ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > О бурении скважины на Чёрном море, "Роснефти", Ходорковском и либеральных экологах
О бурении скважины на Чёрном море, "Роснефти", Ходорковском и либеральных экологах27-11-2017, 21:05. Разместил: Far |
Планы компании "Роснефть" произвести разведочное бурение на Западно-Черноморском участке (Вал Шатского) Чёрного моря вызывают дискуссии среди специалистов, обывательскую настороженность и либеральную истерию всезнаек. Грозит ли нам катастрофа Мексиканского залива, тень Ходорковского и кто протестует против планов освоения шельфа, отчего умирали дельфины, буровая установка Scarabeo-9: что это? — поговорим ниже. 23 ноября ряд СМИ "взорвало" сообщение: полупогружная плавучая буровая установка (на фото) Scarabeo-9 вышла из румынского порта Констанца и готовится взять курс к берегам Краснодарского края. Тут же экологи, общественные деятели и прочие клеветники России принялись наперебой давать комментарии. Строя самые мрачные прогнозы и сравнивая платформу с "Глубоководным горизонтом". У далёких от нефтянки людей такие комментарии, вполне естественно, вызывают напряжение и вопросы. Ведь по принятой практике, небожители из высоких кабинетов редко пускаются в объяснения. Считая достаточными выпуск пресс-релизов на официальных сайтах. С нескольким десятков просмотров.
Начнём с того, что глубоководному бурению, как и добыче углеводородов в Чёрном море, не один десяток лет. С 21 мая по 11 июня 1975 года в Черном море проводилась необычная экспедиция: огромное океанское буровое судно (БС) США "Гломар Челленджер" впервые осуществляло глубоководное бурение в уникальной по своему геологическому строению впадине. В экспедиции участвовали 13 ученых разных специальностей (седиментологи, геохимики, геофизики, палеонтологи) из США, СССР, Швейцарии, ФРГ и Турции, большинство из которых до этого много лет посвятили исследованиям геологии Черного моря. Результаты экспедиции были опубликованы в монографиях и были востребованы нефтегазовым сектором. Пусть на небольших глубинах, но добыча нефти и газа ведётся в причерноморских странах.
Почему же планы компании "Роснефть" так возбуждают либеральную общественность? Ответ прост — первоначально лицензией на разведку и добычу углеводородов владела компания Ходорковского "ЮКОС". И тогда у либералов не было вопросов, гражданской активности и протестных действий. Ведь это Ходорковский, за которым стоят сами Ротшильды.
Имевшие на Кавказе коммерческие интересы по добыче и транспортировке нефти с дореволюционных времён (компании БНИТО, "Мазут"). Тогда их не заботила экология и здоровье местных аборигенов.
В 2007 году ООО "Вал Шатского", владелец лицензии, было продано с аукциона. Компания "Лукойл", осуществляющая нефтедобычу на Каспии, проявила большой интерес к аукциону. Но разработка шельфа осталась под контролем и в интересах государственной компании. Тут надо понимать: если бы сегодня не "Роснефть", а "ЮКОС" занимался бурением разведочной скважины, подавляющее большинство "зелёных" и общественников из "Открытой России" Ходорковского, сохранили молчание.
Так же, как молчит общество. Не одобряя и не протестуя. Попытки ангажированных общественников привлечь массы, бойкотировать заправки "Роснефти" и обращаться к Западу — выглядят искусственными и безрезультативными. Не помогает этому и усталость общества от новостей о выплатах топ-менеджменту, детях-мажорах и страшилки "мывсеумрём".
Дельфины. С ними сложней, чем с людьми. Весной было много сообщений о выбрасывающихся на берег дельфинах. Более сотни их насчитала природоохранная прокуратура. Здесь очень хотелось бы компетентного мнения о взаимосвязи с сейсморазведкой. Ответа на вопрос, почему Программа морских комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Южно-Русский" в Арктике включает изучение воздействия на морских млекопитающих и установление радиуса безопасности в 500 метров. А Программа комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Туапсинский прогиб" в 2017-2022 годах этого не учитывает. Но, как говорил выше, компания "Роснефть" не спешит на прямой диалог с обществом. Причисляя всех к тем самым "экологам" или же помнит о промысловой добыче дельфинов, запрещённой лишь в 1966 году.
