Намедни премьер-министр Владимир Гройсман пообещал украинцам «весну реформ», а затем и «лето реформ». То есть тех, кто уцелел после «144 реформ» и дальнейшей «осени реформ», добьют «весной реформ» и «летом реформ»…
Кстати, об «осени реформ». Данная фраза, произнесенная Петром Порошенко в ходе Давосского экономического форума, ставшего наиболее провальным для украинской делегации с 2015 года, совершенно не убедила потенциальных инвесторов. Сколько-нибудь значимых результатов в виде хотя бы подписанных инвестиционных меморандумов украинская делегация привезти обратно в Киев не сумела. Стороны отделывались ни к чему не обязывающими заявлениями, предпочтя не подписывать никаких документов. Даже сеть кофеен «Starbucks» опровергла слова мэра Киева Виталия Кличко о планах заходить на украинский рынок (такие вот инвестиции, ага). Зарубежные инвесторы достойно оценили прошлогодние украинские «реформы», вложив на 29,4% меньше в отечественную экономику за прошлый год по сравнению с 2016-м (в абсолютных значениях – $2,3 млрд, согласно данных Нацбанка
В том, что украинцев действительно ожидает «весна реформ», сомнений действительно нет – этим термином в Украине отныне называется урезание социального пакета для населения и поднятие тарифов. С весны, по всей видимости, будет «реформирована» цена на природный газ для населения и предприятий ТКЭ – минимум на 8%, при себестоимости природного газа украинской государственной добычи, покрывающего 80-85% бытовых нужд, максимум в $80 за тысячу кубометров с учетом налогов и инвестиционной составляющей. Это потянет за собой подорожание стоимости горячей воды и отопления. А в связи с переходом на т. н. стимулирующее тарифообразование для облэнерго (RAB-тарифы) поднимутся цены на электрическую энергию. Своего часа в комитетах Верховной Рады ожидают изменения в Кодекс законов о труде и в Жилищный кодекс, по итогам утверждения которых украинцев смогут загнать в трудовое и коммунальное рабство соответственно.
Если в советское время был популярен лозунг «Сильным – работу, слабым – заботу», то «реформаторские» правительства Яценюка и Гройсмана следуют куда более прозаичному принципу: «Сильных – в рабы, слабых – в гробы». В сущности, какие-либо реальные реформы нынешние власти могли проводить лишь в первые полтора года своего правления (и этого срока было вполне достаточно) – до тех пор, пока в обществе сохранялся относительно высокий уровень поддержки, Запад был максимально благосклонен к Киеву, а в парламенте существовала устойчивая коалиция.
Утратив все вышеперечисленное, власть имущие уже и не думали ни о каких реформах, сконцентрировавшись на консервации правящего режима с целью политического выживания и крупномасштабного присвоения коррупционной ренты. Даже если представить на минуту, что у правительства найдется политическая воля для начала реальных реформ, все здравые инициативы будут торпедированы конкурирующими финансово-политическими группировками и будут саботироваться на всех управленческих уровнях. Чиновники ныне сосредоточились на внутриэлитных конфликтах всех против всех и на личном выживании – Минфин воюет с ГФС, Минэнергоугля — с «Нафтогазом», ГПУ — с НАБУ и так далее. А ведь это наиболее благоприятные условия для коррупции, которая цветет буйным цветом, несмотря на то, что с ней начали «бороться» уже все кому не лень. В планах Гройсмана на осень сказано, что ускорение роста ВВП до 5-7% будет обеспечено за счет «прозрачной приватизации и стимулирования инвестиций», «дальнейшего строительства инфраструктуры», «поддержки экспорта», «развития промышленности», «государственной поддержки малого и среднего бизнеса», «создания условий для выхода бизнеса из тени» и т. д. Принимая во внимание тот факт, что с 2014 года правящая верхушка занималась и продолжает заниматься ровно противоположными вещами, анонсированные планы Гройсмана в лучшем случае являются политико-экономическим манифестом, щедро приправленным популизмом. Хотя, может, действующий премьер-министр собирается в самостоятельное политическое плавание в 2019 году?
Особый акцент в программе Владимира Борисовича сделан на дерегуляции. Логичнее было бы проводить «дедерегуляцию», вспоминая «реформу дерегуляции» петренковского Минюста, повлекшую за собой взрывной рост количества случаев рейдерства и отмену многочисленных инструкций, нормативов, стандартов, призванных обеспечить безопасное взаимодействие человека с техносферой. Параллельно планируется упразднение «устаревшего советского законодательства» – вот только возникший правовой вакуум наверняка будет заполнен коррупцией, правовым нигилизмом, волюнтаризмом чиновников и прочим.
В общем, вспоминая слова сатирика Жванецкого, пора не просто делать, в лучшем случае, косметические изменения, а пора «что-то в консерватории подправить». В Украине еще есть толковые эксперты, которые могут предложить эффективную программу выхода из нынешней ситуации, вот только нужна ли таковая политическому классу?