение войск НАТО на границе Союзного государства не как угрозу, а как «потенциальный вызов». В конечном счете, заместитель начальника департамента международного военного сотрудничества Минобороны Белоруссии Дмитрий Упоров уже совершенно официально заявил, что республика не только активизировала военное сотрудничество с НАТО «как с международной организацией в целом, так и с отдельными государствами-членами альянса в двустороннем формате», но и «в рамках многовекторной политики» начала налаживать военные контакты с США. В тот же год, по аналогии с подписанным ранее договором с Литвой, Минск подписал двусторонние соглашения о военном сотрудничестве с Латвией, Польшей и США. Новая позиция белорусских властей привела к тому, что на семинаре «Международная безопасность и НАТО в 2017 году» представитель департамента общественной дипломатии Альянса Петр Луняк довольно неожиданно отметил, что НАТО поддерживает подходы Минска по многим вопросам обеспечения безопасности. По мнению большинства аналитиков, такое положительное отношение к Белоруссии со стороны Североатлантического блока стало результатом проведения в последние годы демонстративно независимойот России внешней политики республики. Одним из подтверждений этому может служить хотя бы тот факт, что именно Белоруссия предоставила всю необходимую информацию по вопросам проведения учений «Запад-2017» на брифинге в штаб-квартире НАТО, а также в ОБСЕ. При этом в адрес России были высказаны очень большие претензии именно по данному вопросу. Дополнительно можно вспомнить, что военно-политическое руководство республики весьма сдержанно отнеслось к учениям западных партнеров у границ Союзного государства, чего нельзя сказать о реакции Москвы. В то же время, в апреле 2018 года в ответ на ракетные обстрелы Сирии коалицией в составе США, Великобритании и Франции белорусский МИД опубликовал заявление, решительно осуждающее эти действия и призывающее все вовлеченные стороны «немедленно прекратить применение военной силы против других государств и искать пути урегулирования конфликтов мирными средствами за столом переговоров». Однако внешнеполитическое ведомство не назвало страны, участвовавшие в ударе, тем самым смягчив свою риторику. Этот официальный акт дипломатической поддержки Минском Москвы продемонстрировал желание белорусских властей не обострять отношения ни с США, ни с НАТО. При этом необходимо отметить, что в настоящий момент, несмотря на ряд положительных моментов в развитии связей между Белоруссией и Организацией Североатлантического договора, у руководства последней, по официальной версии, все еще нет четкой стратегии в отношении республики, а белорусская армия по-прежнему не воспринимается на Западе как отдельное от России формирование. Сотрудничество Белоруссии с НАТО имеет еще ряд особенностей. Так, Минск крайне неохотно афиширует свои связи с Альянсом, чтобы лишний раз не навредить отношениям с Москвой. Белорусские власти регулярно заявляют, что «мы в НАТО не стремимся», а «размещение новых военных контингентов не будет способствовать стабильности и безопасности в этом регионе», поэтому «мы категорически против размещения контингента НАТО в странах Прибалтики и Польше». В то же время, в отличие от прошлых лет, когда любое решение Альянса влекло за собой жёсткие и громкие заявления официального Минска, сегодня в белорусских государственных СМИ сложно найти информацию не только о сотрудничестве с НАТО, но и о действиях блока вообще. Например, о взаимодействии по программе «Партнерство ради мира» известно лишь то, что Белоруссия участвует примерно в 50−60 из порядка двух тысяч существующих в НАТО проектов сотрудничества. Создается впечатление, что в руководстве страны до сих пор не уверены в правильности выбранного курса и не хотят заранее нервировать ни Россию, ни собственное население. Как отметил в свое время Владимир Макей, «мы не хотим быть новым раздражающим фактором в нашем регионе». К слову, после этого окончательно стало ясно, что в республике не будет новой военной базы России. Вместе с тем, официальный Минск всячески подчеркивает, что НАТО является определенной угрозой для Союзного Государства и ОДКБ, и только при помощи Белоруссии этой угрозе можно противостоять. Например, год назад министр обороны республики Андрей Равков заявил, что стратегия НАТО на границах с РБ «не оставляет времени для мирного урегулирования разногласий». Затем он же в феврале нынешнего года отметил, что «у наших границ со всех сторон, кроме пока Украины и России… уже НАТО сидит, стоит, имеет группировки войск для выполнения задач». Итогом же подобных заявлений в нынешнем году стали слова Александра Лукашенко, сказанные им на заседании Совета безопасности 13 февраля. По мнению белорусского лидера, в ОДКБ серьезно недооценивают опасность складывающейся международной ситуации. Президент Белоруссии отметил, что «серьезного понимания у руководства России сегодня о том, что надо на наиболее опасных направлениях нашей общей совместной обороны укреплять национальные вооруженные силы — Белоруссии, Казахстана, Армении, других стран — нет». При этом, как и в прошлые годы, Лукашенко напомнил, что «надо понимать, что, допустим, Белоруссия является основным форпостом, в том числе и Российской Федерации, на западном направлении».
Таким образом, исходя из происходящего в последние годы, можно отметить, что официальный Минск в своих отношениях с НАТО пытается разыграть собственную карту, используя в качестве главного инструмента ситуацию, сложившуюся между Россией и Западом. Официально декларируя приверженность союзническим отношениям с Москвой, Белоруссия пытается не допустить усиления влияния России на свою внешнеполитическую доктрину, наглядно демонстрируя это международному сообществу, в том числе, и представителям Североатлантического альянса. Вместе с тем, участвуя в региональных евразийских организациях сотрудничества, Минск не стесняется использовать антинатовскую риторику для поднятия своего политического и военного статуса. Такая линия поведения, по всей видимости, будет проводиться руководством республики и дальше, так как приоритет во внешней политике в современной Белоруссии отдается собственным, а не союзническим интересам. фото: eadaily.com Вернуться назад |