ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В чьих интересах Украина выходит из СНГ?

В чьих интересах Украина выходит из СНГ?


30-04-2018, 14:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Гениальная» идея украинских руководителей выйти из всех интеграционных проектов, связанных с Россией, вовсе не новинка. Но если раньше её проталкивали исключительно политики-маргиналы, то теперь, после прихода к власти в стране в результате государственного переворота этих самых маргиналов, об этом заговорили на официальном уровне. И звучит это уже не только в парламентских дискуссиях или на митингах, но и из уст президента страны, раздающего обязывающие указания органам государственной власти. Так, президент Пётр Порошенко дал поручение правительству начать процесс выхода Украины из Содружества Независимых Государств.

Ты помнишь, как всё начиналось?

В самом конце 1991 года в Беловежской пуще руководителями РСФСР, УССР и БССР были подписаны документы о прекращении существования Советского Союза. Одновременно с этим Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали и другой документ, предусматривающий создание из обломков СССР нового межгосударственного образования, названного СНГ.

Спустя две недели в Алма-Ате состоялось заседание глав бывших советских республик, на котором отсутствовали лишь представители прибалтийских государств и Грузии. На этой встрече главы 11 государств подписали совместную декларацию о принципах деятельности СНГ. Уже 30 декабря того же года в Минске они подписали «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», а 22 января 1993-го приняли Устав СНГ.

При этом Украина стала государством-основателем Содружества. Парламент страны ратифицировал и Соглашение о создании СНГ, и Протокол к нему, подписанный 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Но Устав СНГ Верховная рада отказалась ратифицировать. При этом, продолжая быть страной-участником Содружества, подписывая, одобряя и исполняя совместные решения и соглашения, заключённые в рамках СНГ, активно участвуя в деятельности данного межгосударственного образования и даже председательствуя в нём, Украина де-юре так и не стала страной-членом.

Участвовала Украина и в экономических интеграционных процессах, происходящих в рамках СНГ. Так, она стоит у истоков всех соглашений о свободной торговле в рамках Содружества начиная с 1993 года. Подписанный в октябре 2011 года договор о создании ЗСТ в рамках СНГ был ратифицирован ею, но после государственного переворота 2014 года и подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС Россия и Украина взаимно приостановили действие договора 2011 года в отношении друг друга.

Как унтер-офицерская вдова сама себя высекла

За годы существования Содружества была проделана огромная работа по сближению законодательств его стран-участниц, некогда входивших в единую державу и объединённых теснейшими всеобъемлющими связями. Не только экономическими, но и родственными, культурными, научными, образовательными. Этим сближением и взаимным признанием документов, выдаваемых «родственными» органами стран СНГ, удалось избежать коллапса этих связей, колоссальных затрат на оформление всевозможных разрешений, сертификатов, экспертных заключений. Например, взаимное признание документов об образовании позволяет гражданам жить, путешествовать, работать и учиться в любой стране Содружества. Общие техрегламенты способствуют беспрепятственной торговле на всём его пространстве. А Зона свободной торговли СНГ способствует росту товарооборота между странами-участниками.

Разумеется, не всё так безоблачно. Любая ЗСТ выгодна в первую очередь странам, являющимся лидером в выпуске того или иного вида продукции. Например, ликвидация таможенного оформления и сборов на импортируемую продукцию принесла российским производителям продуктов питания, молочных продуктов жёсткую конкуренцию со стороны белорусских и казахстанских коллег. Термин «белорусские морепродукты» стал нарицательным после введения российских контрсанкций против Европы. Для Украины же страны СНГ являются основными потребителями продукции машиностроения, и благодаря поставкам бывшим советским республикам отрасль до сих пор оставалась «на плаву».

