ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В Армении Россия отработала методику переформатирования постсоветского пространства без опоры на коррумпированные местные элиты? Мнение
В Армении Россия отработала методику переформатирования постсоветского пространства без опоры на коррумпированные местные элиты? Мнение3-05-2018, 14:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
ПАШИНЯН: ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕМВ Армении Россия отработала методику переформатирования постсоветского пространства без опоры на коррумпированные местные элиты
Юрий Баранчик
Не хотел писать на эту тему, но после вчерашнего заявлениялидера армянской «оппозиции» Никола Пашиняна относительно стратегического характера отношений Армении и России, невероятное для многих уже начало становится слишком очевидным. В Армении произошло то, о чем так долго говорили постсоветские эксперты, упрекая Москву в том, что оно не может разобраться с коррумпированными местными князьками и элитами, которые проедая и приватизируя постсоветское наследие своих стран, высасывают все соки из своих народов, одновременно ставя под угрозу стратегический характер отношений своих стран с Россией, так как люди начинают обвинять в своих бытовых бедах Москву, которая поддерживает местные власти. На днях все – и в экспертном сообществе, и в местных постсоветских элитах получили представление о том, какое будущее ждет тех, кто будет тормозить постсоветскую интеграцию по лекалам Москвы. Что произошло? Вместо того чтобы остаться серым кардиналом в роли главы фракции правящей партии и реально самым влиятельным политиком Армении, Саргсян решил «обыграть» всех и остаться первым парнем в Армении и официально, в результате чего провернул комбинацию с пересаживанием из одного кресла в другое. За несколько месяцев до реализации этого «элегантного» плана, Москва, с опорой на хорошее знание местной общественно-политической фактуры и настроений в обществе, которое не отличается даже средними доходами по СНГ, предупредила Саргсяна о нежелательности такого сценария развития событий. Однако президент Армении не послушал Москву, в результате чего после несложной комбинации оказался у разбитого корыта. Первые шесть пунктов прописанные здесь, достаточно хорошо описывают то, что происходило последние несколько месяцев в армянской политике, и роль российского фактора. И Пашинян великолепно вписывается в этот расклад – формально независимый политик с относительно чистым именем, который прекрасно понимает весьма непростые реалии: А. Улица помогла снести прежнюю команду и захватить власть (особенно интересен сюжет с перекрытием улиц в Ереване – несколько десятков мирных людей при определенной социальной технологии спокойно выполняют те функции, на которые нужно не менее двух-трех батальонов солдат с бронетехникой). Б. Однако, улица сохранить ее не поможет. Значит, у Пашиняна есть аргументы, которые помогут выстроить новый баланс власти всем кланам Армении, результат чего в виде «победы революции» после сообщат улице, чтобы она, попив вдоволь хорошего вина и поев горячего шашлыка, спокойно расходилась по домам. Надо признать, что на уровне технологии перехвата власти на улице все было отработано практически идеально, что говорит о планировании, хорошем анализе общественно-политических и социально-экономических процессов в обществе, знании клановой обстановки в стране и за ее пределами и понимании ситуации на местности в целом и частностях. Сейчас наступает вторая стадия переформатирования власти – новый договор элит. Если российская цветная революция пройдет и тот этап без крови и относительно быстро, значит, технология рабочая и ее можно применять и дальше по своему усмотрению. И ни один репрессивный аппарат с ней не справится. А поводов для подобного рода революций на постсоветском пространстве, да и незамазанных коррупцией, кумовством и предательством национальных интересов политических лидеров, готовых возглавить этот процесс именно в интересах народов наших стран, – предостаточно. Какие лидеры нужны России? России на местах нужны национально (подчеркну) ориентированные лидеры, которые смогут предложить позитивную (подчеркну) и взаимовыгодную программу сотрудничества своих стран с Россией по всем направлениям – от науки, образования и культуры до финансов и экономики. Территории должны стать экономически самодостаточными и не виснуть гирями на экономике России, требуя дотаций – газовых, нефтяных, финансовых. Россия дает главное – рынок сбыта. Остальное все сами, своими руками и мозгами. Политика должна иметь общие интересы по динамичному (подчеркну, потому что времени очень мало) взаимовыгодному развитию постсоветского пространства. Интеграция постсоветского пространства с проектом «Один пояс, один путь» и Евросоюзом может идти только в качестве действительно единого политического, экономического, правового пространства. И его надо создавать очень быстро. Это будет выгодно для всех. Наши народы давно устали от коррупции, соглашательства, отсутствия навыков государственного управления и так называемой «многовекторности» местных элит постсоветских стран. И если будет задан четкий вектор на мирное и конституционное, подчеркну для непонятливых, очищение местечковых элит от поразившего их губительного застоя, когда они воспринимают свои страны как личные вотчины для обогащения, и на руках будет отработанная технология переформатирования постсоветского пространства от перегноя еще советского распада, то постсоветская интеграция наконец-то сдвинется с мертвого места в интересах народов наших стран. Время не ждет. Вчера было рано, завтра будет поздно.
