Сага о реформах-1
Как назвать аресты журналистов и обыски в
редакциях оппозиционных СМИ? Наверное, реформой свободы слова. А
девальвацию гривны? Реформой обменного курса. Платные роды? Реформой
медицины. Все, что происходит в нашей стране 26 лет – хорошее, дурное,
новое, архаичное, – почему-то называют реформами. Целое поколение
выросло в период реформ. И конца этому не видно. Потому я взял на себя
смелость разобраться, что мы нареформировали за время независимости и
каково наше будущее.
О бедных "папередниках” замолвите слово
Реформаторов сейчас понаехало в Киев видимо-невидимо. У меня соседи
сдали "двушку” реформаторской семье из Львова. Муж в каком-то офисе
реформ работает, жена в грантовой программе при Минюсте, и сынок-студент
– тоже будущий реформатор. Я его спрашиваю: "Остапчику, в якому році в
Україні почались реформи?”. "У 2014-му”, – без тени сомнения отвечает
он.
Возникает вопрос: что мы делали с 1991 года? Ведь, по правде говоря,
почти все, что можно назвать РЕФОРМАМИ, происходило в начале 90-х, когда
шла трансформация советской экономики и советского уклада жизни в
пиратскую копию капитализма.
Впрочем, такой стереотип "как у Остапчика” у нашего общества – это
историческая вина власти и продукт вечной междоусобицы преемников с
"папередниками”. Когда все, что было сделано "до нас”, автоматически
обнулялось и предавалось анафеме.
Усугубилось это с избранием президентом Виктора Ющенко. Он моментально
забыл, что начал карьеру при Леониде Кравчуке, возглавлял Нацбанк и был
премьер-министром у Леонида Кучмы. Помнил только, что входил в комиссию
по денежной реформе и потому является "отцом гривны”. Хотя "родным
отцом” нацвалюты следует считать Павла Лазаренко – он в 1996-м
возглавлял вышеупомянутую комиссию по денежной реформе.
Землю – крестьянам
Никогда не догадаетесь, что является самой эффективной реформой. На
самом деле это указ Леонида Кучмы, изданный в ноябре 1994 года, "О
неотложных мероприятиях относительно ускорения земельной реформы в сфере
сельскохозяйственного производства". Им вводилась частная собственность
на землю и давался старт ее разгосударствлению. После этого, спустя два
года, стало возможным распаевание бывших колхозных земель между
селянами. То, что не получилось с ваучерной приватизацией предприятий
(не хочу посвящать этой "порнографии” даже несколько строчек, – автор),
прекрасно сработало с землей.
Помню, был у меня знакомец по спортзалу – шустрый пацан, который тоже подался на легкие земельные хлеба. Через несколько месяцев вояжей по селам купил красную спортивную тачку. На которой и перевернулся с горки в овраг, зацепив колесом за какую-то яму. Машина почти на пострадала, а сам пацан, который, разумеется, был не пристегнут, сломал шею
Но ни тогда, ни сейчас никто не оценил значение этого документа. Народ, получив паи, не зная, что с ними делать, пытался обрабатывать свои клочки земли самостоятельно. Года через два поняли, что это нерентабельно и выгоднее сдать паи в аренду. Так началась беспрецедентная консолидация сельскохозяйственных земель в Украине и формирование класса крупных землепользователей (читай – собственников, – автор), не имеющая аналогов в Европе.
В самом деле скажите мне, у кого в Европе есть по 600 тыс. га (!) пахотных земель, а тем более по 800 тыс. га?! Это совершенно немыслимые даже в мировых масштабах объемы так называемых земельных банков. Причем все как-то уже устоялось в земельной сфере. Юридически "пустой” земли в стране нет. Даже если на каком-то поле ничего не растет, это не означает, что у него нет хозяина.
Другое дело, что хозяин в принципе условный. Латифундии возникли не на праве частной собственности, а благодаря еще одному указу Кучмы образца 2000 года. Это указ о замене сертификатов на государственные акты на право частной собственности. В результате, до 2002 года сертификат права собственности на земельный пай получили примерно 7 млн. человек.
За этим последовало принятие в 2001-м новой редакции Земельного кодекса. Вот после этого и понеслась консолидация сельхозземель. После чего рыдания аграрного лобби в парламенте на тему "село вмирає” сменились новостями об удивительно высоких урожаях (в 2001 году Украина впервые с 1991 года достигла рекордного урожая зерновых – почти 40 мл. тонн) и бешеном росте цен на участки.
В середине 2000-х, при Ющенко и Тимошенко, земельные брокеры (как и земельные рейдеры) были самыми быстро богатеющими людьми. Они делали миллионные состояния за считанные недели.
Помню, был у меня знакомец по спортзалу – шустрый пацан, который тоже подался на легкие земельные хлеба. Через несколько месяцев вояжей по селам купил красную спортивную тачку. На которой и перевернулся с горки в овраг, зацепив колесом за какую-то яму. Машина почти на пострадала, а сам пацан, который, разумеется, был не пристегнут, сломал шею. Когда его нашли, на заднем сидении у него было несколько целлофановых пакетов, из которых высыпались пачки долларов. Купюры, вылетая через разбитое окно, кружили над посевами сои и ячменя. Говорят, местные собрали меньше половины того, что разлетелось – три села на эти бабки гуляли неделю.
Это собственно все, что надо знать о главной реформе Украины. Поэтому, когда я слышу от "икспердов” о неизбежности свободного рынка земли, а от премьера Владимира Гройсмана идеи продавать в одни руки по 200 га, мне хочется им сказать: мужики, вы опоздали, земельная реформа уже проведена задолго до вас. Украина – великая аграрная держава. Не мешайте ей таковой быть. Найдите себе что-то новое для реформаторских упражнений.
