ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > У Порошенко закрывается окно возможностей
У Порошенко закрывается окно возможностей7-06-2017, 07:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
7 июня
2014 года Петр Порошенко вступил в должность президента Украины. За три
года на посту главы государства ему так и не удалось выполнить большую
часть предвыборных обещаний, а важные решения и действия во внутренней
и внешней политике превратились в элементы показухи. Почему, несмотря
на отсутствие значимых успехов, Петр Порошенко имеет все шансы победить
на досрочных президентских выборах, и какое окно возможностей осталось
у главы государства, «Апострофу» рассказал политолог Кость Бондаренко.
Оценить
три года Порошенко достаточно сложно, поскольку непонятна шкала,
по которой необходимо проводить оценку. Привычная шкала не действует
в данной ситуации. Других политиков оценивают
по социально-экономическим, политическим показателям, международным
достижениям и так далее. У Порошенко всюду можно ставить не какие-то
низкие или отрицательные оценки, а прочерки вообще. Если брать
предвыборные обещания Порошенко, то они не выполнены. Мы ничего из них
не получили, а, наоборот, получили ряд проволочек как было с тем же
введением безвизового режима.
Когда
Порошенко говорит о том, что наше государство пользуется авторитетом
в мире, — далеко не пользуется, оно не обрело своей субъектности
и дальше остается мячиком в большой игре, а не игроком.
Известная
польская деятельница Богумила Бердыховская спросила у меня, вижу ли
я стратегию у нынешней украинской власти, вижу ли я стратегию
у Порошенко, какова эта стратегия.
Я ответил
честно, что стратегия Порошенко состоит в том, чтобы подольше
продержаться в своем кресле: ни развития государства, ни развития
каких-то институтов, ни конкретных реформ. Если человек хочет проводить
реформы, то он проводит три-четыре фундаментальных реформы, а не говорит
о 63 реформах одновременно. Только сохранение у власти, сохранение
ее формальных признаков являются стратегической целью Порошенко. Этой
цели он достиг — три года продержался у власти.
Порошенко
настроил против себя практически все слои общества. Его критикуют
бывшие соратники, радикально настроенные майдановцы, бывшие соратники
из Партии регионов, простые граждане, почувствовавшие давление новых
социальных проблем. Его критикуют все, кому не лень, но он остается
у власти, и пока нет видимых признаков того, что эту власть может
потерять. Более того, если он объявит сегодня досрочные выборы —
он на них выиграет, поскольку его антирейтинги ниже, чем антирейтинги
его оппонентов. Таков парадокс. Он сделал все, чтобы в стране
под лозунгом деолигархизации остался один олигарх — он сам.
Если
Порошенко хочет продлить свое пребывание на посту президента
и не ограничиться только пятью годами, то он может в этом году осенью,
например, инициировать досрочные президентские выборы. Только этот год
является для Порошенко тем годом, когда существует окно возможностей,
чтобы избираться на второй срок. Динамика падения его рейтингов такова,
что в следующем году можно будет говорить о том, что он не только
не сможет выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, но и не сможет
высунуть нос в окошко.
У Порошенко
нет ощущения того, что волнует людей и как приблизить людей к их мечте.
Он считает, что безвизовый режим для них — нечто важное. Но с повестки
дня снят вопрос о евроинтеграции. Уже никто не говорит о том, что
мы идем, вступаем в Евросоюз — это уже смешно. Сегодня для нас цель —
не ассоциация с ЕС, а соглашение о безвизовом режиме. Для нас это важнее
интеграции. Евросоюз четко сказал, что в ближайшие 25 лет вопрос
рассматриваться не будет. Получился вакуум смыслов. Страна существует,
но не имеет того, к чему стремиться. Государственная идеология
на сегодняшний день отсутствует.