Именно угроза того, что после вступления в силу соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС через украинско-российскую границу под видом украинской продукции хлынет поток товаров, произведённых в Европе и подлежащих обложению совсем иными импортными пошлинами, вынудило российское руководство приостановить режим свободной торговли с Украиной. И это стало неожиданностью лишь для тех, кто не хотел слышать российских предупреждений о последствиях заключения Киевом соглашения о ЗСТ с ЕС. Ведь ещё в конце 2013 года правительство Николая Азарова оценивало эти последствия для экономики страны в сумму более 100 млрд долларов.

Увы, этот прогноз сбывается. Антироссийские санкции, введённые Украиной против России, транспортная блокада, начатая неонацистскими боевиками, и ответный запрет на транзит украинской продукции через территорию РФ, ничем, кроме указаний из Вашингтона, не продиктованный разрыв кооперационных связей в области оборонной промышленности привели к катастрофическому падению товарооборота со странами СНГ. Если до 2014 года объёмы торговли Украины с государствами Содружества превосходили объёмы торговли со всеми остальными её партнёрами, то уже в 2016 году ситуация изменилась кардинально.

Только в Россию в 2013 году Украина продавала товаров на 15 млрд долларов, что составляло примерно треть украинского экспорта. Эта цифра сравнима с объёмом поставок в ЕС (17 млрд долларов), где проживает втрое больше населения, чем в РФ. В 2016 году экспорт в Россию упал на 76%, до 3,5 млрд долларов, на 73% сократился экспорт в страны СНГ и даже в Евросоюз. Причём запрещённый через Россию транзит – ни при чём, поскольку товарооборот Украины «просел» даже со странами, имеющими с ней общую границу. Например, украинский экспорт в Белоруссию сократился в 2016 году на 54%, а в Молдавию на 47%.

Не рубите сгоряча, не рубите!

Несмотря на громкие заявления о планах выхода из СНГ, украинское руководство ничего конкретного для этого не предпринимало. Но, похоже, экономические показатели 2017 года послужили импульсом для перехода от слов к делу.

По данным Нацбанка Украины, товарооборот между Россией и Украиной в период с января по ноябрь 2017 года вырос на 28,6%, до 9,36 млрд долларов. При этом импорт российских товаров на Украину  в 2016 году вырос на 38,6%, а экспорт в Россию увеличился на 11,9%. Всего же в 2017 году украинский экспорт в страны СНГ вырос на 11%. Всё это происходило на фоне увеличения импорта из других стран-членов ЕАЭС. Даже в 2016 году импорт из Белоруссии вырос на 13,4%, из Армении – на 11,4%, из Казахстана – на 15%. То есть речь идёт о тенденции ухудшения ситуации с внешнеторговым балансом. В том числе и со странами СНГ. В 2017 году отрицательное внешнеторговое сальдо Украины выросло в 2,2 раза и достигло 5,5 млрд долларов.

Любой выход из международной организации связан с негативными последствиями как для остающихся в ней государств, так и для выходящей страны. Как указал постоянный представитель РФ при Содружестве Независимых Государств Андрей Шведов, выход Украины из СНГ затронет личные интересы конкретных людей, живущих в этой стране, поскольку количество только многосторонних документов, касающихся самых разнообразных сфер жизни, достигает 226. Пострадают и экономические интересы государств. Причём в первую очередь – самой Украины.

Разумеется, её интересы должны волновать больше украинских чиновников, чем их коллег из стран СНГ. Но выход Украины из зоны свободной торговли повлечёт за собой отказ от льготных импортных тарифов и создание нетарифных ограничений для производителей этих стран, что существенно осложнит им путь на украинский рынок. Так что призывы функционеров СНГ к Украине «не рубить с плеча» продиктованы в т.ч. холодным экономическим расчётом.

***

Разумеется, членство в различных организациях – дело самой Украины. Но, учитывая контекст начала реального выхода её из СНГ, возникает ощущение искусственности проблемы этого выхода. Порошенко и его окружение собрались заняться этим вопросом именно в тот момент, когда наметился рост внешней торговли Украины со странами Содружества. А сокращение этой торговли отвечает лишь интересам США, давно объявившим войну укреплению экономических связей между постсоветскими государствами.


Вернуться назад