Ввиду начала вывода российской группировки из Сирии в связи с выполнением поставленных боевых задач, мне хотелось бы набросать тему, о которой в публичном пространстве ни разу не слышал, не видел и не читал. Тема, на мой взгляд, интересная, богатая для интерпретаций и далеко идущих выводов. Звучит она примерно так: почему, при наличии в мире постоянных горячих войн и конфликтов, Россия приняла участие именно в войне в центре Ближнего Востока?
Постараюсь не использовать достаточно известные и серьёзные аргументы, касаемые перспектив разрастания опасности проникновения международного терроризма в лице ИГИЛ* на Кавказ и далее, а также официального обращения Дамаска за помощью к России. Вряд ли я здесь скажу что-то новое, в отличие от специалистов более высокой квалификации.
Если, всё же, я тут в своих потугах «копнуть по-глубже» окажусь далеко не первооткрывателем, не беда, сам с удовольствием почитаю на тему, так что ссылки приветствуются, главное, чтобы по-проще, а то сложно я и сам умею.
Поехали.
Думаю, не ошибусь, что современная мировая стабильность, при всей своей многовариантности и большого количества конфликтов, сильно зависит от событий, их развития и конечного результата в двух важнейших регионах: на Ближнем Востоке и в Восточной Европе, а если применить этническую привязку, то — в арабском и в русском регионах (они же, арабский мир и русский мир). Во всяком случае, так мне видится со своей, русской, колокольни.
Попробую тезисно выявить общие черты между русским и арабским мирами, не особенно пока концентрируясь на различиях:
- самые разделенные в мире народы с наличием внутренних искусственных границ, созданных с прямым и косвенным участием Запада.
- диаметрально противоположные, но, в какой то мере, одинаково некомфортные климатические условия. На одной стороне — жарко и пустынные пространства, на другой стороне - холодно и также большие незаселенные пространства, в связи с чем, в частности, и у них, и у нас сельское хозяйство требует больших затрат и вложений.
- и там, и там имеются колоссальные залежи полезных ископаемых, особенно углеводородов, крайне неравномерно распределённых по вновь образовавшимся территориям.
- у каждого мира своё специфическое религиозное пространство, со своими внутренними противоречиями, в том числе и, зачастую, конфликтными. Что, однако, не подвергает сомнению принадлежность миров к одной господствующей религии: арабского мира исключительно к исламу, а русского - к Православию, с взаимным пересечением друг с другом.
- наличие главнейшего фактора, формирующего внутреннюю ментальность - единого языка (русский язык и арабский, в особенности арабский письменный), имеющего свои, достаточно разнообразные внутренние диалекты.
- исторически оба мира много веков подвергались частым нашествиям со стороны Запада, получившим общее историческое название: Drang nach Osten (походы на Восток).
- наличие непреодолимых внутренних особенностей (традиции, культура, религия, ментальность), не позволяющих в полной мере усвоить ценности западной демократии, а во многом и сформировавших неприятие западного образа жизни.
- историческая тяга к объединению, что в арабском мире приводило к регулярным попыткам образовать единый Халифат, правда, с большими экспансионистскими планами. Что касается русского мира, то здесь своя специфика, которая привела к наличию метафизической цивилизационной границы с Западом, к востоку от которой до Тихого океана - единое культурно-историческое пространство, в разные времена имеющее разные названия: Россия, Российская Империя, Советский Союз.
- на современном этапе оба мира имеют по факту искусственно разорванные культурно-исторические пространства, каждая часть которых, кроме независимости (от полной независимости, до условной), получила и право выбора дальнейшего пути, вплоть до права покинуть навсегда свой исторический мир.
- результатом разорванности стало нарастание внутренних напряжений, вылившихся, в конечном итоге, в открытые военные конфликты, широко поддерживаемые и раздуваемые Западом.
