ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Так делают не только русские

Так делают не только русские


23-02-2018, 11:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Почему США пришло в голову, что российские интернет-тролли пытались повлиять на президентские выборы 2016 года? Да потому, что люди по себе судят о других, как показывает исследование.
4 сентября 1970 года Сальвадор Альенде (Salvador Allende) выиграл выборы в Чили. Тремя годами позже его сместили в ходе кровавого переворота, когда власть в Чили на 27 лет перешла к военной хунте с диктатором Аугусто Пиночетом (Augusto Pinochet) во главе.
За всей этой драмой стояло ЦРУ. Если бы шпионскому управлению США удалось все сделать по своему, Альенде вообще не выиграл бы выборы в 1970, и его социалистическое правительство не получило бы власть. Об этом свидетельствует собственный отчет ЦРУ о многочисленных методах инфильтрации во внутреннюю политику Чили.
Расследование специального прокурора Роберта Мюллера (Robert Mueller) о российском вмешательстве в президентские выборы США в 2016 году, чтобы содействовать победе Дональда Трампа, постоянно сопровождает новости о президенте в прессе в последний год. В эту пятницу Мюллер обнародовал обвинение против 13 россиян, которые в преддверии выборов, согласно его расследованию, воздействовали на их результаты посредством социальных сетей и политической активности в самих США.
Но российские попытки повлиять на демократический процесс в США случились уже после того, как американцы десятилетиями пытались сделать то же самое с другими странами.
«Если вы спросите офицера разведки, нарушили ли русские какие-то правила или сделали ли что-нибудь странное, то ответ будет „нет, вовсе нет"», — говорит агент ЦРУ на пенсии Стивен Холл (Steven Hall), который 30 лет проработал в шпионском бюро США, газете «Нью-Йорк Таймс» (New York Times).
Лоч Джонсон (Loch K Johnson) изучал деятельность американской разведывательной службы, а сейчас работает в Университете Джорджии.
«Мы делали примерно то же самое с самого момента создания ЦРУ в 1947 году», — сообщил он той же газете.
«Мы использовали плакаты, памфлеты, почтовые рассылки, транспаранты — все, что хотите. Мы придумывали ложную информацию для иностранных газет и отсылали сумки с наличными», — рассказывал Джонсон, написавший целую книгу о деятельности, которую вело ЦРУ с целью повлиять на выборы.
Политолог Дон Левин (Don Levin) из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге в Пенсильвании создал базу данных, посвященную попыткам США повлиять на исход различных выборов на протяжении десятилетий.
Согласно его исследованию, с 1946 по 2000 год США 81 раз вмешивались в процесс выборов в других странах. И сюда еще не входит, например, поддержка военных переворотов, например, как в Чили в 1973 году.
В 59 из 81 случая побеждала та сторона, которую поддерживали США, по словам Левина.
Перед выборами в Никарагуа в 1990 году, например, ЦРУ вбросила в прессу информацию о якобы имевшей место коррумпированности стоявшего тогда у власти социалистического президента Даниэля Ортеги (Daniel Ortega). Ортега проиграл, но победил вновь в 2007 году. Он же выиграл и выборы в 2016 году.
А когда Слободан Милошевич боролся за переизбрание в бывшей Югославии 18 лет назад, США ему помешали, открыто поддержав его соперника Воислава Коштуницу. Коштуница выиграл.
«Примерно треть всех вмешательств была открытой, две трети — тайными. Другими словами, избиратели, на которых все было рассчитано, ничего не знали», — рассказывал Дон Левин в интервью американской радиостанции «НПР» (National Public Radio).
В то время, когда ЦРУ предпринимали множество своих известных теперь попыток повлиять на выборы и внутреннюю политику других стран, еще не существовало интернета и социальных сетей, которые использовали российские «тролли», пытаясь посеять хаос в политических процессах США.
Вместо этого ЦРУ часто действовали посредством тайной экономической поддержки кандидатов или партий либо посылали своих консультантов на избирательные кампании. В их наборе инструментов также имелось то, что Левин называет «грязными трюками»: например, они могли устроить утечку информации, вредной для кого-либо из кандидатов.
В Италии, где обстановка после войны была напряженной, а Москва пыталась продвинуть свои позиции, ЦРУ в 1948 году запустило масштабную кампанию, чтобы поддержать Христианско-демократическую партию. Кампанию дополнили историями о сексуальных приключениях коммунистов, а также пачками денег, которые выдавались христианским демократам.
Агент ЦРУ Марк Уайетт (Mark Wyatt), скончавшийся в 2006 году, был главной фигурой, стоявшей за итальянской кампанией.
«У нас были мешки денег, которые мы поставляли избранным политикам, чтобы покрыть их политические расходы, плакаты и памфлеты», — рассказал Уайетт в документальном фильме CNN в 1995 году.

 


Вернуться назад