ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Великий комбинатор Маск
Великий комбинатор Маск20-03-2018, 08:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Великий комбинатор МаскПохоже, бесплатного спутникового интернета для всех в ближайшее время не будетАмериканский миллиардер Илон Маск не устает с завидной регулярностью (примерно каждые полтора-два месяца) поражать мир своими новыми проектами, пишет украинский еженедельник «2000». Совсем недавно (в ноябре) он презентовал электрофуры Tesla Semi. Правда, все, что было показано публике, — это две действительно весьма футуристического вида «бибики» в статичном положении. Видео не только дорожных, но даже полигонных испытаний отсутствует. Есть только пятисекундный анимационный ролик. Но, как водится, начать их производство Маск обещает уже в 2019 г., как и то, что грузовик Semi «взорвет мозг и унесет его в параллельное измерение». Сколько ориентировочно будет стоить «взрыв мозга», он не уточнил. Но, нужно признать, «взрыв мозга» (а вместе с ним и рост акций находящейся в весьма тяжелом финансовом положении компании Tesla) презентация обеспечила, а едва вызванный ею фурор несколько улегся, миру был предъявлен новый плод масковского гения. Речь идет о спутниковой системе Starlink, которая должна обеспечить человечество глобальным высокоскоростным, ничем и никем не ограниченным доступом в интернет. «Для всех, даром» — весьма типичный заголовок в СМИ. Особенно же подчеркивается, что глобальный доступ в интернет, защищенный Первой поправкой к Конституции США, сделает бесполезной и просто невозможной работу разного рода цензоров и создателей «суверенных сетей». Starlink нельзя будет отключить, перерубив какой-либо кабель — за его отсутствием. Действительно, замысел впечатляет. В орбитальной группировке Starlink уже к середине 2020-х годов планируется использование 11 925 спутников связи. Они должны будут работать как единая система в виде ячеистой сети, равномерно покрывающей поверхность нашей планеты. Большую часть этих аппаратов — 7518 — разместят сравнительно недалеко от поверхности Земли, на высоте 335 км. Они будут передавать и получать сигнал в v-диапазоне частот (от 40 до 75 ГГерц). Сигнал от пользователя до спутника, во-первых, должен идти как можно быстрее — 25−35 миллисекунд, а во-вторых, должна поддерживаться постоянная скорость передачи данных в 1 ГБит в секунду. Остальные 4407 спутников будут работать в Ku- и Ka-диапазоне (до 40 ГГерц) и обеспечивать связь на скорости примерно 100 Мбит в секунду. Их орбита (и, соответственно, зона покрытия) будет выше — около 1150 км. Стоит обратить внимание, что это больше суммарного количества рабочих (1400) и нерабочих (2600) аппаратов, имеющегося на орбите уже сейчас. При этом ранее (впервые информация об этих планах появилась в 2014 г.) Маск говорил, что развертывание сети займет 5 лет и будет стоить около $ 10 млрд. И вот тут-то, как говорится, возникают вопросы. Ведь 12 000 сателлитов весом по 400 кг каждый, это 3600 тонн, которые нужно вывести на орбиту, и даже ощутимо больше, поскольку каждый из них нужно вывести на свою рабочую орбиту, подъем на орбиту высотой 1150 км требует значительного дополнительного расхода топлива, а спутникам «нижней» группировки (335 км) требуется запас топлива, чтобы не сойти с нее за несколько месяцев (срок службы каждого спутника Маск определил в 7 лет). Итого, по грубым подсчетам, около 5000 тонн. SpaceX обещает (пока только обещает), что стоимость килограмма полезной нагрузки выводимой новой суперракетой Falcon Heavy, составит 1654 долл. В общем, с учетом неизбежных дополнительных расходов, вроде бы и выходим на указанную Маском сумму в 10 млрд. Но это только стоимость выведения. При этом нужно обеспечить ежегодное выведение на орбиту объема грузов, примерно равное тому, которые ныне выводят все космические державы мира, вместе взятые. Т. е. нужно строительство соответствующих заводов, стартовых комплексов, подготовка тысяч новых специалистов. А сколько будет стоить сама полезная нагрузка, т. е. спутники? Маск об этом пока молчит, поэтому попробуем прикинуть эмпирическим способом, сравнивая с известной стоимостью аналогов. Так, стоимость контракта на изготовление украинского спутника связи «Лыбедь» массой 1200 кг (который, видимо, так и останется на Земле) составила 254 млн долл. Изготовление аппаратов российской системы спутниковой навигации «Глонасс» (весом около 1 т) обходится ныне в 5,6 млрд. рублей, т. е. около 90 млн долл. При этом отмечается, что такую «дешевизну» удалось обеспечить благодаря импортозамещению, а предыдущие аппараты, в которых использовались импортная электронно-компонентная база, обходились в 820−846 млн рублей за штуку (при курсе 29−36 руб. за доллар). Наверное, многим вычисление стоимости космического аппарата по его весу покажется вульгарным и дилетантским, но думаю, за неимением прочего, в грубом приближении его можно использовать, ведь вес указывает на количество использованного в сателлите оборудования, а его удельная стоимость по отношению к весу примерно одинакова, тем более что речь идет о спутниках аналогичного назначения. Таким образом, ориентировочная стоимость 