Что представляет из себя буровая установка Scarabeo-9.
Scarabeo-9 — одна из крупнейших морских буровых установок в мире. Она способна работать на глубине до 3600 метров, с глубиной бурения — 15 200 метров. Работает на глубинах в два раза больше, чем Deepwater Horizon. Буровое оборудование предоставлено норвежской инжиниринговой компанией Aker Solutions.
Scarabeo-9 имеет в длину 115 и ширину 78 метров. Валовая вместимость составляет 36 863, грузоподъемность 23 965 тонн и тоннаж 11 059 тонн. На судне работают восемь дизельных двигателей Wärtsilä 12V32. Оснащена двумя кранами. Один из которых, кран Yantai Raffles Shipyard, грузоподъёмностью 17 тысяч тонн.
Обслуживающий персонал — до 200 рабочих. Имеются вертолетная площадка (подходящая для вертолетов MИ-8, S-61 и EH-101), медицинские кабинеты, учебные классы и места для отдыха.
Стоимость установки составляет 750 миллионов долларов США. Суточный фрахт установки для работ в Чёрном море, оценивается в районе 300 тысяч долларов. Для сравнения, сутки работы этой установки при бурении разведочных скважин на шельфе Кубы, обходились в 510 тысяч долларов.
В 2016 году компания "ProFloat", на верфи Gran Canaria (Astican), провела оценку элементов плавучести буровых установок для UDW 6-го поколения, полупогружной буровой установки Scarabeo-9 компании "Saipem". Это произошло в процессе различных ремонтов, модернизации и повторной сертификации стояков для буровой установки в порту Лас-Пальмас. В результате выявленных скрытых неисправностей, был проведён ремонт 95 треснутых или сильно поврежденных элементов. Нам остаётся надеяться, что были выявлены все дефекты и неисправности.
Надо отметить, что буровая установка соответствует санкционным требованиям США, имея в составе менее 10 процентов частей американского производства. Основная проблема — в Соединенных Штатах производится одно из наиболее важных устройств для контроля скважины во время бурения на шельфе. Именно неисправность этогоу стройства была одной из причин взрыва Deepwater Horizon. Однако из-за эмбарго Соединенных Штатов первоначальному изготовителю оборудования не разрешается предоставлять запасные части или предметы для ремонта противовыбросового превентора. И здесь перекрестимся.
На данный момент буровая установка остаётся на рейде в порту Констанца, как бы нас не уверяли в обратном "зелёные". На точку бурения она встанет в первой половине декабря, после чего начнется активная подготовка к проведению буровых работ. Проект – уникальный для российских компаний, работающих на шельфе: расчетная глубина скважины – 6125 метров, глубина воды в районе бурения — 2125 метров. Кроме иностранцев на платформе будут работать и российские специалисты, получившие вызов прибыть к месту работ. В целях информационной открытости огромным плюсом была бы организация тура на платформу для журналистов и блогеров. Как профильных, так и лидеров мнений. Не только лояльных и послушных, но и имеющих своё не предвзятое мнение. Но это вряд ли.
Поэтому, с береговой линии, омываемой человеческими страстями и страхами, желаю всем работникам установки и ответственным лицам безукоснительно следовать требованиям промышленной безопасности. Не гнаться за результатом, не играть с огнём и судьбой. Помнить о рекреационной востребованности Черного моря и имидже России. Участникам бурения и добычи — оправдать свои ожидания. И работать над получением технологий коммерческой добычи газогидратов.
И всем без исключения — пересмотреть фильм "Глубоководный горизонт". Он хоть и нудный, но поучительный.
Удачи всем нам! Вернуться назад |