ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Индустрия 4.0»: кого готовит образование Германии?
«Индустрия 4.0»: кого готовит образование Германии?18-11-2017, 12:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Индустрия 4.0»: кого готовит образование Германии?
Москва, 18 ноября - "Вести.Экономика" ![]()
Как утверждает немецкий экономист Клаус Шваб - автор книги «Четвертая промышленная революция» и основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе, мы стоим у истоков революции, которая радикально изменит наш мир: «Характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей». Германия — страна, в которой нет природных ресурсов, поэтому она полностью зависит от качества образования нового поколения, а ему надо быть готовым к революционным изменениям. О том, почему для немцев старая истина «дети – это наше будущее» актуальна как никогда, рассказывает Наталья Маурер. ![]()
Государству уже сейчас надо начинать перестраивать систему образования и подготовки специалистов, модернизировать инфраструктуру, чтобы создать новые рабочие места. Давайте разбираться, на каком фундаменте может быть построен «проект будущего» немецкого федерального правительства «Индустрия 4.0». По сути, это стратегический план развития экономики страны, включающий прорыв в области информационных технологий. ![]()
Начальное образование дети получают в детском саду. Немецкая система отличается от российской. Стандартное время пребывания ребенка в садике — всего пять часов. Отдать малыша на более длительное время можно только через ведомство по делам молодежи (Jugentamt), куда надо обязательно заранее подать заявление, принести рабочий контракт и рассчетный лист по зарплате за последние полгода. Это связано с тем, что пребывание ребенка в садике целый день (более 5 часов) возможно только для родителей, которые действительно работают «от звонка до звонка». С 2015 года администрация Гамбурга сделала первые пять часов бесплатными. ![]()
За дополнительные часы, проведенные в детсаду, родители должны раскошелиться. Сумму доплаты рассчитывает ведомство по делам молодежи в зависимости от дохода родителей. Стоимость десяти часов садика в месяц в Гамбурге составляет сегодня 800,00 евро. Семья с общим доходом нетто больше 3375,00 евро в месяц платит за дополнительные пять часов 204,00 евро в месяц. Остальную часть стоимости берет на себя государство. Большинство немецких женщин работают полдня, поэтому большую часть детей забирают домой после обеда. В стоимость садика входит уход за малышами, а также обед, а вот завтрак надо обязательно каждое утро давать ребенку с собой. Дети, оба родителя которых работают полный день, с девяти часов утра и до двух часов дня находятся в своих группах, но рано утром и вечером их объединяют в одну. ![]()
В начальной школе (это 1-4 классы) у детей один учитель преподает все предметы. Специализации немецких учителей отличаются от российских. Например, вторым предметом учителя французского языка может быть физкультура или рисование, а у учителя математики - музыка. ![]()
Окончив четыре класса начальной школы, дети с хорошим аттестатом и рекомендацией учителя могут продолжить обучение в гимназии. После двухлетнего испытательного срока ученики, которые не справились с программой гимназии, уходят в обычную школу (Realschule), где программа обучения проще. В гимназии школьник получает образование классического типа. Классическая система образования появилась в Германии еще в 19 веке и ориентирована на изучение математики и древних языков (латынь и древнегреческий). ![]()
В немецкой гимназии нет уроков литературы. Это большой минус - по мнению современных нейробиологов, процесс чтения стимулирует мозговую активность, при «погружении» в книгу начинают функционировать те области мозга, которые в другое время не задействованы. К тому же чтение расширяет кругозор. ![]() Ричард Давид Прехт Популярный немецкий философ Ричард Давид Прехт (известный как автор книг «Я - это я? И если да, то насколько?» «Философское путешествие», «Любовь») уже несколько лет выступает на телевидении, пишет книги и читает лекции о приближающейся эпохе дигитализации, пытаясь пробудить в обществе стремление к кардинальным изменениям в системе образования. Но, к сожалению, ни одна из политических партий, участвовавших в выборах 2017 года, не включила в свою программу план по подготовке страны к четвертой промышленной революции. ![]()
Получается, что понимание необходимости реформ есть, при желании, средства на реализацию проекта у одной из самых богатых стран Европы тоже найдутся. Почему же проект не реализовывается? На этот вопрос попытался ответить Вольфганг Грюндингер, автор книги "Alte Säcke Politik. Wie wir unsere Zukunft verspielen" («Политика стариков. Как мы теряем наше будущее»). Эта книга была названа FES (старейшим политическим фондом Германии имени Фридриха Эберта) лучшей политической книгой 2017 года. ![]()
К сожалению немецкое общество пока еще не может в полной мере оценить последствия грядущих перемен. Несмотря на это, Индустрия 4.0. медленно, но верно входит в наш мир, и тот, кто сможет перестроиться, окажется в более выгодном положении. А тому, кто не успеет вовремя сменить профессию, придется соревноваться с продуктами дигитализации так же, как герою американского фольклора Джону Генри пришлось соревноваться с паровым молотом Вернуться назад |