- при всей относительной склонности к объединению и расширению, оба мира по своей сути не агрессивны. Схожее стремление к милитаризации - это, как раз-таки, в первую очередь, забота о своей безопасности и защита от внешней агрессии именно в силу упомянутых Drang nach Osten, навсегда оставивших отпечаток в исторической памяти. Миролюбие проявилось в том, что оба мира никогда не имели колоний в их классическом западном понимании, когда главная цель территориальных приобретений - обогащение метрополии за счёт ограбления колоний.
Таковы, на мой взгляд, некоторые важные общие черты русского и арабского миров, во многом определивших фундамент, на котором оба региона часто находили и находят общий дипломатический язык для решения даже самых сложных международных проблем.
Теперь переходим к отличиям русского и арабского миров, не концентрируясь на мелочах, а выделяя самое главное:
Арабский мир более раздроблен и в нем нет единого центра силы. С изрядной долей относительности таковым можно было бы признать Саудовскую Аравию, но только лишь по экономическому критерию. Политически никто не доминирует, на абсолютно равных условиях членствуя в Лиге арабских государств (ЛАГ). Кстати, наличие данной организации - тоже специфическая особеннось арабского мира, жизненно нуждающегося в координации действий большого количества стран.
Представить себе Лигу славянских государств с сомнительной аббревиатурой (ЛСГ) достаточно сложно, как ни называй: ЛСС (лига сл. стран), ОСС или ОСГ (организация сл. стран или государств), разве что ОСБ - организация славянского братства, да и то неофициально. К тому же, создание чего то похожего тут же пресекается государственной властью. Впрочем, вопрос этот спорный, вовсе не лишённый оснований, но пока ещё сырой. Объяснение этому простое: в русском мире есть единый центр силы, обладающий несоизмеримыми с другими экономической и военной мощью, а значит - не нуждающийся в отстаивании своих прав внутри русского мира.
Есть ещё важное отличие. При всей относительности лидерства, экономически Саудовская Аравия действительно лидер и, одновременно, достаточно близкий союзник Запада (прежде всего, США). Остальные же страны, при всей разности и большого спектра подходов, скорее политически нейтральны, что, однако, не мешает им иметь на своей территории военные базы США и Великобритании (Бахрейн, Иордания, Ирак, Катар и т.д.).
Россия же, как лидер русского мира - многовековой безусловный политический антагонист Запада, что бы там себе не фантазировали сторонники конспирологической версии продавшегося Путина и оккупационного правительства.
Таким образом, следует чётко понимать метафизическое отношение двух миров друг к другу, базирующееся, во-первых, на близком историческом фундаменте взаимоотношений и последствий этих взаимоотношений с Западом, а, во-вторых, на противоположных итогах, характеризующих современное состояние двух миров: в противостоянии с Западом в русском мире сохранился мощный центр в лице России (с обоснованными претензиями уже на мировой центр силы), почему наша страна и вмешалась в конфликт, грозящий взорвать прежде всего Ближний Восток и весь арабский мир. А также потому, что на сегодня в мире нет больше ни одной силы с политической волей, способной на открытое противостояние Западу. К сожалению, в аналогичной ситуации России, фактически спасшей Ближний Восток от взрыва, не следует рассчитывать на аналогичную помощь арабского мира в случае своей полномасштабной внутренней или внешней войны, тем более, что сокровенные мечты Запада о раздроблении России никуда не делись. Но тут уж, причины более глубокого порядка, чем простая констатация ментальных отличий между арабами и русскими.
Впрочем, нам не стоит рассчитывать вообще ни на чью помощь. Но это уже другая история.
А пока встречаем героев-победителей. И помолимся за наших сапёров, им ещё придётся поработать.
А чтобы ни у кого не осталось иллюзий: Россия на Ближнем Востоке — всерьёз и надолго. И в случае чего, ответит Калибрами на любой неправильно поставленный вопрос. А Запад пусть пока подождёт в прихожей.
Кто следующий, бандерлоги?
*ИГИЛ — террористическая организация, запрещённая в Российской Федерации.