ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Иллюзии Госдепа

Иллюзии Госдепа


10-08-2017, 10:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
В последнее время в США активизировалось обсуждение темы поставок киевскому режиму летальных вооружений (в том числе противотанковых управляемых ракет). Примечательно, что это происходит одновременно с выработкой администрацией Трампа своей позиции по конфликту в Донбассе под лозунгом «выхода из тупика Минских соглашений».
Первым пунктом здесь являются поставки Киеву летальных вооружений. Так, американские издания USA Today и The Wall Street Journal со ссылкой на источники в аппарате Совнацбеза США и администрации Трампа сообщили, что Минобороны совместно с Объединенным комитетом начальников штабов составляют план предоставления летального вооружения Украине. Этот вопрос обсуждается в окружении Трампа и непосредственно в Госдепе, причём последний 26 июля официально заявил, что Вашингтон не исключает такого решения.
Спецпредставитель США по Украине К. Волкер (на фото) также сделал ряд заявлений, которые подтвердили, что Вашингтон активно рассматривает вопрос поставок летального оружия киевскому режиму.
Таким образом, планы вооружения киевского режима уже стали составной частью новых подходов Вашингтона в отношении конфликта на востоке Украины. Будут ли они включены в окончательный вариант позиции США по украинскому кризису – неизвестно. Но активизация дискуссий о поставках летальных вооружений на фоне появления конкретных планов таких поставок делает принятие соответствующего решения высоковероятным.
Вторым пунктом в контексте «выхода из тупика», который США, видимо, пытаются пересмотреть, является роль Германии и Франции в «нормандском формате», как и сам этот формат. Цель – повысить роль США в решении внутриукраинского конфликта.
В интервью украинской редакции «Радио Свобода» 25 июля спецпредставитель США по Украине говорил о появлении некоего «окна возможностей для получения результатов вне "нормандского формата”», которые он связал с политическими изменениями в США и ​​Франции и приближением «президентских выборов в России в 2018 году».
При этом Волкер сообщил, что Москва также влияет на «способность европейцев принимать решение», поскольку Европа зависит от российского газа.
По логике этих рассуждений, Берлин и Париж должны были бы активнее давить на Россию в вопросах Минских договорённостей, но не могут этого делать из-за зависимости от РФ. То есть, согласно Волкеру, действенные шаги в «нормандском формате» состоят в более активной антироссийской линии. И хотя Волкер продекларировал намерение США поддерживать «трансатлантический подход», в его понимании это, как видно, означает подчинённое положение Германии и Франции в решении конфликта в Донбассе.
Заявление Волкера о готовности США «отдавать предпочтение Минским соглашениям», в контексте изложенных фактов следует расценивать, скорее, как временную позицию, пока Вашингтоном не найдены новые форматы и пути «выхода из тупика Минских соглашений».
Этот поиск сейчас Вашингтоном активно ведётся, но уже очевидно, что среди рассматриваемых Госдепом вариантов нет ни одного, который бы предполагал какую-либо форму давления на Киев с целью принуждения киевского режима к выполнению своих обязательств по «Минску-2».
Третий пункт возможных изменений позиции США по украинскому вопросу – дискредитация (пусть и осторожная) «нормандского формата» и намёки на необходимость повышения роли диалога между США и РФ. Показательны заявления, например, того же Волкера, что «формат в этом случае менее важен, чем содержание» и что роль США в том, чтобы «вывести это (урегулирование) на стратегический уровень в ключевых странах, включая США, Россию...».
Эти заявления свидетельствуют о стремлении Вашингтона сделать решающим двусторонний диалог «США – РФ», а переговоры в «нормандском формате» – вспомогательными.
Симптоматично, что Волкер действует точно в русле заявлений главы Госдепа Тиллерсона полуторамесячной давности, так что, видимо, это вполне устоявшаяся позиция США.
В то же время пока нет оснований говорить о том, что позиция США по Минским соглашениям изменилась в главном. Новая администрация в целом поддерживает киевский подход к Минским соглашениям, то есть подменяет буквальные требования «Комплекса мер...» их трактовкой в понимании киевского режима. Это касается и порядка выполнения пунктов.
И если можно согласиться с тем, что устойчивое перемирие и разведение сторон являются первоочередной задачей (это значится и в «Комплексе мер...»), то озвученное Волкером требование «восстановить территориальную целостность Украины», как условие проведения «демократических выборов местной власти», «возвращения переселенцев» и т.д., принципиально неприемлемо.
За этим, как известно, стоит передача контроля над украино-российской границей на участке ДНР/ЛНР киевскому режиму, демонтаж действующих местных органов власти, разоружение ополченцев и введение некой международной полицейской миссии за наблюдением над выборами.
Иными словами, нынешний подход США, озвученный Волкером, не содержит ничего нового и означает требование капитуляции Донбасских республик, как условие проведения выборов.
На что надеются в Госдепе?
Ответ очевиден с учетом перевода именно сейчас вопроса поставок Киеву летальных вооружений в практическую плоскость. Это элемент давления на Москву с целью принудить российскую сторону принять киевско-западный план поэтапной капитуляции республик. Пока давление психологическое, но есть большая вероятность, что решение о поставках будет принято уже этой осенью. Расчёт, видимо, на то, что вооружённые провокации киевского режима станут ещё активнее и с большими потерями для ополченцев, а тактика ползучего занятия «серых зон», применяемая ВСУ, постепенно перейдёт в изматывающие атаки основных линий обороны ДНР/ЛНР.
При этом перевод основных решений по урегулированию на уровень США – РФ избавит Вашингтон от возможных протестов Германии и Франции, которые резко против поставок вооружений киевскому режиму, что сделает давление на РФ, по замыслу администрации Трампа, более эффективным. То есть смысл «новых» подходов США к украинскому кризису – в новых способах давления на Москву, и не более того.
Но очевидно, что ни Россия, ни сами республики ни на какую капитуляцию или односторонние уступки не пойдут, как бы ни менялся формат.
И, похоже, иллюзии администрации Трампа на этот счет вскоре неизбежно рассеются. А поставки вооружений Киеву, скорее всего, спровоцируют ещё несколько котлов для ВСУ, но на этот раз, видимо, с полным распадом фронта. И тогда принуждение Киева к миру состоится в другой форме…
Необходимо только, чтобы уже сейчас в Киеве и Вашингтоне отчётливо представляли себе высокую вероятность такого развития ситуации.

Специально для «Столетия»
Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Вернуться назад