400-килограммового спутника Starlink должна составить около 50 млн долл., а 12 000 сателлитов потянут на 600 млрд «американских денег»! Даже если представить, что Маску удастся кардинально, в разы сократить их стоимость, допустим до 10 млн за штуку (пока таких планов он даже не презентовал, скромно умалчивая о расчетной стоимости космических аппаратов), выходит 120 млрд долл., а с учетом стоимости выведения на орбиту, создания наземной инфраструктуры управления этой фантастической орбитальной группировкой стоимость проекта тянет на 150 млрд (и это предельный, с громадным допуском минимум), но никак не на обещанные Маском 10. И не забудем, срок службы спутника — 7 лет, значит, каждый год нужно будет выводить до 1000 новых аппаратов взамен вышедших из строя. И это еще минимум 15 млрд ежегодных расходов (и это при взятой нами фантастически низкой цене космических аппаратов). Но это мы затронули только финансовую сторону проекта, а у большинства специалистов вызвал огромный скепсис сама техническая возможность его реализации. Ведь, по прогнозам, в 2020 г. количество пользователей интернета в мире достигнет 5 млрд человек. Уже сейчас доступом к этой услуге обладают свыше 3,2 млрд человек. Таким образом, на каждый сателлит Starlink будет приходиться около 250 тыс. пользователей. Вероятность того, что небольшой спутник сможет обеспечить обслуживание такого количества абонентов, специалисты считают практически нулевой. К тому же 250 тыс. — это действительно «средняя температура по больнице». Спутники не будут зависать над определенной точкой как геостационарные сателлиты, а вращаться над всей земной поверхностью, и их концентрация над любой точкой поверхности — пустынным районом Мирового океана или агломерациями Нью-Йорка и Шанхая — будет абсолютно одинаковой. А значит, в последнем случае нагрузка от средней вырастет в разы — до 2−3 млн пользователей на спутник. И вот после того, как схлынул первый вал восторгов, начали проявляться, как написанные мелким шрифтом пункты в банковском договоре, подробности. Так, как удалось обнаружить во все помнящем интернете, при первой презентации системы спутниковой связи SpaceX в январе 2015 г. говорилось о ее прогнозируемой пропускной способности до 50% всего интернет-трафика и около 10% местного в городах с высокой плотностью населения. Т. е. уже «не для каждого», а в крупных городах далеко не для каждого. И выбирать счастливчиков будут, понятно, не по жребию. Уже известно, что для приема сигнала пользователи должны будут купить специальные устройства. Сейчас предполагается, что они будут размером с обычный планшет и ценой не более 300 долл. SpaceX пока не объявляет, во что обойдется пользователям подключение и использование Starlink. Не известно даже, придется ли пользователям платить абонентскую плату. Но, по данным The Wall Street Journal, если к 2025 г. число абонентов достигнет 40 млн человек, то они будут приносить примерно 30 млрд выручки. Т. е. абонентская плата планируется в размере около 700 долл. в год. Между тем уже сегодня существуют предложения по подсоединению своего интернета непосредственно к спутнику, причем стоимость оборудования и подключения даже ниже той, которую презентовал Маск, а абонентская плата выглядит вполне приемлемой. Единственное различие — оборудование достаточно объемное, требуется спутниковая тарелка, хоть есть и переносные варианты, позволяющие более компактное приемно-передающее устройство транспортировать и быстро разворачивать в любом месте. Так что об «эпохальном прорыве», который к тому же неведомо когда наступит, говорить не приходится, и нам останется повторить сделанное ранее предположение, что Илон Маск — классический пример афериста, который, когда возникает вопрос об «отдаче» от реализации проектов, начинает предлагать новые, уже совершенно фантастические (в нехорошем смысле этого слова), собирая под них деньги доверчивых инвесторов. Конечно, мне могут возразить, что, дескать, Falcon летает, но могу напомнить, что создавалась ракета по контракту с НАСА, сама же SpaceX с 4000 сотрудников выступает «прокладкой» между государственным агентством и реальными производителями всего комплекса работ. При этом, естественно, работа над проектами SpaceX идет в достаточно привычном для современной космонавтики темпе. Falcon9 впервые полетел еще в 2010-м, но лишь в 2016-м удалось осуществить возврат первой ступени. Возвращаемый грузовой космический корабль Dragon (и вовсе не содержащий никаких уникальных ноу-хау) летает с 2012 г., но только на весну будущего года намечен первый пилотируемый полет (сроки которого уже неоднократно переносились), из-за чего американцам уже без малого 10 лет приходится пользоваться услугами России для доставки своих астронавтов на МКС. Случаются с Falcon (который, к слову, еще ни разу не вывел на орбиту заявленную в ТТХ нагрузку) и аварии, а главное — стоимость доставки грузов на нем ничуть не меньше, чем на «традиционных» аналогах. В общем, обычная в современной космонавтике работа, на деньги НАСА, без сногсшибательных прорывов как в сроках реализации, так и в финансовых показателях. «Прорывы» Маск только обещает. Александр Фидель. Вернуться назад |