ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Дипломатия на службе ЦРУ или провал армянской контрразведки?

Дипломатия на службе ЦРУ или провал армянской контрразведки?


3-05-2018, 09:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Недавно в сети интернет появилась любопытная информация, чем на самом деле заняты американские дипломаты в Республике Армения. Если верить публикациям в живом журнале, а так же иных ресурсах (https://elminbar.net/opinion/لماذا-أكبر-سفارة-للولايات-المتحدة-موج/ и https://watanipress.com/us-spy-ring-in-armenia-us-embassy-in-armenia/), то в республике создана и, по-видимому, довольно успешно функционирует настоящая шпионская сеть. Во главе стоит сам посол США Ричард Милс. В резидентуру также включены первый секретарь американского посольства Макиша Сова (так же заместитель официального представителя ЦРУ), вторые секретари Ричард Хэтч и Джоуз Лардизабэл, второй секретарь – вице-консул Адам Колвин и офицер безопасности Брэдли Филпот, который является приближённым М. Совы. Помимо этого Военный атташе в посольстве США в Армении Брюс Мёрфи так же оказался причастным к разведывательным структурам США, только не ЦРУ, а Разведывательного управления Министерства обороны. К данной структуре имеет непосредственное отношение помощник военного атташе США в Республике Армения Джошуа Малфорд. Другие подчинённые Б. Мёрфи так же исполняют не только обязанности по линии деятельности аппарата военного атташе, но и занимаются иными возложенными на них военной разведкой функциями. В частности, Эрик Ларсен является представителем Агентства США по уменьшению угроз (DTRA) и курирует сеть американских военных биолабораторий в Армении, а Майкл Эндрюс Бэшэн – специалист по военным переворотом. Армения для некоторых представленных дипломатов-разведчиков является не первым местом службы в рамках региона Южного Кавказа и СНГ: так Б. Филпот ранее работал в Грузии, Э. Ларсен – в Молдавии, на Украине и в Азербайджане, а М. Э. Бэшэн – на Украине.

Но интересным является даже не состав резидентуры американской межведомственной разведывательной сети, а глубина её проникновения во властные и общественные структуры Республики Армения. Среди агентов США в указанных выше разоблачительных материалах фигурируют такие высокопоставленные официальные лица как министр обороны Виген Саргсян и министр по чрезвычайным ситуациям Давид Тоноян. Предполагается, что нынешний министр обороны был завербован 18 лет назад в период своей учёбы в Школе права и дипломатии им.Флетчера (штат Массачусетс, США), а министр по чрезвычайным ситуациям – в период работы постоянным представителем Армении в НАТО (2005 г.). Кураторами В. Саргсяна являются посол Р. Милс и военный атташе Б. Мёрфи, а Д. Тонояна – сотрудник аппарата военного атташе Э. Ларсен. По мнению, авторов публикаций, разоблачающих деятельность американской разведки в Армении, Д. Тоноян, называемый «протеже» и «правой рукой» В. Саргсяна, отвечает за реализацию проектов создания в республике американских биолабораторий.

Военные биолаборатории, которые стали в массовом порядке открываться в странах СНГ, осуществляют свою деятельность в режиме полной информационной закрытости. Поговаривают даже, что власти стран, давших разрешение на функционирование таких объектов США на своей территории, не располагают сведениями о деятельности данных лабораторий. Всё это создаёт благодатную почву для самых разнообразных слухов. Тем не менее, детальность министра, в чьи обязанности входит защита населения республики от различного рода катастроф техногенного и природного характера, может оказаться источником тех угроз, нивелировать которые призвано МЧС.

Не менее странная история получается с В. Саргсяном. Его назначение на пост министра обороны стало одним из итогов, сделанных после 4-дневной военной эскалации весной 2016 года в зоне нагорно-карабахского конфликта. В новых конституционных условиях парламентской республики, которой стала Армения после истечения президентских полномочий Сержа Саргсяна и вступления в должность избранного в марте этого года нового президента Армена Саргсяна, роль министра вообще, а тем более министра обороны, велика. В мирное время по новой Конституции Республики Верховным главнокомандующим вооружённых сил является именно министр обороны, которому подчинён начальник Генерального штаба. Конституция, конечно, содержит некоторые ограничения для министра обороны. Она устанавливает, что в военное время Верховным главнокомандующим вооружённых сил становится премьер-министр республики. Конституция обязывает министра обороны осуществлять руководство вооружёнными силами республики в рамках определённых Советом безопасности основных направлений в области обороны. К слову, Совет безопасности возглавляет премьер-министр Республики Армения. Однако, если предположения относительно В. Саргсяна верны и он действительно является агентом американских спецслужб, кто может дать гарантию, что его деятельность в оборонном ведомстве Армении будет исходить из национальных интересов республики, а не государственных интересов США? Для Армении, вовлечённой в нагорно-карабахский конфликт, имеющей вместо дипломатических отношений с соседями Азербайджаном и Турцией заблокированную границу, вопрос состояния и подготовки её вооружённых сил является принципиальным.