Справедливости ради надо сказать, что наши люди оказались более ушлыми, чем думали иностранные консультанты. Они, словно кабаны в "Стену” Яценюка, лезли во всякие законодательные дыры и щели. Классикой жанра были "льготы для чернобыльцев” или отсутствие НДС и акцизов при импорте для физлиц
Налоги и тревоги
Традиционной темой для перманентного реформирования у нас была налоговая система. Ее "матросили” все премьеры и все министры финансов, начиная с ранних 90-х. Хотя основная система налогообложения была сформирована тоже в 90-е. Сначала декретами Кабмина, потом законами Верховной Рады.
Понятно, что "отпочковавшись” от СССР и будучи кинутыми в "свободное плавание”, мы были вынуждены срочно создавать свою налоговую систему. На первый взгляд, это казалось очень сложным – все делать с "нуля”. На самом деле ничего особенного. Сотни стран во всем мире, начиная с Индии и заканчивая африканскими колониями, создавали собственную налоговую систему по образцу и подобию своих колонизаторов.
К нам срочно отправили батальоны западных экспертов, которые нарисовали основные принципы фискальной модели – НДС (как в Европе), налог на прибыль, акцизы, подоходный налог. Базовая налоговая реформа состоялась в феврале 1994 года, когда был принят закон Украины «О системе налогообложения». Как правильно написала тогда газета "Зеркало недели”, еще не испорченная истериками Мостовой, этим законом был "четко установлен приоритет Верховного Совета Украины (цитирую оригинал, – автор) как единственного органа, устанавливающего и упраздняющего налоги, сборы, иные платежи в бюджет. Он также разграничивает платежи, предназначенные для центрального и местных бюджетов.
Основными общегосударственными налогами, согласно ему, являются налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций, подоходный налог с граждан, госпошлина, налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и на промысел.
Перечень же местных налогов и сборов, применяющихся согласно решениям местных Советов народных депутатов, включает в себя гостиничный сбор, плату за парковку автомобилей, рыночный сбор, сбор за выдачу ордеров на квартиру, сбор за выигрыш в бегах, налог на рекламу, за право использования местной символики, коммунальный налог и некоторые другие, средства от которых поступают в местные бюджеты” (конец цитаты).
С тех пор, как установление налогов парламент забрал себе, Кабинет министров лишился возможности фонтанировать идеями "чего бы еще обложить”, которые для нарождающегося бизнеса были сродни минометному обстрелу. Только что-то спланируешь – бах! – налог!
Справедливости ради надо сказать, что наши люди оказались более ушлыми, чем думали иностранные консультанты. Они, словно кабаны в "Стену” Яценюка, лезли во всякие законодательные дыры и щели. Классикой жанра были "льготы для чернобыльцев” или отсутствие НДС и акцизов при импорте для физлиц. В итоге эшелоны "полупаленой” водки оформляли на физлиц или завозили через "чернобыльские фонды”. Потом эти хитрости были "придушены” через ужесточение налогового законодательства.
Конечно, украинцы не были бы украинцами, если бы не злоупотребляли "упрощенкой” на полную катушку. Так же, как ранее с льготами по акцизам и НДС. А власть не была бы властью, если бы не пыталась закручивать гайки. В итоге стороны достигли компромисса и юзают упрощенную систему до сих пор. В слегка кастрированном варианте
Параллельно Украина перешла от налога на доходы предприятий и организаций, введенного в 1994 году, на налогообложение прибыли с 1995 года. Была также идея ввести налог на недвижимое имущество граждан и предприятий, но "красные директора” ее отбили. Благодаря этому, как только первичное накопление капитала состоялось, в Украине появились местные "Рублевки”. Половина национального дохода оказалась замурована в роскошных особняках Конча-Заспы и иже с ней. Вторую половину вывели в оффшоры. Но это так, к слову.
Еще одна важная деталь: с 1 января 1995 года было введено всеобщее декларирование доходов граждан и начата выдача идентификационных номеров. Номера позволили создать государственный реестр плательщиков и установить формальную слежку за их доходами. А вот декларирование не прижилось. Технически налоговая служба его не потянула.
Сейчас к этой теме вернулись снова: постоянно слышатся вопли о "нулевой декларации”, о всеобщем декларировании доходов. Понятно, что время прошло, появился Интернет, электронные подписи, электронные реестры. Но говорить, что это реформа сегодняшнего дня, не этично. Все новое, панове реформаторы, всего лишь забытое старое.
Давайте признаем, что налоговая реформа прошла еще в 90-е, потом был длительный период корректировки, "зачистки щелей” и систематизации. По сути, эпопея 2010 года, когда правительство Николая Азарова работало над созданием Налогового кодекса, а в акциях протеста на "Налоговом майдане” принимали участие несколько тысяч мелких предпринимателей, была не реформой, а систематизаций налогов. Предусматривавшей сужение упрощенной системы налогообложения.
И тут мы снова вынуждены признать, что еще одна масштабная фискальная реформа также произошла в 90-е. Я имею в виду указ Леонида Кучмы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", изданный в июле 1998 года.
Все так привыкли к "упрощенке”, что забыли, когда она появилась. А появилась она в кризис 1998 года, когда Россия "заразила” нас последствиями своего дефолта и "черного понедельника”. Тогда решили поддержать малый бизнес и заменить обременительную и сложную налоговую систему на упрощенную для мелких предпринимателей.
Конечно, украинцы не были бы украинцами, если бы не злоупотребляли "упрощенкой” на полную катушку. Так же, как ранее с льготами по акцизам и НДС. А власть не была бы властью, если бы не пыталась закручивать гайки. В итоге стороны достигли компромисса и юзают упрощенную систему до сих пор. В слегка кастрированном варианте.
Продолжение следует.