Поэтому
он будет спекулировать безвизом, будет говорить, что это главное его
достижение, его победа. Но безвиз — это технический момент значение
которого теряется 11 июня. Кто-то думает, что 11 июня будет фейерверк
возможностей, когда люди поймут, что нет границ. Но это либерализация
визового режима. Люди будут получать разрешение въехать в страны
Шенгенского соглашения не в консульских отделах, а непосредственно
при пересечении границы. Контактируя не с визовым офицером,
а с пограничником, который будет решать, впустить или не впустить
гражданина в страну.
Думаю,
когда народ поймет, что это слишком завышенные надежды, которые
обернуться большими разочарованиями, тогда ситуация с безвизом может
плачевно обернуться для Порошенко.
Борьба
с коррупцией стала элементом государственной показухи. Коррупции
не стало меньше, несмотря на то, что с ней борются Генеральная
прокуратура, НАБУ и еще десяток структур. Ее стало больше, чем
во времена Януковича. Сколько было разного рода громких дел против
судей, чиновников. Потом несколько дней говорили о том, что он украл
столько-то миллионов, столько-то нашли дома, в подвале, в банке, а потом
дело неожиданно уходило. Бороться надо не с проявлениями коррупции,
а с причинами, ее порождающими. Коррупции нет там, где не за что дать
взятку. Поэтому необходимо минимизировать все вопросы, связанные
с разрешительной и регуляторной политикой, уменьшить количество
чиновников и тех функций, которые решаются на их уровне, максимально
упростить все системы получения документов. Тогда вопрос взяток отпадает
сам собой. Изменить подход к тендерной и кадровой политике.
В результате удельный вес коррупции уменьшится до уровня статистической
погрешности, как это есть в других государствах. Нет ни одного
государства, где не было бы коррупции. В Украине коррупция превратилась
в национальную идею.
Поэтому
иностранцы уже не дают нам деньги, а предлагают кредиты. Когда-то
Черчилль говорил, что мы одалживаем деньги на время и чужие, а отдаем
свои и навсегда. Надо учесть, что мы отдаем деньги с процентами. Если
учесть, что МВФ предоставляет кредиты на особых условиях, и приходится
платить проценты с процентов — это суперневыгодные кредиты.
Соответственно, страна попадает в долговечную кабалу. Дай Бог нам из нее
выбраться через 30-50 лет.
Сейчас же
вся наша внешняя политика направлена на один и тот же пунктик —
организовать встречу президента США Дональда Трампа с Порошенко. Для нас
не существует других проблем. Мы уже не говорим о том, что являемся
эффективным инструментом в руках американской внешнеполитической машины,
мы уже не говорим, что мы марионетки США. Для нас теперь главное —
встретится Трамп с Порошенко или нет.
Невозможного не бывает. Трамп встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном (21 мая в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, — «Апостроф»),
почему бы не встретиться с президентом Украины. Я не думаю, что Рахмон
с точки зрения большой геополитики — это большая фигура, чем тот же Петр
Порошенко. Но Трамп с ним уже встретился. А с Порошенко пока еще нет.
Хотя
Трамп встретился с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным.
В данной ситуации инициатива исходила от Трампа. После встречи
с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, чтобы снять ряд
неудобных вопросов. Чтобы смягчить этот удар, он пригласил Климкина:
«Кто там есть, Климкин, давайте его сюда — мы с ним сфотографируемся».
Чтобы на вопрос сенаторов: «Зачем вы встречались с Лавровым?» всегда
можно было ответить: «Я и с Климкиным встречался». С Лавровым
он встречался и вел диалог несколько часов, а этому предшествовали
встреча Лаврова с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и разговор Трампа
с Путиным, и это один момент. Другой момент — это, когда Климкина
и посла Украины в США Валерия Чалого пустили сфотографироваться рядом
со столом Трампа. Потом сказали: «Всем спасибо, все свободы».
Очень
хочется надеяться, что годы, которые остались у Порошенко, он потратит
не только на укрепление собственных позиций, а и на то, чтобы задуматься
с каким именем, образом, имиджем он войдет в историю.
Вернуться назад |