АРМЯНОМАЙДАН КАК НОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ РОССИИРоссия пока не теряет позиции в Армении, а лишь репетирует сценарий новой региональной политики на постсоветском пространстве
Александр Дубровский
Исторически каждое вновь образованное постсоветское государство являет собой безусловную индивидуальность. Тем не менее, попробуем найти ту общую доминанту, которая является движущей силой событий, аналогичных (хотя и далеко не идентичных) происходящему на наших глазах в Армении. Коротко об Армении - стране, где происходили когда-то библейские события, и история которой насчитывает не одну тысячу лет. Если не пересказывать Википедию, ознакомиться с которой каждый может самостоятельно, скажу следующее: Армения - маленькая многострадальная горная страна, фактически отрезанная от внешнего мира и окруженная, мягко говоря, недругами. Лишь соседство с родственной по православной вере Грузией является сегодня, своего рода, окном в мир, и именно это соседство как раз и является тем самым катализатором, который для Армении и является основной доминантой, породившей текущий армяномайдан. Аналогично и украинский евромайдан есть стремление приобщиться к ценностям уже своих соседей, только с запада, что также, в своё время, побудило и страны Прибалтики быстро отделиться и вступить в Евросоюз. То есть народы перечисленных стран просто хотят жить лучше, для чего и выходят на митинги, имеющие целью смену власти и ориентации своей страны. И если для этого необходима жёсткая антироссийская риторика, как это было и есть в Прибалтике и Украине, значит, она появится тогда, когда будет нужно. Понимаю: конструкция упрощённая, достаточно банальная, не учитывающая побудительных мотивов элит, как правило, имеющих свои корыстные цели, но зато хорошо описывающая суть происходящего и не отягощённая мифами и сложными геополитическими раскладами. Особняком здесь стоят страны Средней Азии, но мы их вынесем за скобки, ибо там несколько другая история в силу общих региональных и этноментальных особенностей. А пока обратимся к Грузии. Как известно, постсоветская Грузия прошла через горнило разрушительной гражданской войны, затронувшей не только центр, но и окраины, охваченные волнами взаимного этногеноцида. Когда пришёл к власти относительно авторитетный в мире "хитрый лис" Шеварднадзе (напомню: во времена перестройки его кандидатура даже рассматривалась на пост Генсека ООН), сыгравший свою скрипку в разрушении Союза, страна, всё-таки, чуть-чуть стабилизировалась, пытаясь демократично балансировать на двух стульях - между Россией и Западом. Сие положение призван был революционно сломать Саакашвили, щедро простимулированный, прежде всего, США. Сразу скажу: во всём и всегда кивать на козни дяди Сэма было бы нечестно, хотя в данном конкретном случае это более чем уместно: Грузия быстро и под завязку заполнилась дармовым американским оружием и многочисленными штатовскими советниками и инструкторами. Примерно за неделю до войны 08.08.08. вся эта военно-интеллектуальная сила, оставив оружие и натасканную армию, дружно снялась с насиженных мест и организованно покинула предстоящее поле боя: Мавр сделал своё дело, Мавр может уходить. Фактология предвоенных дней и сама война, её инициаторы и потенциальные выгодоприобретатели в настоящее время известны доподлинно, и в своё время даже инициировали короткий раскол в российской оппозиции, впрочем быстро угасший - сигнал из Вашингтона оказался оказался недвусмысленным. Венедиктов, неосмотрительно отлучивший Новодворскую от эфира на целый месяц (за утверждение о нападении России на Грузию), быстро заткнулся и тут же заполнил эфир персонажами, давшими фору самой бабе Лере. Даже баба Лера не додумалась обвинить российскую армию в расстреле своих миротворцев, зато не обременённый никакими морально-этическими нормами А.Илларионов в красках заполнил пустоту. С тех пор так и покатило: информированный Венедиктов помалкивает, ибо приказ о единомыслии не имеет срока давности, а персонажи помельче до сих пор повторяют усвоенную до дыр мантру. В данном случае пример Грузии исключительно показателен, так как совмещает в себе целый букет целей Запада (США) относительно России: - спровоцировать на военные действия за пределами своих границ; - обвинить, как минимум, в непропорциональном применении силы, как максимум, в агрессии и на этом фоне усилить внешнее политическое давление на власть; - мобилизовать внутреннюю оппозицию на радикальные заявления и действия, и тем самым создать внутреннее давление; - используя встречные факторы внешнего и внутреннего давления, сменить власть либо, как минимум, ослабить её и заставить радикально сменить курс. Такова общая схема действий Запада на постсоветском пространстве, где роли бывших советских республик могут внешне отличаться, но