Пока Дональд Трамп критикует Пакистан, Москва старается оказать поддержку Исламабаду. В августе 2017 года чрезвычайный и полномочный посол РФ в Афганистане Замир Кабулов осудил стратегию Трампа в отношении стран Южной Азии и назвал Исламабад ключевым региональным игроком, с которым необходимо вести переговоры. По мнению Кабулова, давление на Пакистан значительно дестабилизирует безопасность в регионе и грозит Афганистану негативными последствиями.
Американская стратегия в отношении Пакистана создала вакуум, который Россия заполняет с целью обрести стратегических союзников. Пользуясь ухудшением отношений Америки и Пакистана, Москва укрепляет связь с Исламабадом и расширяет своё влияние в регионе и за его пределами. История показывает, что подобная возможность возникает у стран раз в десять или в сто лет, и государства, которые уделяют внимание лишь насущным потребностям в ущерб геостратегическим и долгосрочным перспективам, эту возможность упускают.
В этом отношении Пакистан – ключевой региональный игрок, которого Россия желает видеть в качестве своего союзника. Трамп заявил, что «за последние 15 лет США по глупости передали Пакистану более 33 миллиардов долларов в качестве помощи, а в ответ получили только ложь, обман и неуважительное отношение к американским лидерам». Трамп продолжает предъявлять претензии Пакистану, и в связи с этим Исламабад ищет поддержки у столь же мощной державы. В сложившейся ситуации у России появляется множество возможностей: есть шанс увеличить своё влияние в регионе, поучаствовать в происходящем в Южной Азии, расширить и укрепить союзы, а также извлечь выгоду из экономического сотрудничества с Пакистаном.
Однако существуют опасения по поводу того, что благодаря новым возможностям удастся достичь лишь краткосрочных целей, а на долгосрочных стратегических перспективах России и Пакистана сотрудничество стран не отразится. Многие факторы указывают на то, что Москве и Исламабаду необходимо приложить немалые усилия, чтобы в долгосрочной перспективе выиграть в стратегическом отношении.
Россия неуверенно и неохотно заполняет вакуум. Причин может быть несколько. Прежде всего, из-за сложной экономической ситуации в обеих странах у России и Пакистана мало средств для совместных инвестиций и деловых проектов.
К тому же, действия России в отношении Пакистана сложно назвать прозрачными и предсказуемыми. Когда президентом был Дмитрий Медведев, российская политика Москвы в отношении Исламабада была ясно определена. В 2008 году Концепция внешней политики РФ назвала Пакистан одной из главных региональных сил, с которой Россия намерена сотрудничать как в двустороннем, так и в многостороннем порядке.
С возвращением Владимира Путина в Кремль в 2012 году российская политика в Южной Азии изменилась. Она стала непредсказуемой и менее прозрачной. Первым признаком стала отмена саммита «Душанбинской четвёрки» (Россия, Афганистан, Пакистан, Таджикистан) в 2012 году, так как президент России не мог посетить Пакистан. Вскоре после этого платформа прекратила своё существование. В 2016 году совместные военные учения России и Пакистана вновь оживили двусторонние отношения. Договоры о поставке вертолётов и учения 2017 года позволили укрепить сотрудничество. Впрочем, этих событий недостаточно, чтобы однозначно определить роль Пакистана в рамках российской внешней политики.
Судя по военному сотрудничеству, Россия и Пакистан поддерживают крепкую связь, но при этом обе страны находятся в сложном экономическом положении, и у них нет выработанной стратегии по двустороннему взаимодействию. Из-за неопределённости и отсутствия ясной политики по отношению к Пакистану России будет сложно заполнить образовавшийся вакуум. О сегодняшнем статусе политики практически ничего не известно.
России и Пакистану следует уделить большее внимание не столь заметным, но критически важным сферам партнёрства. Необходимо составить дорожную карту двусторонних отношений и содействовать развитию торговли. Надёжное партнёрство России с Индией и Пакистаном возможно лишь в том случае, если Москва осознает, насколько важны для неё эти страны, и открыто заявит об этом. Кроме того, российская политика должна быть ориентирована на Южную Азию, отношения России с Индией и Пакистаном необходимо защитить от влияния других стран, а в региональной стратегии недопустимы радикальные изменения и непредсказуемость.