Ещё необычнее то, что ребята из индийского Центра Карнеги и индийского филиала Брукингского института первыми завели стенания о положении дел в индийско-российских отношениях. Центр Карнеги — реликвия холодной войны, а Брукингский институт в общественном мнении накрепко связан с ЦРУ. Они могут симулировать экспертное заключение, но на деле формируют политическую риторику индийской внешней политики.
Почему правительство мирится с попытками этих «троянских коней» подорвать основы индийско-российских отношений? Ему бы лучше попросить этих самозваных экспертов сосредоточиться на «определяющем партнёрстве» между Индией и Соединёнными Штатами. Во всяком случае, президент Владимир Путин — отзывчивый друг Индии. Можно ли сказать это же о нынешнем президенте США? Этот человек даже не позаботился пригласить Моди посетить Белый дом. У него с Моди какая-то проблема? Почему он обходится с индийским премьер-министром как с парией?
31 мая в Белом доме президент США принимал премьер-министра Вьетнама. Взгляните на список азиатских лидеров, принятых президентом Соедиённых Штатов: президент Китая, премьер-министр Японии, премьер-министр Австралии. В очереди — президент Филиппин, недавно избранный президент Южной Кореи, премьер-министры Таиланда и Сингапура. У парней из индийского Центра Карнеги и индийского филиала Брукингского института на блюдечке достаточно материала, чтобы высказать экспертное мнение вместо того, чтобы устраивать суету вокруг индийско-российских отношений и формировать общественное мнение о визитах премьер-министра Индии за границу.
И что, сегодня перспектива индийско-российских отношений в столь скверном состоянии, как это предлагается в рамках мотивированной американскими лоббистов кампании в Дели и их прихлебателей в индийских СМИ? Давайте рассмотрим проблемные области. По существу, они свелись к единому шаблону - отношениям России с Китаем и Пакистаном.
А что говорят нам факты? В 2016 году объём двусторонней торговли между Россией и Китаем составил 69,7 миллиарда американских долларов. Соответствующий показатель торговли между США и Китаем составляет 578,6 млрд. С чего это Индию должно беспокоить то, что российский объём торговли сравним с индийско-китайским, или у США — процветающие отношения с Китаем? Имеет ли смысл Индии выставлять предварительные условия, по которым США должны отказаться от своих связей с Китаем (или Пакистаном)?
В любом случае, почему Индия должна беспокоиться о «новом типе отношений» между США и Китаем? С чего Индии терять сон из-за того, что американцы столько задолжали китайцам? Почему Индия должна беспокоиться об американо-пакистанских отношениях? Почему Индию должно оскорблять то, что США или Россия консультируются по линии МИД с Пакистаном, или проводят с ним военные учения? Разве Индия не проводила учения с Соединёнными Штатами в акватории, приближённой к российскому Дальнему Востоку?
В прошлом Индия имела дело с опасными ситуациями с точки зрения региональной безопасности, когда США укрепляли Пакистан в военном отношении или когда Пакистан вёл против Индии войны, используя оружие, которое американцы предоставляли в качестве военной помощи. К счастью, сегодня Индия — намного более сильная держава и не имеет оснований опасаться иностранной агрессии.
Вероятно, если дружественная страна, такая как Россия, сможет использовать своё влияние на Китай и (или) Пакистан, это может быть даже обращено на пользу Индии. В отличие от американцев, России можно доверять. В русской дружбе есть постоянство. Всегда есть готовность поделиться лучшими образцами военной техники и рассматривать Индию как равноправного партнёра. Что до американцев, в истории не зафиксировано сведений об отношении к какой-либо стране на равных, включая даже их англосаксонских союзников.
Аналогично, почему Индию должна волновать активность России в Афганистане? Что такого в том, что Россия открыла линии связи с «Талибаном»? Разве США и их западные союзники не общались с талибами в течение последних нескольких лет? Четыре-пять лет назад «Талибан» открыл в Катаре представительство, чтобы держать в тайне сотрудничество с американскими оперативниками.
Более того, собственно неприязнь Индии к афганским талибам — в прошлом. Сегодня Индия тоже считает, что Афганистану необходимо национальное примирение. Вопрос в том, на каких условиях оно произойдёт. Индия понимает, что США проиграли войну в Афганистане и отчаянно пытаются предотвратить поражение, схожее с вьетнамским. Русские делают всё возможное, чтобы продвигать мирный процесс, потому что, если американцы в кратчайшие сроки уберутся из Афганистана, на что они вполне способны, последствия коснутся всего региона, включая Россию.
Вполне возможно, что в ходе периодических московских консультаций советника по национальной безопасности Аджита Довала — дважды за последние месяцы — российская сторона убедила его в уверенности в намерениях США в Афганистане — в их скрытых намерениях использовать ИГ* как инструмент региональной политики по дестабилизации Центральной Азии (методами, аналогичными тем, что делали США в Сирии). А с чего ещё бы Индии принимать участие в московской конференции по Афганистану?
Россию не вгоняет в панику «определяющее партнёрство» Индии с Соединёнными Штатами. Не является оно директивным и для Индии. Российско-индийские отношения создают достаточное для обеих сторон пространство для реализации собственных национальных интересов и оптимального развития региональных стратегий. По сути, это не деловые отношения, как между США и Индией.
Что происходит, так это спланированная кампания по подрыву репутации индийско-российских отношений. Это старая уловка ЦРУ — ослабить стержневую опору стратегической автономии других стран, чтобы подрывать моральный дух и сделать их зависимыми от американских стратегических замыслов. Важнейшие отношения с Россией придавали индийской внешней политике серьёзную стратегическую глубину, а высочайший уровень взаимного доверия между странами наиболее важен, особенно в сложившейся международной обстановке, характеризующейся большой неопределённостью. Пока всё остается в таких рамках, Индия сохраняет способность проводить независимую внешнюю политику. В этом сама суть дела.
Примечание:
* — организация, запрещённая в РФ.