обязательно вписываются в общую стратегическую доминанту, целью которой является Россия. Те, кто пытается объяснять заокеанское вмешательство исключительно благими намерениями, или слепцы, или глупцы, что на примере той же Грузии можно легко и наглядно показать. Судите сами: военный блицкриг, потерпевший сокрушительную неудачу, прекратил и дармовую американскую помощь, Саакашвили с позором изгнан, а страна была быстро и полностью отдана на попечение Евросоюза, тут же взявшегося за строительство на Кавказе (в Закавказье) «образцовой демократии» уже с помощью кредитов с традиционно жёсткими условиями. В результате, Грузия с относительно низким государственным долгом (20-30%) буквально за три-четыре последних года превратилась в хронического должника с уровнем совокупного внешнего долга к ВВП в размере более 113% на середину 2017 года и продолжающего расти в лучших традициях долговых экономик. Смысл данного действа прост и незатейлив: любой ценой сохранить в Закавказье притягательный очаг западного образца в противовес пророссийским (Армения, Абхазия, Ю.Осетия) и протурецким (Азербайджан) регионам, старающимся жить по средствам и имеющим относительно низкий уровень долга. Вот и вся текущая логика существования брошенной Америкой и подхваченной Европой бедной, но зато демократичной Грузии, призванной играть исключительно пропагандистскую роль. Возвращаясь к пресловутой "роли Диди Сэма", ещё раз подчеркну: под самым боком Армении заботливо выращивается раздражитель, неизменно оказывающий искажающее влияние на армянские умы, особенно молодые. Однако дядя Сэм, фактически оставивший своим вниманием Грузию как отработанный материал, отказался ждать естественного развития событий и превентивно разместил в Армении под видом посольства целый разведывательный центр, по объему занимаемой площади, второй в мире, после Багдада. И все это в маленькой Армении, заодно буквально напичканной, кроме того, тысячами НКО. И вот сейчас, на наших глазах, весь этот цветистый пазл начал складываться в стройную стратегию, направленную на очередную дестабилизацию, более-менее, успокоившегося региона. Торопливость США можно объяснить: план быстрой демократизации Украины за счёт кредитов (дядя Сэм стал умнее, и не стал предоставлять дармовую помощь большой стране) проваливается с треском, превращая её в полубандитскую структуру, внешний долг Грузии становится критическим, угрожая потенциальным дефолтом. Поэтому-то и поступила команда: пора. Команда, тщательно замаскированная под народные волнения, традиционно недовольные властной коррупцией. Следует констатировать (о чём я уже писал ранее): Россия пока не теряет позиции в Армении, а лишь репетирует сценарий новой региональной политики на постсоветском пространстве. Внешнее невмешательство способно ускорить развязку и дать ощутить населению быстрые итоги армяномайдана, особенно на фоне находящихся в постоянной боевой готовности вооружённых сил Азербайджана, мотивированных своей пропагандой под завязку. Соседи, пристально наблюдающие за реакцией Кремля, только и ждут необратимого ослабления Еревана, чтобы начать наступление с целью, как минимум, забрать весь Карабах, а то и двинуться дальше, чтобы завоевать своё историческое «Ереванское ханство». Таким образом, вновь, как и во всём мире (с лёгкой руки Госдепа), всё зависит от действий России, находящейся в исключительно сложном выборе: немедленно вмешаться и обречь себя на новый поток обвинений и попыток изоляции, или пустить всё на самотёк с перспективой не только окончательно потерять своё влияние на Кавказе, но и поставить мир перед фактом перемещения древней Армении исключительно в учебники истории. Впрочем, как водится, в геополитике, к сожалению, простых и ясных решений не бывает: как вмешательство, так и невмешательство приведут к одинаково негативным последствиям, для России, прежде всего. Ибо процессы на Кавказе и в Закавказье направлены, в конечном итоге, на ослабление влияния России в этом сложнейшем регионе. Как поступит Россия, приходится только гадать. На мой взгляд, независимо от развития событий внутри Армении, вмешательство (в соответствии с договором ОДКБ) необходимо лишь в случае возникновения опасности исчезновения страны с карты мира, без всякой оглядки на мировое сообщество, а также на закономерную последующую неблагодарность спасённых. Затем единственно верным решением может быть немедленный стол переговоров, где, под присмотром России, Армения и Азербайджан раз и навсегда договорятся разделить Нагорный Карабах ровно пополам. Так, как и должны решаться подобные территориальные споры зрелых стран, незаинтересованных в бесконечном кровопролитии и накоплении энергии мести за погибших. Так, как договорилась и блестяще исполнила сама Россия в спорах с Норвегией и Китаем. Вернуться назад |