В нынешнем году половина британского импорта сжиженного природного газа поступает из России. Это свидетельствует о том, как вырос поток британских денег, отправляющихся в Россию, после того как Владимир Путин сделал одним из приоритетов экспорт этого переохлажденного топлива.
Подпись к изображению: Новейший российский танкер-газовоз ледокольного типа «Эдуард Толль»
На Россию приходится три из шести грузов СПГ, прибывших с начала нынешнего года в Великобританию. В то же время, напряженность в отношениях между двумя странами достигла наивысшего уровня со времен холодной войны после отравления нервнопаралитическим газом двух человек в Солсбери, к которому предположительно причастна Россия.
Все три российских транспорта пришли с завода «Ямал-СПГ» в Сибири, который являлся объектом санкций со стороны США еще до его ввода в эксплуатацию в конце прошлого года, хотя сами поставки санкциями не ограничены.
Открытие завода, которое было воспринято президентом Путиным как важное событие для российской экономики и доказательство ее способности противостоять санкциям, дало старт волне поставок российского СПГ, причем грузы предназначались не только для Великобритании, но и для восточного побережья Соединенных Штатов.
Поставки российского СПГ подчеркивают все более импортозависимую энергетическую стратегию Великобритании, особенно учитывая сокращение объемов добычи в Северном море и ограниченные возможности хранения сжиженного газа в стране.
В то время как импорт СПГ удовлетворяет лишь небольшую часть спроса на газ в Британии, которая пока не превышает 3-5 процентов в 2018 году, этот показатель может вырасти после закрытия главного хранилища страны. Это событие сделало поставки газа в страну более уязвимыми для ценовых скачков, которые могут произойти в случае любых сбоев на газопроводе или всплеска аномально холодной погоды.
«Мы в весьма значительной степени зависим от импорта газа до окончания зимнего периода, – сказал главный аналитик по газу в лондонской компании Energy Aspects Тревор Сикорски. – Закрыв крупнейшее в стране хранилище, мы столкнулись с гораздо большей волатильностью рынка и потенциальным ростом цен».
Компания «Новатэк», которая разрабатывала месторождение на полуострове Ямал в составе консорциума с французской Total и китайцами, заслужила похвалу президента Путина, который присутствовал на церемонии отправки первого груза с этого сибирского полуострова в конце прошлого года. Раньше у России не было легкого способа доставлять СПГ в Европу, поскольку она обладала лишь одним заводом по сжижению природного газа на Дальнем Востоке.
Департамент по вопросам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Британии заявил во вторник, что страна «никоим образом не зависит» от российского газа и подчеркнул, что «менее 1 процента нашего газа поступает из России».
Однако, прибытие трех российских танкеров с СПГ за период с января 2018 года указывает, что поставки с Ямала значительно возросли и укрепили позиции в Британии.
Два груза были получены от малайзийской компании Petronas, имеющей торговое подразделение в Лондоне и долю в терминале СПГ Dragon в Южном Уэльсе. Еще один танкер был доставлен компанией Royal Dutch Shell в начале марта, когда аномальные холода в Британии привели к резкому росту цен на газ.
Еще два танкера с полуострова Ямал также отправились в Бостон, что спровоцировало дискуссию по поводу негативного отношения местных властей к прокладке газопровода. В результате город остался отрезанным от американского сланцевого бума.
Новатэк, частная компания, в состав совета директоров которой входит Геннадий Тимченко, близкий союзник Путина. Он заявил недавно, что это не более чем часть мирового рынка СПГ.
«Это позор, что нас поносили в средствах массовой информации за то, что мы помогли городу Бостону преодолеть дефицит газа во время холодов, а теперь нас снова поливают грязью в Лондоне за то, что мы доставили СПГ в Лондон, когда он экстренно нуждался в дополнительном газе», – сказал на прошлой неделе в ходе конференции в Хьюстоне главный финансовый директор компании «Новатэк» Марк Гетвей.
«Хотя вообще-то вы должны обвинять не меня, а вот этого парня, который здесь тоже присутствует, – добавил он, жестом показывая на коллегу Анвара Таиба из малайзийской компании Petronas. – Потому, что мы продали газ им».
Во вторник последний российский танкер ледокольного класса «Эдуард Толль», готовился разгружаться на терминале острова Грейн на побережье Кента. Ожидается, что там СПГ будет регазифицирован и закачан в национальную энергосистему.