Президент Владимир Путин заявил, что российская сторона в курсе далеко
идущих планов США по их военному присутствию на Южных Курилах. Что ж,
американцы и здесь верны себе: схожие планы Вашингтон озвучивал еще в
августе 1945-го.
«Если предположить, что Южные Курилы перейдут
под суверенитет Японии, существует теоретическая возможность размещения
войск США на этих островах, – отметил российский президент. – Что
вытекает из договора и протоколов к нему, которые нам не показывают, но в
целом мы знаем их содержание». Более того, там «могут появиться
элементы той же ПРО, что для нас абсолютно неприемлемо».
Официальной реакции Вашингтона и Токио на эти оценки не последовало.
Между тем действие всех военно-политических соглашений США с Японией, в
том числе основного – «Договора о безопасности» (1951), распространяется
и на Южные Курилы. Ибо США с 1953 года признают эти острова так
называемыми северными территориями Японии согласно официальной
терминологии Токио, появившейся в то же время.
Обосноваться на Курилах США вознамерились еще в середине августа
1945-го. Точнее – разместить там базы ВВС или ВМС под предлогом «лучшего
контроля» выполнения Японией условий капитуляции. Командующий
голландскими войсками в Юго-Восточной Азии и генерал-губернатор
Голландской Ост-Индии (будущей Индонезии) ван Моок на встрече с
командованием китайской армии в конце августа 1945-го отмечал: «В США
озабочены возвращением СССР Порт-Артура и Дальнего, хотя оно
предусмотрено союзническими соглашениями (Ялтинским, Потсдамским и
советско-китайским договором 1945 года. – А. Б.). А Курильский
архипелаг, особенно центральная его часть, контролирует выход основных
дальневосточных портов СССР в Тихий океан. Прежде этот путь
контролировала Япония, теперь США хотят частично «заменить» здесь
Японию».
Схожую оценку высказал в то же время лорд Маунтбеттен,
командующий британскими и союзными войсками в ЮВА в 1943–1945 годах: «В
Москве скорее всего понимают цели США в вопросе использования аэродромов
на Курилах. Допускаю, что прежние договоренности по Курилам (то есть об
их передаче СССР. – А. Б.) американцы поставят в зависимость от
согласия Москвы на их допуск на архипелаг».
Но, как известно,
Москва не согласилась, и 28 апреля 1952 года американский конгресс
принял резолюцию бессрочного действия, по которой правительству США
рекомендовано считать незаконно отторгнутыми японскими территориями не
только все Курилы, но и Южный Сахалин. Госдепартамент одобрил этот
документ уже в начале мая 1952-го. И хотя его статус не был повышен до
уровня закона, в США и Японии с тех пор придерживаются этих
рекомендаций, по крайней мере в отношении Южных Курил («Однобокие
претензии»).
Что же касается давних планов США, – слово документам.
«Лично и строго секретно для генералиссимуса Сталина от президента Трумэна. Получено 27 августа 1945 года.
Поскольку
речь идет о базе (именно так. – А. Б.) на Курильских островах,
пользование правами посадки на центральной группе Курильских островов во
время оккупации Японии было бы существенным вкладом в совместные
действия в связи с осуществлением условий капитуляции Японии». Далее –
однозначно: «Я говорил о Курильских островах, о японской территории
(вопреки Ялтинским и Потсдамским договоренностям. – А. Б.), вопрос о
которой должен быть решен при мирном урегулировании. Полагаю, что было
бы целесообразно обсудить в ближайшее время эти вопросы…»
«Лично и строго секретно от премьера И. В. Сталина президенту г-ну Г. Трумэну, 22 августа 1945 года.
Что
касается Вашего требования иметь постоянную авиабазу на одном из
Курильских островов, которые согласно Крымскому решению трех держав
должны перейти во владение Советского Союза, то, во-первых, должен
напомнить: такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав
ни в Крыму, ни в Берлине (Потсдаме. – А. Б.) и не вытекает из принятых
там решений. Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо
побежденному государству, либо такому союзному государству, которое
само не в состоянии защитить часть своей территории и выражает
готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую
базу. Я не думаю, чтобы Советский Союз можно было причислить к разряду
таких государств. Так как в Вашем послании не излагается никаких мотивов
требования о предоставлении постоянной базы, ни я, ни мои коллеги не
понимаем, ввиду каких обстоятельств могло возникнуть подобное требование
к СССР».