В ужесточении правил досмотра российскими пограничниками украинских судов в Азовском море явно просматривается не столько «торговая война», сколько сугубо политический ответ Киеву на его действия по отношению к российским судам. На днях источник, близкий к МИД РФ, сообщил: после того, как будет освобожден захваченный Украиной сейнер «Норд» и его команда, последует российский контрудар. Судя по тому, что происходит в Керченском проливе, возвращения наших моряков в Москве решили больше не ждать – и немедленно проучить Украину за ее пиратское поведение.
Сенатор от Крыма, член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков заметил в комментарии газете «Взгляд»:
«Раньше мы снисходительно относились к украинским судам. Как говорится, все-таки свои, братья. Ограничивались замечаниями. Теперь мы просто стали выполнять на сто процентов требования морского права, касающиеся прохождения судов, их досмотра».
«Украинская сторона получила своеобразный ответ на свои действия. За что они боролись, на то и напоролись», – подчеркнул сенатор. Но если действия украинских властей при захвате «Норда» были незаконными и аморальными, то российская сторона действовала в строгом соответствии с требованиями закона.
Что если Москва вообще перекроет для украинских судов движение по Керченскому проливу? Формально международное право, а также договор между нашими странами о совместном использовании Азовского моря от 2003 года такие шаги запрещает. Но Украина также нарушила тот же самый договор 2003 года, захватив в плен безоружных рыбаков.
Россия могла бы если и не объявлять полную блокаду, то сделать использование его для Украины коммерчески убыточным – например, затормозить проверки до нескольких суток. Первой мишенью такого контрудара станет Мариуполь – он попросту останется без работы.
Мариуполь – признанный центр украинских металлургии и машиностроения. Промышленность полумиллионного города переживает не лучшие времена, как и всей Украины в целом – примером может служить «Азовмаш». Теперь у металлургических предприятий города возникнут проблемы и с вывозом продукции.
Как сообщала ранее «Альтернатива», с понедельника погранслужба ФСБ России стала ежедневно останавливать для досмотра и идентификации команды следующие в Мариупольский морской порт в Азовском море невоенные суда. На это пожаловалась в четверг госпогранслужба Украины.