Среди американских агентов так же числятся Ара Сагателян и Самвел Фарманян. Первый возглавляет аппарат Национального Собрания Республики и является его генеральным секретарём, в его задачу, поставленную американскими кураторами, входит осуществление контроля над армянскими СМИ. Второй является членом правящей Республиканской партии, заместителем главы Постоянной комиссии Национального Собрания по вопросам европейской интеграции и членом ПАСЕ от парламента Армении. К задачам С. Фарманяна отнесены вопросы организации и проведения медиа-кампаний по дискредитации политических деятелей Армении, неугодных властным элитам США. С учётом того, что информационные материалы называют так же ряд СМИ и неправительственных организаций, через которые действуют указанные выше лица, можно сделать выводы, что многие вопросы, непопулярные в армянском обществе, но периодически вбрасываемые с высоким градусом обсуждения, уходят корнями во властные и партийные верхушки.

Среди таких СМИ числятся «Civilnet.am», «Lragir.am», «1in.am», «Sut.am», «Aravot.am», «Azatutyun.am», газета «The Armenian Times», а среди НПО – «Союз информированных граждан», «Клуб журналистов Аспарез», «Аналитический центр глобализации и регионального сотрудничества», «Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи», «Армянский Хельсинкский комитет», «Центр европейских исследований Ереванского государственного университета», «Пинк Армения» и «Фонд открытое общество Армении». Ряд приведённых НПО и СМИ активно (порой даже агрессивно) продвигали такие европейские «ценности» как однополые браки и закрытие атомной станции в Мецаморе, а также являются проводниками идей различных западных религиозных объединений сектантского типа. Часть из приведённых СМИ сознательно искажает действительность, вводя свою аудиторию в заблуждение, например, выдавая зону свободной торговли с Европейским Союзом в рамках соглашения об ассоциации за полноправное членство в данном интеграционном образовании.

В этой связи возникает ряд вопросов. Почему власти Армении вообще допускают подобные ситуации? Также напрашивается вопрос об эффективности деятельности Службы национальной безопасности Армении (если, конечно, СНБ Армении сама не является организатором данной утечки). Не является ли такая утечка информации тревожным звоночком для ужесточения контроля над спецслужбами иностранных государств в Республике Армения? Если информационные материалы не врут, а содержат истинные сведения, следует ли ожидать необходимых в таких случаях мер: объявлением приведённых дипломатических представителей США Persona non grata с последующей высылкой их из страны? Следует ли ожидать громких и резонансных уголовных дел по фактам государственной измены и шпионажа в пользу иностранной державы? Разразится ли в Армении шпионский скандал, если факты, которые изложены в информационных материал окажутся правдивыми?

Не менее важным вопросом является роль возможного будущего премьер-министра Сержа Саргсяна, ставшего автором завершающейся в стране конституционной реформы. Насколько он самостоятелен в армянской политической системе? Шпионская сеть США охватила не только его профессиональное, но даже семейное окружение. Помимо отмеченных выше министров обороны и по чрезвычайным ситуациям к американским агентам также причисляют первого заместителя главы Аппарата Президента Алексана Арутюняна, посла Армении в Ватикане и на Мальте Микаэла Минасяна, являющегося зятем С. Саргсяна, и генерал-майора Гайка Котанджяна – начальника  Национального исследовательского университета обороны США. Последний был завербован в 1998 году в ходе стажировки в Европейском центре по изучению проблем безопасности им.Дж.Маршалла. Уголовное преследование в отношении генерал-майора за государственную измену якобы было прекращено по указанию С. Саргсяна.

Приведённые сведения нуждаются в серьёзной проверке со стороны не только СНБ Армении, но и иных правоохранительных ведомств республики. Не исключено, что сложившаяся ситуация может быть использована Сержем Саргсяном для реализации своих политических интересов – например, в апреле ожидается процесс формирования нового состава Правительства Республики. Поэтому дополнительные аргументы «против» или «за» определённых лиц могут оказаться весьма полезны автору конституционных преобразований.

Сегодня международные отношения характеризуются серьёзным обострением противоречий между ведущими центрами силы, накоплением и реализацией конфликтогенного потенциала в различных регионах планеты, санкционной войной между Западом и Россией, а также борьбой за формирования новых систем экономического взаимодействия, связанных с прокладкой новых транспортных, трубопроводных и иных маршрутов в рамках различных интеграционных инициатив. Многие из этих глобальных событий отражаются и на положение дел в регионе Южного Кавказа и напрямую влияют на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. В этих условиях Республике Армения важно сохранить свой суверенитет, укрепить свои позиции, эффективно отстаивать и реализовывать свои национальные интересы, а не становиться инструментом реализации чужих внешнеполитических интересов в чьих бы то ни было руках. Организация и функционирование шпионской сети США, а также возможный шпионский или псевдошпионский скандал в преддверии формирования нового состава Правительства в Армении обладает серьёзным набором угроз для суверенитета и национальной безопасности Республики. Одной из таких угроз может оказаться дестабилизация по типу «арабской весны», дополнительным фактором для которой выступает переход Армении к новой форме правления.

Альберт Григорян, независимый журналист


Вернуться назад