Россия и Северная Корея планируют построить мост, который соединит две страны экономически и избавит от необходимости отправлять товары круговым путём через Китай, пишет The Washington Post.
Как отмечает издание, хотя этот проект находится на самой ранней стадии разработки, а полностью раскрыться его потенциалу мешают санкции ООН против Пхеньяна, в будущем эта транспортная артерия ещё сможет принести пользу обеим сторонам.
Граница между Россией и КНДР проходит по реке Туманная, через которую перекинут лишь один мост с железнодорожным сообщением — "Мост дружбы", который был закончен в 1959 году. Однако на этой неделе ввиду относительного затишья на Корейском полуострове представители российской стороны отправились в Северную Корею, чтобы обсудить проект строительства нового моста, пишет газета.
Хотя этот проект находится на самой ранней стадии планирования, он показывает, что Москва и Пхеньян смотрят на перспективу в том, что касается торговли между двумя странами, даже несмотря на санкции и напряжённость.
Обе стороны уже долгое время высказывались за создание переправы, которая позволила бы транспортным средствам добираться в место назначения напрямую, а не в обход через Китай. Министр России по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил, что стороны создадут рабочую группу, которая будет заниматься как раз этим вопросом.
"Между Северной Кореей и Китаем есть 23 автомобильных пропускных пункта, а с Россией ни одного. На данный момент, когда мы импортируем товары, они проходят не через российскую границу, а через Китай. Это серьёзно удлиняет дорогу", — заявил вице-премьер КНДР Ро Ту Чоль. Он предложил расширить существующий мост. Галушка же предложил создать полустационарный понтонный мост.
Проект моста, как считает сотрудник Foreign Policy Research Institute Биньямин Катзефф Силберстайн, имеет больше символическое, чем экономическое значение. По его словам, объём торговли между Северной Кореей и Россией незначительный, во многом из-за санкций ООН. "Однако, многие, похоже, считают, что в долгосрочной перспективе торговля вернётся на прежний уровень", — добавил он.
По словам профессора Дальневосточного федерального университета Артёма Лукина, нет никакого секрета в том, что за последние два года торговый оборот между Россией и Северной Кореей серьёзно пострадал.
По его словам, железнодорожный мост раньше использовался для транспортировки сибирского угля в порт северокорейского города Расон, где у России есть собственный терминал. "Из этого терминала уголь экспортируется в страны Азии, в основном в Китай, — объяснил Лукин. — По крайней мере, так было до введения жёстких санкций против Северной Кореи".
На данный момент, считает профессор, трудно представить, что какой-нибудь российский инвестор вложит свои средства в мост. "Северокорейцы ожидают, что финансированием займётся Россия. Однако ни один частный или государственный инвестор не вложится в проект до тех пор, пока политические риски вокруг Северной Кореи серьёзно не снизятся", — подчеркнул он.
Однако в случае если эти риски всё-таки отойдут на второй план, то инвестируя в Северную Корею, Россия может извлечь для себя изрядную пользу. В случае если санкции снимут, терминал в Расоне может обеспечить Россию важным региональным плацдармом. Кроме того, есть надежда на то, что в таком случае удастся провести железную дорогу в Южную Корею, что откроет маршрут для грузов в и из Европы через Россию, а также, возможно, путь к созданию транскорейского газопровода.
Поэтому, по всей видимости, Россия не хочет закрывать для себя экономические перспективы в Северной Корее. В прошлом году российская фирма провела в Северную Корею интернет-соединение. И вот теперь Москва планирует стройку нового моста. "Рано или поздно Северная Корея выйдет из изоляции. И тогда мост будет пользоваться большим спросом", — считает Лукин.